Пояснительная записка
к проекту федерального закона "О парламентском расследовании"
Проект федерального закона "О парламентском расследовании" (далее - проект) разработан во исполнение пункта 12 перечня поручений Президента Российской Федерации по реализации основных положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2005 год (N Пр-792 от 10 мая 2005 г.).
Проектом устанавливаются предмет парламентского расследования, основания для его возбуждения, организационные формы парламентского расследования и основные положения, касающиеся процедуры его проведения, а также обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании.
В соответствии с проектом парламентскому расследованию подлежат:
факты грубого или массового нарушения гарантированных Конституцией Российской Федерации прав и свобод человека и гражданина;
обстоятельства, связанные с возникновением чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
обстоятельства, связанные с наступлением негативных последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Для расследования указанных фактов и обстоятельств палатами Федерального Собрания Российской Федерации на паритетных началах создается комиссия, которая формируется на время расследования и после его завершения распускается. Комиссию возглавляют обладающие равными правами сопредседатели, избираемые палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
Комиссия реализует свои полномочия путем проведения пленарных заседаний, которые считаются правомочными, если на них присутствует две трети от общего числа членов комиссии, направленных в ее состав палатами Федерального Собрания Российской Федерации.
Для изучения отдельных фактов и обстоятельств, а также для выезда в необходимых случаях на место расследуемых событий комиссией могут создаваться рабочие группы, в состав которых на паритетных началах входят члены комиссии - депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации.
В ходе проведения парламентского расследования комиссия имеет право запрашивать и получать в установленном порядке от Правительства Российской Федерации, федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, учреждений и организаций относящиеся к предмету парламентского расследования копии документов, а также информацию, необходимую для проведения расследования. Комиссия также наделяется правом приглашать на свои заседания для дачи объяснений должностных лиц и граждан и вести протокол их опроса.
Проектом предусматриваются обязанность должностных лиц предоставлять копии требуемых документов и запрашиваемую информацию, обязанность должностных лиц и граждан, приглашенных комиссией, прибыть на ее заседание и дать все необходимые объяснения по расследуемым комиссией фактам и обстоятельствам, а также правдиво ответить на вопросы, поставленные комиссией.
За отказ в предоставлении или за уклонение от предоставления запрашиваемых комиссией или рабочей группой копий документов и информации, за предоставление заведомо неполной либо заведомо ложной информации, а также за отказ от дачи объяснений и дачу заведомо ложных ответов на вопросы, поставленные комиссией или рабочей группой, за неявку на заседание комиссии без уважительных причин должностные лица несут административную или уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Указанная ответственность предусматривается статьей 17.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях ("Невыполнение законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы") и статьей 287 Уголовного кодекса Российской Федерации ("Отказ в предоставлении информации Федеральному Собранию Российской Федерации или Счетной палате Российской Федерации").
По результатам парламентского расследования комиссия подготавливает итоговый доклад, в котором излагаются установленные комиссией факты и обстоятельства.
Итоговый доклад направляется комиссией в Государственную Думу. Утвержденный Государственной Думой итоговый доклад направляется в Совет Федерации.
В случае если итоговый доклад комиссии не утверждается одной из палат Федерального Собрания Российской Федерации, расследование прекращается.
Утвержденный палатами Федерального Собрания Российской Федерации итоговый доклад комиссии направляется Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, публикуется в "Парламентской газете" и размещается в международной компьютерной сети "Интернет".
Итоговый доклад может направляться также в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и Генеральному прокурору Российской Федерации.
После направления итогового доклада Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации парламентское расследование считается завершенным и комиссия распускается.
Для организационного обеспечения деятельности комиссии на паритетных началах формируется ее аппарат, состоящий из штатных сотрудников аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на содержание палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Расходы граждан, привлеченных к участию в парламентском расследовании, возмещаются в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
Принятие федерального закона "О парламентском расследовании" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О парламентском расследовании"
В соответствии с частью 1 статьи 25 проекта федерального закона "О парламентском расследовании" (далее - проект) финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности парламентской комиссии (далее - комиссия) осуществляется за счет средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Из указанных средств согласно части 2 статьи 25 проекта осуществляются возмещение в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации, расходов на проезд и проживание граждан в связи с прибытием на заседание комиссии, почтовых расходов, а также компенсация за фактическую потерю времени в связи с привлечением к участию в парламентском расследовании граждан, приглашенных на заседание комиссии для дачи объяснений по расследуемым ею фактам и обстоятельствам.
Дополнительных расходов из средств федерального бюджета на организационное и кадровое обеспечение деятельности комиссии не потребуется, поскольку согласно статье 13 проекта аппарат комиссии формируется из штатных работников аппаратов палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Что касается полномочий членов рабочих групп комиссии, реализуемых ими при исполнении поручений комиссии, включая выезд на место расследуемых событий, то согласно части 2 статьи 20 проекта они определяются Федеральным законом от 8 мая 1994 г. N 3-ФЗ "О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Таким образом, финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности комиссии предполагается осуществлять в пределах общего объема средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности палат Федерального Собрания Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О парламентском расследовании"
Принятие федерального закона "О парламентском расследовании" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия других актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.