Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 30 сентября 2005 г. N КА-А40/9441-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2005 г.
ООО "Вектор" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения ИФНС России N 23 по г. Москве N 09/01-69 от 30.03.2005 г. о проведении выездной налоговой проверки общества.
Решением суда от 28.04.2005 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2005 г., в удовлетворении требования отказано на том основании, что решение налогового органа в силу его формы не порождает для налогоплательщика юридически значимых последствий.
При этом суды обеих инстанций указали, что предъявленный заявителем экземпляр оспариваемого решения не содержит подписи должностных лиц заявителя в графе "с решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен", в силу чего, независимо от того, что это решение находится в распоряжении заявителя, оно не могло являться основанием для проведения проверки до того, как в графе "ознакомлен" будет зафиксирован факт его предъявления проверяемому лицу.
В кассационной жалобе ООО "Вектор", ссылаясь на несоответствие выводов суда закону, фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы. Заявитель, исходя из положений абз. 6 ст. 89 НК РФ, Приказа МНС РФ от 08.10.1999 г. N АП-3-16/318 "Об утверждении порядка назначения выездных налоговых проверок" (зарегистрирован в Минюсте РФ 15.11.99 г. N 1978), утверждает, что решение налогового органа о проведении проверки от 30.03.05 г. N 09/01-69 получено им, на его основании проведена выездная проверка. Заявитель указывает, что суды обеих инстанций решение налогового органа на соответствие порядку назначения выездных проверок не проверяли, в связи с чем их выводы не обоснованы.
Отзыв на жалобу представлен в судебное заседание.
По ходатайству ответчика с согласия заявителя, совещаясь на месте суд определил приобщить к материалам дела отзыв и части акта проверки N 13/02-152.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции установил следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 87, п. 1 ст. 89 НК РФ в рамках осуществления налогового контроля, к формам которых относится выездная налоговая проверка, проводимая на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика.
Проверка может проводиться по одному или нескольким налогам. Ограничения, установленные ст. 89 НК РФ, относятся к сроку проведения проверки, который не должен превышать 2 месяцев (в исключительных случаях 3 месяцев), а также к количеству проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Форма решения проведения выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается Министерством РФ по налогам и сборам.
Порядок назначения выездных налоговых проверок, утвержденный Приказом МНС РФ от 08.10.1999 г. N АП-3-16/318 предписывает вынесение решения о назначении выездной налоговой проверки по установленным в приложениях к Приказу формам.
Неотъемлемым элементом каждой из форм является графа "с решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен", в которой расписывается представитель объекта проверки.
Эта графа предусмотрена в целях реализации права налогоплательщика знать о начале проводимых в отношении его мероприятий налогового контроля и доказательство соблюдения налоговым органом соответствующей этому праву обязанности.
Проведение мероприятий налогового контроля без соблюдения процедуры уведомления налогоплательщика о таковых может быть оспорено в суде в порядке ст. 137 Налогового кодекса РФ.
С этих позиций вывод суда о том, что решение о назначении налоговой проверки, не предъявленное налогоплательщику, не порождает для него юридически значимых последствий, соответствует закону.
В силу ст. 198 арбитражного процессуального кодекса РФ ненормативный акт государственного органа может быть признан недействительным при одновременном наличии двух признаков: несоответствие его закону (иному нормативному акту) и нарушение им прав и законных интересов лица, в отношении которого он издан.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что оспариваемое решение N 09/01-69 от 30.03.05 г. о назначении выездной проверки имеет дефекты формы: не указаны вопросы проверки, и содержания: проверка назначена в связи с ликвидацией (реорганизацией), хотя организация не ликвидируется, и не реорганизуется.
Однако установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что меры по реализации решения, которые и порождают правовые последствия, не принимались.
В заседании суда кассационной инстанции представлены вводный лист акта выездной налоговой проверки Общества N 13/02-152 от 30.06.05 г., из которого следует, что проверка проведена на основании решения руководителя ИФНС России N 23 по г. Москве от 20.04.05 г. N 09/01-90.
Таким образом, оспариваемое решение одним лишь фактом своего существования не нарушило права и законные интересы общества.
С учетом указанного у суда первой и апелляционной инстанции не было оснований для удовлетворения заявленного обществом требования.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 28.04.2005 г. по делу N А40-16418/05-118-176, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.07.2005 г. N 09АП-6469/05-АК оставить без изменения кассационную жалобу ООО "Вектор" без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
В силу ст.198 АПК РФ ненормативный акт государственного органа может быть признан недействительным при одновременном наличии двух признаков: несоответствие его закону и нарушение им прав и интересов лица, в отношении которого он издан.
По мнению налогоплательщика, налоговый орган провел выездную проверку на основании решения, которое не было предъявлено организации, а, следовательно, налоговым органом был нарушен порядок назначения выездной проверки.
Суд сделал вывод, что налоговым органом была нарушена форма выносимого решения, однако прав налогоплательщика данное решение не нарушило, поскольку проверка была проведена на основании другого решения. Как указал суд, форма решения проведения выездной налоговой проверки разрабатывается и утверждается ФНС РФ. Неотъемлемым элементом каждой из форм является графа "с решением о проведении выездной налоговой проверки ознакомлен", в которой расписывается представитель объекта проверки. Эта графа предусмотрена в целях реализации права налогоплательщика знать о начале проводимых в отношении его мероприятий налогового контроля и является доказательством соблюдения налоговым органом соответствующей этому праву обязанности.
Судом установлено, что имело место нарушение налоговым органом формы вынесения решения о назначении выездной проверки. Однако, меры по реализации решения, которые порождают правовые последствия, не принимались, а именно: выездная налоговая проверка была проведена в отношении налогоплательщика на основании другого решения. Учитывая вышеизложенное, суд поддержал позицию налогового органа и указал, что оспариваемое решение одним лишь фактом своего существования не нарушило права и законные интересы общества, а поэтому не может быть признано недействительным.
Суд оставил решение и постановление апелляционной инстанции без изменения, в удовлетворении кассационной жалобы налогоплательщика отказал.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 30 сентября 2005 г. N КА-А40/9441-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании