Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 14 сентября 2005 г. N КА-А40/8556-05-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 7 сентября 2005 г.
ООО "Коммерческий инвестиционный Промышленно-Энергетический банк" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции МНС РФ N 44 по г. Москве N 02-12-55 от 4 августа 2003 года в части доначисления налога на прибыль в сумме 4326542,72 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления налога на прибыль на базе переходного периода в сумме 900299,16 руб., а также соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 556924,35 руб., соответствующих сумм пени и штрафа, доначисления дополнительных платежей по налогу на прибыль.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 12 февраля 2004 года, дополнительным решением того же суда от 12 апреля 2004 года, оставленными без изменения постановлением апелляционной инстанции того же суда от 24 июня 2004 года, признано недействительным решение Межрайонной инспекции МНС РФ N 44 по г. Москве от 4 августа 2003 года N 02-12-55 в части доначисления налога на прибыль в размере 510260,32 руб., в части доначисления НДС в размере 556924,35 руб., начисления соответствующих дополнительных платежей, пени и штрафа, в остальной части в удовлетворении требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 5 ноября 2004 года названные судебные акты отменены.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 7 апреля 2005 года оспариваемое решение признано недействительным полностью.
В кассационной жалобе Межрайонная инспекция ФНС РФ N 50 по г. Москве (правопреемник Межрайонной инспекции МНС РФ N 44 по г. Москве) просит об отмене судебного акта, ссылаясь на то, что он вынесен с нарушением закона.
Выслушав представителя Инспекции, поддержавшего доводы жалобы, представителей Общества, возражавших против ее удовлетворения по мотивам, изложенным в судебном акте и письменных объяснениях на кассационную жалобу, проверив материалы дела, кассационная инстанция не находит оснований для отмены решения суда.
Судом установлено, что в проверяемый период заявитель начислял проценты по займам, оформленным собственными векселями со сроком погашения "по предъявлении, но не ранее" определенной даты со дня составления векселя. Начисленные проценты были выплачены клиентам и отнесены на расходы, включаемые в себестоимость оказываемых банком услуг.
Пунктом 24 Положения "Об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями", утвержденного Постановлением Правительства РФ N 490 от 16 мая 1994 года предусмотрено, что в состав расходов, включаемых в себестоимость оказываемых банками услуг, относятся начисленные проценты по долговым обязательствам банка (облигациям, векселям, сертификатам).
Ограничений относительно суммы начисленных процентов, которая может быть отнесена на расходы банка, в этой норме не содержится.
В п. 5 Положения "О переводном и простом векселе" установлено, что в переводном векселе, который подлежит оплате сроком по предъявлении или во столько-то времени от предъявления, векселедатель может обусловить, что на вексельную сумму будут начисляться проценты со дня составления переводного векселя, если не указана другая дата.
Налоговый орган не оспаривает, что споров между сторонами по векселю по вопросу исчисления срока начисления процентов не имеется, сами проценты были фактически уплачены.
При таких обстоятельствах суд обоснованно указал в решении, что начисление процентов со дня составления векселя в данном случае является правильным.
Эти выводы распространяются и на дисконтные векселя, выпущенные Банком.
Выводы Налоговой инспекции о неправомерном отнесении заявителем в расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль в сумме 1388427 руб. сделаны без учета имеющейся у Банка переплаты, которая отражена в акте сверки от 22 декабря 2003 года и налоговым органом не оспаривается.
Следовательно, вывод суда об отсутствии оснований для привлечения Банка к ответственности является законным.
Доводы Инспекции о том, что комиссионный сбор, взимаемый Банком за оформление сделки при продаже собственных ценных бумаг клиенту, является операцией, связанной с обращением ценных бумаг и подпадает под перечень услуг, освобождаемых от налога на добавленную стоимость, проверялись судом и признаны необоснованными.
Проанализировав ст. 38 НК РФ, определяющей понятие "услуги", Положение об обращении бездокументарных простых векселей на основе учета прав их держателей, утвержденного Постановлением Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку N 5 от 21 марта 1996 года, ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость", суд обоснованно указал, что операции, связанные с обращением ценных бумаг включают в себя несколько взаимосвязанных и неразрывных действий Банка, в частности, выпуск ценной бумаги, куплю-продажу ценной бумаги, мену ее, учет, выкуп и т.п. Вычленить какое-либо действие из общих фактических действий Банка по выпуску ценной бумаги невозможно, поскольку это единый процесс.
Таким образом, комиссионный сбор, взимаемый Банком за оформление сделки при продаже собственных ценных бумаг клиенту, является операцией, связанной с обращением ценных бумаг и подпадает под перечень операций, освобождаемых от уплаты НДС.
П.п. 3 п. 3 ст. 149 НК РФ установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) на территории РФ осуществление банками банковских операций (за исключение инкассации), в том числе ряд особо выделенных банковских операций.
Ст. 6 Федерального закона РФ N 395-1 от 2 декабря 1990 года "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что деятельность кредитной организации на рынке ценных бумаг относится к банковским операциям.
Операции по обмену векселей связаны с обращением ценных бумаг, поэтому суд обоснованно, в соответствии с п.п. "ж" п. 1 ст. 5 Закона РФ "О налоге на добавленную стоимость" указал, что заявитель правомерно не уплачивал НДС по операциям мены собственных и учтенных векселей.
Нормы материального права при разрешении спора применены правильно, требования процессуального закона соблюдены.
Оснований, предусмотренных ст. 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для отмены судебного акта, не имеется.
Доводы Инспекции в кассационной жалобе повторяют ее возражения, изложенные при рассмотрении спора по существу, были предметом оценки суда.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 07.04.05 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции ФНС РФ N 50 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 14 сентября 2005 г. N КА-А40/8556-05-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании