В активе - гудвил
Понятию "гудвил" уже почти 600 лет, но до сих пор скептики пытаются оспорить существование этой бухгалтерской категории. Правда, их сомнения вовсе не мешают владельцам компаний добавлять к оценочной стоимости своих фирм миллионы долларов.
Гудвил - душа фирмы
Все понимают, что покупать уже существующую и действующую компанию обычно значительно удобнее, чем создавать новую самостоятельную фирму. Специалисты легко могут оценить, какую фирму приобретать выгодно, а с какой лучше не связываться. И это зависит не только от ее материальных показателей в виде капитала или прибыли, но и от таких понятий как раскрученность бренда, имидж компании, ее деловые связи. Эти активы организации не имеют традиционных единиц измерения, но тем не менее ощутимо влияют на результаты ее деятельности. Именно комплекс всех этих нематериальных показателей работы компании сейчас принято называть гудвилом.
В силу аморфности и бестелесности гудвила знатоки учета часто ставят под сомнение само его существование. И вопрос о наличии такой категории нередко сводится к решению старой философской проблемы: "Может ли быть то, чего нет?" Несомненно, гудвил является одним из самых нематериальных понятий в бухгалтерском учете. Его нельзя увидеть, потрогать или осязать, но, несмотря на это, он существует. Порой его даже называют душой фирмы, по аналогии с человеческой душой. Гудвил - это своего рода этическая сторона экономической категории.
Популярность на родине
Само понятие "гудвил" появилось в коммерческой практике Англии еще в начале XV века. Но тогда его использование в качестве элемента коммерческих сделок было прямо запрещено английским законодательством. Объяснить это просто: возможность приобретения компании с гудвилом облегчала скупку предприятий и сильно ограничивала конкуренцию, а подчас способствовала даже возникновению монополий в какой-то из отраслей.
В течение двух сотен лет, начиная с 1417 года, участникам купли-продажи предприятий приходилось скрывать наличие гудвила. Его обнаружение могло привести к крупному штрафу и даже к тюремному заключению.
Только спустя 300 лет после первого упоминания, в начале XVII века, гудвил стал предметом жарких дискуссий среди представителей бухгалтерской профессии. Одни в него "верили", другие - нет.
Первой книгой, целиком посвященной гудвилу, была работа профессора Лоуренса Дикси "Гудвил и его отражение на счетах бухгалтерского учета". Она увидела свет в 1897 году в Лондоне. Автор утверждал, что гудвилом следует называть "выгоду, полученную от репутации и коммерческих связей приобретенной компании и от вероятности того, что клиентура этой фирмы останется верна и ее новому владельцу".
После выхода книги о гудвиле заговорили везде: на научных конференциях, в университетских библиотеках, в офисах аудиторских компаний и просто дома за чашкой кофе. Услышать можно было как положительные, так и негативные отзывы.
"Это величайшее изобретение бухгалтеров, позволяющее отразить реальное состояние дел компании!" - писали некоторые "фанаты". "Ничего подобного! Это очередная уловка, способствующая сокрытию реальных финансовых результатов компаний", - утверждали их оппоненты. И подобным спорам не было конца.
С тех пор именно англичане уделяли гудвилу самое пристальное внимание. В период с 1897-го по 1970-е годы английскими авторами было написано более 200 статей и свыше 30 монографий, посвященных изучению этой загадочной категории. И почти каждая из них влекла за собой многочисленные конфликты умов.
Гудвил по-русски
Примерно в это же время швейцарец Иоганн Фридрих Шер закончил свою книгу "Бухгалтерия и баланс". И уже в 1925 году этот труд был переведен на русский язык. Гудвилу там была посвящена целая глава. Но автор негативно относился к загадочному явлению в бухгалтерии и трактовал его как "особый вид вуалирования баланса". И именно в таком разрезе о нем впервые узнали российские бухгалтеры.
Поскольку в это время в стране царила власть Советов и все предприятия принадлежали государству, продавать их было нельзя. И более полувека о гудвиле в России никто не вспоминал. Лишь в узких кругах академической элиты зарождались новые идеи и предпринимались попытки обоснования сущности, а также причин возникновения этой таинственной категории.
Только когда российская экономика начала возвращаться к рыночным отношениям, было разрешено продавать и покупать предприятия. В Гражданском кодексе появилась строка о том, что "предприятия... могут быть объектом купли-продажи, залога, аренды и других сделок, связанных с установлением, изменением и прекращением вещных прав".
Впервые речь о гудвиле зашла в письме Минфина от 23 декабря 1992 г. N 117 "Об отражении в бухгалтерском учете и отчетности операций, связанных с приватизацией предприятий". Самого слова "гудвил" там еще нет, но сказано, что между оценочной стоимостью предприятия и его фактической ценой есть разница. И в соответствии с этим письмом в план счетов бухгалтерского учета к счету "Нематериальные активы" был введен субсчет "Разница между покупной ценой и оценочной стоимостью".
Следующие восемь лет, вплоть до выхода в свет в октябре 2000 года ПБУ 14\2000 "Учет нематериальных активов", это письмо Минфина было единственным нормативным документом, в котором чиновники упоминали гудвил. И только в ПБУ 14\2000 минфиновцы наконец дали определение гудвила и признали, что отражать в бухучете его нужно в качестве актива с последующей амортизацией в течение периода не более 20 лет.
Новая жизнь старого понятия
В разных странах гудвил учитывают по-разному. Допустимые сроки амортизации гудвила варьируют от 5 до 40 и более лет.
В созданном в 2004 году новом стандарте финансовой отчетности МСФО 3 "Объединение компаний" разработчики предложили свежее решение учета гудвила. Они заявили, что это вообще - неамортизируемый актив, подлежащий тестированию на обесценение.
Сегодня, когда гудвил становится практически повседневным явлением в жизни бухгалтера, его таинственность и загадочность по-прежнему приводят в трепетное волнение сердца наших коллег так же, как в далеком XIX веке.
Загадочный гудвил
Good в буквальном переводе с английского означает "хорошо". А will имеет 173 различных значения начиная с "добрых намерений", "воли" и "своеволия" и заканчивая "завещанием" или "последней волей". Вот и получается, что гудвил в дословном переводе не дает конкретного представления о том, что он обозначает. И только на конкретных примерах можно объяснить, что же относится к этой категории.
Долгое время название good will состояло из двух самостоятельных слов, но постепенно они слились в одно, и с 1786 года goodwill пишут слитно. Англичане обычно добавляют к слову goodwill прилагательное business или commercial - деловой или коммерческий гудвил.
Н. Соколова
"Расчет", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Расчет"
Учредитель - ООО "РедСо"
Свидетельство о регистрации СМИ ПИ N ФС77-28195
Адрес редакции: 107023, г. Москва, ул. Электрозаводская, д. 14, стр. 1
тел. 8 (495) 737-76-24
e-mail: info@raschet.ru