Комментарий к письму Минфина РФ от 19 сентября 2005 г.
N 03-11-04/2/80 "Об отражении расходов на пользование лесным фондом
при применении упрощенной системы налогообложения"
У пользователей упрощенной системы налогообложения традиционно возникают проблемы с учетом ряда затрат по причине того, что перечень расходов, которые можно включить в расчет "упрощенного" единого налога, является закрытым. Одна из таких ситуаций рассмотрена в опубликованных разъяснениях Минфина России. Речь идет о возможности включения в УСН-расходы сумм платежей за пользование лесным фондом.
Прежде чем ответить заинтересованной организации на данный вопрос, финансовые специалисты напомнили, что платежи за лесопользование могут взиматься в виде лесных податей либо арендной платы - при краткосрочном пользовании или аренде участков лесного фонда соответственно (ст. 103 ЛК РФ). Причем, как указали финансисты, именно от вида платежа и будет зависеть, уменьшит ли он доход "упрощенца" в целях расчета единого налога.
Подход работников финансового ведомства вполне стандартен и базируется на перечне "разрешенных" расходов при использовании упрощенной системы, приведенном в пункте 1 статьи 346.16 Налогового кодекса. Так, в его подпункте 4 фигурируют траты на аренду имущества. В то же время размер, порядок, условия и сроки внесения платы за аренду участка лесного фонда определяются как раз арендным договором, который, по мнению финансистов, носит все признаки договора гражданско-правового характера. Таким образом, ничто не мешает "упрощенцу" учесть арендные платежи за пользование участками лесного фонда при расчете единого налога.
Что же касается лесных податей, то этому виду платежей "повезло" меньше. В закрытом перечне "упрощенных" расходов такие траты прямо не упомянуты. Этого основания, на взгляд работников Минфина, вполне достаточно, чтобы исключить подати из налогового расчета. Финансисты не стали даже рассматривать возможность учета этих платежей в составе материальных расходов или расходов на освоение новых производств, как было предложено организацией, обратившейся с вопросом в финансовое ведомство. Таким образом, если фирма-"упрощенец" решится использовать один из указанных способов для учета в расходах лесных податей, ей, вероятнее всего, не избежать судебных разбирательств. Заметим, что исход последних спрогнозировать трудно, поскольку примеров подобной арбитражной практики пока еще нет.
Т.Ю. Легарова,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 19, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.