Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 8 сентября 2005 г. N КА-А40/8432-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 5 сентября 2005 г.
Общество с ограниченной ответственностью "Юнека" (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Инспекции МНС России N 6 Центрального административного округа по г. Москве (далее - Инспекция) о признании недействительным решения N 12-13/271 от 01.11.2004 г. об отказе в возмещении НДС, обязании совершить действия по возмещению НДС в форме возврата в размере 1 850 972 руб. и в форме зачета в размере 2 363 574 из федерального бюджета.
Решением от 11.03.2004 года Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 26.05.2005 года Девятого арбитражного апелляционного суда, заявленные требования удовлетворены в полном объеме, поскольку налогоплательщик в установленном налоговым законодательством порядке подтвердил право применения налоговой ставки 0 процентов на основании ст.ст. 164, 165 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ).
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст.ст. 284, 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в связи с кассационной жалобой Инспекции, в которой налоговый орган просил решение и постановление отменить и, приняв новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать на основании того, что Обществом при подтверждении права на возмещение НДС по ставке 0 процентов представлены ненадлежащим образом оформленные документы, а именно: банковские документы не соответствуют требованиям подпунктов 1, 2 пункта 1 ст. 165 НК РФ, "Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", утвержденным приказом Центрального Банка Российской Федерации N 205-П, ранее действовавшей Инструкции Центрального Банка Российской Федерации от 18.06.1997 N 61 "Правила ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации", таким образом, представленные банковские документы Общества не являются доказательствами поступления экспортной валютной выручки; счета-фактуры для подтверждения налоговых вычетов составлены и выставлены с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 ст. 169 НК РФ.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "утвержденных приказом Центрального Банка Российской Федерации" следует читать "утвержденных Положением Центрального Банка Российской Федерации"
В судебном заседании представитель Инспекции поддержал доводы кассационной жалобы, в судебном заседании и в отзыве на жалобу представитель Общества возражал против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебных актах.
Считая данное решение Инспекции незаконными, ООО "Юнека" обратилось с настоящим заявлением суд.
Общество представило налоговому органу декларацию по НДС по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2004 года и комплект документов в полном соответствии с требованиями ст. 165 НК РФ.
По результатам проверки вынесено решение налогового органа N 12-13/271 от 01.11.2004 года "Об отказе полностью в возмещении сумм налога на добавленную стоимость", в соответствии с которым Обществу отказано в применении налоговой ставки 0 процентов по представленным налоговым декларациям по налоговой ставке 0 процентов за июнь 2004 год при реализации товаров в размере 14 497 830 руб., а также отказано в применении налоговых вычетов в размере 4 214 546 руб.
Из материалов дела следует, что ООО "Юнека" осуществляло экспортные поставки товара (запчастей для автомобилей и тракторов) за пределы таможенной территории Российской Федерации на основании заключенных с инопокупателями, Фирмой "RACUZA" (Куба), Фирмой "OMMIA HOIDING LIMITED" (Куба), Фирмой "ВМН" (Испания), "ВМН IMPORT INC" (Британские Виргинские острова) контрактов.
Согласно частям 1, 2, 3, 4, 5 ст. 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленной силы.
Довод налогового органа о том, что банковское документы не соответствуют требованиям подпунктов 1, 2 пункта 1 ст. 165 НК РФ, судом кассационной инстанции отклоняется по следующим основаниям.
Согласно Положению о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Центральным Банком России от 05.12.2002 N 205-П зачисление в иностранной валюте на счет клиентов юридических лиц осуществляется по системе межфилиальных расчетов с использованием счета 474.22.9 "Внутрирайонные расчеты внутри ФОСБ". Средства, поступившие от инопартнера, зачисляются на указанный счет, и отражаются в выписке по транзитному счету организации в корреспонденции со счетом 474.22.9.
Выписки банка должны соответствовать требованиям Положения о правилах ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации, утвержденных Центральным Банком России от 05.12.2002 N 205-П, согласно п. 2.1 части 3 которого в реквизитах лицевых счетов отражаются: дата совершения операции, номер документа, вид (шифр) операции, номер корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток и другие реквизиты.
Требование Инспекции об указании в выписке банка данных, позволяющих идентифицировать поступивший в счет оплаты за экспортный товар платеж, не основано на положениях банковского законодательства.
Таким образом, выписка банка соответствует "Правилам ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской" Федерации", утвержденных Центральным Банком России от 05.12.2002 N 205-П.
Положениями подпункта 2 пункта 1 ст. 165 НК РФ право налогоплательщика на применение ставки 0 процентов не ставится в зависимость от номера счета, с которого поступила экспортная выручка.
Зачисление экспортной выручки на счета клиентов производится согласно выписке, получаемой от иностранного банка-корреспондента, в соответствии с реквизитами кредитного авизо в формате SWIFT. SWIFT-сообщение содержит ссылки на контракты с инопокупателем, наименование плательщика и размер поступивших денежных средств на счет налогоплательщика и отвечает требованиям, предъявляемым к оформлению платежных документов, установленным Центральным Банком Российской Федерации.
Выписки и SWIFT-послания, предъявленные ООО "Юнека" в налоговый орган, в совокупности подтверждают фактическое поступление на счет налогоплательщика валютной выручки от инопокупателя товара по контракту.
Кроме того, на запрос ООО "Юнека" (от 03.12.2004 г. N 248) о порядке оформления выписок из лицевых счетов клиентов Сберегательный банк Российской Федерации (Мещанское отделение N 7811 г. Москвы) письмом от 21.12.2004 N 07-17399 подтвердил вышеуказанные обстоятельства, а также обязался подтвердить поступление валютной выручки по контрактам на основании паспортов сделок.
В соответствии с подпунктом 1 п. 1 ст. 164 НК РФ при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта, при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории Российской Федерации и представления в налоговый орган документов, предусмотренных ст. 165 НК РФ, а также работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров (работ, услуг) налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов.
В пункте 1 статьи 165 НК РФ содержится перечень документов, которые должны предоставляться налогоплательщиком в налоговый орган в целях подтверждения обоснованности применения ставки 0 процентов и налоговых вычетов при реализации товаров, помещенных под таможенный режим экспорта и фактически вывезенных за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд пришел к выводу о том, что заявитель подтвердил свое право на применение налоговой ставки 0 процентов по НДС, представив в Инспекцию полный пакет документов на основании п.п. 1 ст. 164, ст. 165 НК РФ.
Данный вывод соответствует закону и фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со ст. 165 НК РФ при реализации товаров, предусмотренных подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов представляются следующие документы: контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным лицом на поставку товара за пределы таможенной территории; выписка банка (копия выписки банка), подтверждающая фактическое поступление выручки от иностранного лица, ГТД (ее копия) с отметками российского таможенного органа, осуществившего выпуск товаров в режиме экспорта, и российского таможенного органа, в регионе деятельности которого находится пункт пропуска, через который товар был вывезен за пределы таможенной территории Российской Федерации; копии транспортных, товаросопроводительных или иных документов с отметками пограничных таможенных органов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
Довод Инспекции о ненадлежащем оформлении счетов-фактур, а именно: в отсутствии номера платежно-расчетного документа, идентификационного номера налогоплательщика, адреса грузополучателя и покупателя, - судом кассационной инстанции не может быть принят во внимание по следующим основаниям.
Согласно п. 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации невыполнение требований к счету-фактуре, не предусмотренных пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
В соответствии с пунктами 1, 2 ст. 169 Налогового кодекса Российской Федерации счет-фактура является документом, служащим основанием для принятия предъявленных сумм налога к вычету или возмещению в порядке, предусмотренном главой 21. Счета-фактуры, составленные и выставленные с нарушением порядка, установленного пунктами 5 и 6 настоящей статьи, не могут являться основанием для отказа принять к вычету суммы налога, предъявленные продавцом.
Указанные Инспекцией недостатки в оформлении счетов-фактур устранены Обществом после вынесения налоговым органом решения и до момента обращения в Арбитражный суд, что является допустимым и не нарушает действующего налогового и арбитражного законодательства.
Довод налогового органа о том, что в представленных счетах-фактурах не указаны номера платежно-расчетного документа, не может являться основанием для отказа в возмещении налога, поскольку в спорные документы Обществом были внесены исправления. При этом фактическая уплата НДС по данным счетам-фактурам не отрицается налоговым органом.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе истребовать от налогоплательщика пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (удержания перечисления) налогов.
В соответствии с абзацем 4 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов.
Инспекция в соответствии с данной нормой полномочием по истребованию дополнительных документов у налогоплательщика не воспользовалась.
В соответствии с п. 1 ст. 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 настоящего Кодекса, на установленные настоящей статьей налоговые вычеты.
Согласно п. 2 ст. 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления производственной деятельности или иных операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктами 2 и 6 статьи 170 настоящего Кодекса; товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.
В соответствии с пунктом 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 настоящего Кодекса, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в случаях, предусмотренных пунктами 3, 6-8 статьи 171 настоящего Кодекса.
Вычетам подлежат, если иное не установлено настоящей статьей, только суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), либо фактически уплаченные ими при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей, и при наличии соответствующих первичных документов.
В п. 4 ст. 176 НК РФ установлены требования и порядок возмещения из бюджета налога на добавленную стоимость по операциям, облагаемым по налоговой ставке 0 процентов, уплаченного поставщикам приобретенных на территории Российской Федерации товаров (работ, услуг).
В соответствии с п. 4 данной статьи вычеты сумм налога, предусмотренных статьей 171 НК РФ в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), перечисленных в пункте 1 статьи 1 статьи 164 НК РФ, производятся на основании отдельной декларации и только при представлении в налоговые органы соответствующих документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.
Факт уплаты заявителем НДС поставщикам установлен судом, подтверждается материалами дела и не оспаривается налоговым органом.
Учитывая вышеизложенное, судебные акты является законными и обоснованными, вынесенными с соблюдением норм материального и процессуального права и оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 11.03.2004 года по делу N А40-3224/05-116-41 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 26.05.2005 года N 09АП-4661/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 6 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 8 сентября 2005 г. N КА-А40/8432-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании