Пояснительная записка
к проекту федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации"
Досье на проект федерального закона
Разработка законопроекта осуществлялась в соответствии с п. 22 Плана законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации на 2005 г., утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 апреля 2005 г. N 335-р.
Законопроект вносится на основании пункта 1 Плана действий межведомственной рабочей группы по выработке комплекса мер, необходимых для ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г. в соответствии с поручением Руководителя Администрации Президента Российской Федерации N А4-13440 от 28 июля 2005 г., поручением Правительства Российской Федерации N АЖ-П4-3825 от 1 августа 2005 г., поручением Правительства Российской Федерации N АЖ-П2-4082 от 12 августа 2005 г.
Информационная сфера - одна из наиболее динамичных и быстро развивающихся сфер общественных отношений, нуждающихся в адекватном правовом регулировании. Законодательные акты в данной сфере были приняты во второй половине 90-х годов и уже не отвечают современному состоянию общественных отношений, по отдельным вопросам вступают в противоречие с более поздними законодательными актами, в том числе с Гражданским кодексом Российской Федерации, тормозят развитие информационного общества.
Очевидной становится необходимость их корректировки и, в первую очередь, базового законодательного акта - Федерального закона от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации" (в редакции Федерального закона от 10 января 2003 г. N 15-ФЗ).
Основные причины разработки проекта федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" следующие:
1) несоответствие действующего закона современным реалиям использования информационных технологий;
2) концептуальные дефекты действующего закона, противоречивость и несогласованность основных положений и норм;
3) необходимость устранения пробелов в праве, связанных, в том числе, с передачей информации как объекта гражданских прав и отсутствием регулирования общественных отношений, связанных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей.
Разработка законопроекта направлена на достижение следующих целей:
1) устранение имеющихся пробелов и противоречий, в частности, приведение понятийного аппарата и механизмов регулирования в соответствие с практикой применения информационных технологий, в том числе, определение понятий "информационная система", "информационно-телекоммуникационная сеть", "электронное сообщение" и др.;
2) решение актуальных проблем, которые обозначил опыт существования Федерального закона "Об информации, информатизации и защите информации" (например, определение правового статуса различных категорий информации, регулирование создания и эксплуатации информационных систем, установление общих требований к использованию информационно-телекоммуникационных сетей);
3) создание необходимой правовой основы для реализации конституционных прав граждан, защиты общественных и государственных интересов в сфере использования современных информационных технологий;
4) уточнение закрепленных в действующей редакции подходов к регулированию различных категорий информации.
Принятие закона позволит:
1) приблизить законодательство Российской Федерации к международной практике регулирования информационных отношений;
2) устранить пробел в регулировании передачи информации как объекта гражданских прав;
3) унифицировать, как с понятийной, так и содержательной точки зрения принципы и правила регулирования информационных отношений;
4) заложить эффективную правовую основу создания и эксплуатации государственных и иных информационных систем;
5) законодательно закрепить принципы использования информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе, при международном информационном обмене;
6) установить основные правила и перечень способов защиты публичных и гражданских прав на информацию, защиты самой информации путем принятия основных правовых, организационных и технических (программно-технических) мер по ее защите.
Законопроектом в соответствии с Гражданским кодеком Российской Федерации и с учетом Федерального закона от 29 июля 2004 г. N 98-ФЗ "О коммерческой тайне" предусмотрено использование понятия "обладатель информации". Данная конструкция позволяет в условиях российского законодательства решить вопрос о принадлежности информации и правомочиях ее обладателя. Кроме того, детализирована конструкция передачи информации по договору другому лицу полностью (по договору об уступке прав на информацию) либо частично (по лицензионному договору).
В новой редакции законопроект имеет новое название "Об информации, информационных технологиях и защите информации", отвечающее его содержанию. В законопроекте раскрываются различные формы использования современных информационных технологий, таких как информационные системы, информационно-телекоммуникационные сети. В этой связи использование понятия "информационные технологии" в названии законопроекта признано целесообразным и приоритетным по сравнению с применением такого неопределенного понятия как "информатизация".
Центральное место будущего закона в системе информационного законодательства Российской Федерации определяет его приоритетную роль в вопросах регулирования информационных отношений и позволит обеспечить единообразное, системное и обоснованное регулирование информационной сферы.
Учитывая вышеизложенное, принятие настоящего законопроекта позволит создать правовою основу для реализации государственных задач, связанных с построением в России информационного общества и с обеспечением вхождения страны в мировое информационное пространство.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации"
Реализация федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию, в том числе актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации в связи с проектом федерального закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации"
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих признанию утратившими силу в связи с будущим законом:
1. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. N 24-ФЗ "Об информации, информатизации и защите информации".
2. Федеральный закон от 4 июля 1996 г. N 85-ФЗ "Об участии в международном информационном обмене".
3. Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера".
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 3 ноября 1994 г. N 1233 "Положение о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти".
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 1996 г. N 226 "О государственном учете и регистрации баз и банков данных" (в ред. Постановления Правительства РФ от 02.03.2005 N 101).
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих изменению в связи с будущим законом:
1. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 20-ФЗ "О государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы" (в части приведения в соответствие с законом с целью установления единообразного понятийного аппарата и регулирования государственных информационных систем).
2. Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (в ред. Федеральных законов от 13.03.2002 N 28-ФЗ, от 21.03.2002 N 31-ФЗ, от 09.12.2002 N 164-ФЗ, от 10.01.2003 N 17-ФЗ, от 27.02.2003 N 29-ФЗ, от 11.03.2003 N 32-ФЗ, от 26.03.2003 N 36-ФЗ, от 23.12.2003 N 185-ФЗ, от 02.11.2004 N 127-ФЗ, от 21.03.2005 N 20-ФЗ).
3. Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 44-ФЗ "О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей" (в части приведения в соответствие с законом с целью установления единообразного понятийного аппарата и регулирования государственных информационных систем).
4. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 г. N 98 "Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти" (в части приведения в соответствие с законом с целью установления единообразного понятийного аппарата).
5. Приказ Минздрава России от 28 мая 2003 г. N 224 "Об утверждении Положения об информационной системе, обеспечивающей субъекты обращения лекарственных средств необходимой информацией" (зарегистрировано в Минюсте России 3 июня 2003 г. N 4628) (в части приведения в соответствие с законом с целью установления единообразного понятийного аппарата и регулирования государственных информационных систем).
Перечень нормативных правовых актов, подлежащих принятию в связи с будущим законом:
1. Федеральный закон "Об обеспечении доступа к информации о деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления".
2. Федеральный закон "О персональных данных".
3. Федеральный закон "О служебной тайне".
4. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении перечня представляемой в обязательном порядке информации и владельцев федеральных информационных систем, уполномоченных на сбор этой информации.
5. Постановление Правительства Российской Федерации об утверждении порядка регистрации федеральных информационных систем.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.