Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 195256-4 "О внесении изменений в статьи 10 и 15 Федерального закона "Об оружии"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 15 Федерального закона "Об оружии" имеет целью обеспечение условий эффективной деятельности организаций, проводящих полевые работы, связанные с геологоразведкой, в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Законопроект направлен на решение актуальной задачи, не решенной в действующем законодательстве и имеющей важное экономическое значение.
В Послании к Федеральному Собранию Российской Федерации Президент Российской Федерации Путин В.В. поставил задачу удвоения до 2010 года внутреннего валового продукта Российской Федерации.
Важное место в решении данной задачи занимает минерально-сырьевой комплекс Российской Федерации, роль которого в развитии страны сейчас и в обозримой перспективе является основополагающей. Россия является крупнейшим производителем и экспортером минерально-сырьевой продукции. В 2004 году объем производства в этом секторе экономики составил 150 млрд. долларов, 70% российского экспорта приходится на минерально-сырьевой комплекс. В 2003 году доходы федерального бюджета составили 2,6 трлн. рублей. При этом более 1,4 трлн. рублей пришлось на поступления от добычи минерального сырья.
Таким образом, экономика страны в большой мере зависит от осуществляемой деятельности в сфере недропользования. Однако по оценке Министерства природных ресурсов Российской Федерации положение в этой области неустойчиво и здесь накопилось большое количество проблем, которые в ближайшем будущем могут изменить кажущуюся благополучной ситуацию. К числу главных проблем министерство относит неполную компенсация добычи приростом запасов и сокращение поискового задела. Это связано с тем, что с конца 80-ых годов прошлого века произошло лавинообразное падение объемов поисково-разведочного бурения, сейсморазведочных работ, соответственно произошел резкий спад прироста минерально-сырьевых запасов. Фактически, в это время произошла остановка деятельности десятков геологоразведочных экспедиций и предприятий.*
Важной государственной задачей в этой связи является стимулирование геологоразведочной деятельности, создание благоприятных условий для работы организаций, проводящих полевые работы, связанные с геологоразведкой.
Однако, действующее законодательство не всегда выполняет эту задачу, а порой становится препятствием при осуществлении такой деятельности.
Так, одним из важных условий для проведения геологоразведочных работ является обеспечение безопасности работников, проводящие указанные работы в полевых условиях, для чего геологоразведочные партии снабжались оружием для защиты от диких зверей.** Особенно это актуально для районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, где геологоразведочные работы проводятся на удаленных и труднодоступных территориях.
Тем не менее, в Федеральном законе от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ "Об оружии" для геологоразведочных организаций не было предусмотрено права на приобретение огнестрельного оружия. Федеральным законом от 19 ноября 1999 г. N 194-ФЗ в Федеральный закон "Об оружии" были внесены изменения, расширяющие перечень субъектов, имеющих право на приобретение оружия. В том числе таким правом были наделены подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, охраной природы и природных ресурсов в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Однако, это лишь частично решило проблему, поскольку основная масса геологоразведочных организаций не входит в систему Российской академии наук, хотя осуществляет такую же деятельность в аналогичных, а зачастую, и в более сложных условиях. Это привело к тому, что органами внутренних дел у геологоразведочных организаций стало изыматься имевшееся у них оружие, что может значительно затруднить их деятельность и даже привести к ее прекращению.
Субъекты Российской Федерации неоднократно обращались в Государственную Думу с законопроектами о внесении соответствующих дополнений в Федеральный закон "Об оружии" (Читинская областная Дума в 2001 и 2002 годах, Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия) в 2004 году).
Однако эти предложения не были поддержаны по следующим мотивам:
1. Высказывалось мнение, что геологоразведочные организации можно отнести к юридическим лицам с особыми уставными задачами, которые в соответствии со статьей 12 Федерального закона "Об оружии" имеют право на приобретение огнестрельного оружия.
Однако по смыслу данной статьи к юридическим лицам с особыми уставными задачами относятся организации, главной функцией которых является охрана перечисленных в этой статье особо ценных объектов, для чего этим организациям и выдается оружие.
Основной задачей геологоразведочных организаций является проведение геологоразведочных работ, в связи с чем они не могут быть отнесены к юридическим лицам с особыми уставными задачами. Это следует также из содержания статей 10 и 15 Федерального закона "Об оружии", в которых подразделения Российской академии наук, проводящие полевые работы, связанные с геологоразведкой, отнесены к перечню других субъектов, имеющих право на приобретение оружия.
2. Высказывалось опасение, что под видом геологоразведочных организаций могут быть созданы различные "сомнительные" организации, что приведет к неконтролируемому распространению огнестрельного оружия.
Однако, по такому мотиву следовало бы лишить права приобретать оружие и многие другие организации, перечисленные в Федеральном законе "Об оружии", например, занимающиеся оленеводством и коневодством и другие (ст. 15).
Предоставление законом права приобретать оружие не ведет к его бесконтрольному распространению, поскольку в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" порядок выдачи лицензии на приобретение оружия и правила его использования устанавливаются Правительством Российской Федерации, которое своим нормативными актами определяет конкретные условия предоставления лицензии, исключающие возможность попадания оружия в "случайные руки".
Аналогичный подход присутствует и в других статьях Федерального закона "Об оружии". Так, в статье 12 этого закона разрешаются приобретение и использование охотничьего огнестрельного оружия в качестве служебного организациям, которые в соответствии с Федеральным законом "О животном мире" осуществляют функции охраны объектов животного мира и среды их обитания. В соответствии со статьей 10 указанного закона в охране и использовании животного мира, сохранении и восстановлении среды его обитания участвуют, в том числе, юридические лица, включая общественные объединения и религиозные организации. Тем не менее, эти организации не смогут приобретать оружие, поскольку нормативными актами Правительства Российской Федерации им такого права не предоставлено.
3. Заявлялось, что для обеспечения своей безопасности при проведении полевых работ геологи могут иметь гражданское оружие в соответствии со статьями 3 и 13 Федерального закона "Об оружии", предоставляющими гражданам право приобретать оружие в целях самообороны, для занятий спортом и охоты.
Однако, неправомерно требовать от работника приобретать в собственность оружие для обеспечения личной безопасности при осуществлении им своих трудовых функций. Кроме того, приобретение гражданином оружия, особенно нарезного, обусловлено целым рядом ограничительных требований, а использование гладкоствольного оружия недостаточно эффективно при защите от крупных зверей.
4. Предлагалось в целях обеспечения защиты жизни и здоровья работников геологоразведочных организаций и охраны их имущества использовать услуги частных охранных организаций, которые в соответствии с Законом Российской Федерации "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" наделены правом на использование огнестрельного оружия.
Однако данное предложение является совершенно нереальным, поскольку в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях частных охранных организаций практически не существует. Кроме того, даже при наличии таких организаций возможность предоставления ими охранных услуг геологоразведочным организациям представляется маловероятной в силу специфики деятельности геологоразведочных партий, осуществляющих свою работу в труднодоступных и отдаленных районах в течении длительного периода от нескольких месяцев до одного года.
Таким образом, убедительных оснований для запрета геологоразведочным организациям приобретать оружие для обеспечения своей профессиональной деятельности нет. В связи с указанными обстоятельствами, принятие предлагаемого федерального закона является обоснованным и необходимым.
______________________________
* См.: Доклад Министра природных ресурсов Российской Федерации Трутнева Ю.П. о долгосрочной государственной программе изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на заседании Правительства Российской Федерации 11.11.2004 г.
** Пункт 2.1.4. раздела 2 "Работа в полевых условиях"устанавливает, что при проведении работ в районах, где водятся опасные для человека хищные звери, в каждой группе (бригаде) полевого подразделения, а также у работников-дежурных в полевом лагере (базе) должны быть огнестрельное оружие, боеприпасы и охотничий нож. (Правила безопасности при геологоразведочных работах (ПБ 08-37-93), утвержденные постановлением Госгортехнадзора Российской Федерации от 23 ноября 1993 года N 40).
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 15 Федерального закона "Об оружии"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 15 Федерального закона "Об оружии" не повлечет дополнительного расходования средств федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Российской Федерации, в которые необходимо внести изменения и которые необходимо принять в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 10 и 15 Федерального закона "Об оружии"
1. Перечень нормативных правовых актов, отмены, изменения или дополнения которых потребует принятие закона:
1) Законы: нет.
2) Подзаконные акты: нет.
2. Перечень нормативных правовых актов, которые необходимо разработать для реализации закона:
1) Законы: нет.
2) Подзаконные акты: нет
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.