Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 октября 2005 г. N КА-А40/9489-05-П
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 27 сентября 2005 г.
Общество с ограниченной ответственностью "МЕЛТ" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом изменения требований, о признании незаконными действий МНС России, недействительным решения Инспекции МНС России по городу Новороссийску от 18.02.2002 N 80 об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость за октябрь 2001 г. при совершении экспортных операций, а также об обязании Инспекции возместить путем возврата НДС.
Решением от 15.03.2004, оставленным без изменения постановлением от 24.05.2004 апелляционной инстанции, Арбитражный суд г. Москвы отклонил заявление Общества, поскольку поставка топлива для заправки морского судна не является экспортом.
Законность и обоснованность судебных актов была проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой ООО "МЕЛТ", в которой заявитель ссылался на то, что бункеровочная деятельность рассматривается как единый комплекс операций, связанных с деятельностью по реализации экспортируемого топлива и поставке его на суда.
Постановлением от 13.01.2005 Федеральный арбитражный суд Московского округа отменил судебные акты и передал дело на новое рассмотрение для оценки имеющихся в деле документов, подтверждающих оплату топлива, уплату внутреннего НДС, расчету подлежащей возврату суммы НДС.
Решением от 07.04.2005 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 28.06.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда, требования Общества удовлетворены, поскольку оно, осуществляя бункеровку топлива, имело право на применение налоговой ставки 0 процентов.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 АПК РФ в связи с кассационной жалобой Инспекции ФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края, в которой налоговый орган ссылался на то, что в спорном периоде налоговая ставка 0 процентов к указанной операции не применялась.
Согласно подпунктам 1, 2 п. 1 ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации налогообложение производится по налоговой ставке 0 процентов при реализации товаров (за исключением нефти, включая стабильный газовый конденсат, природного газа, которые экспортируются на территории государств-участников Содружества Независимых Государств), вывезенных в таможенном режиме экспорта при условии представления в налоговые органы документов, предусмотренных статьей 165 настоящего Кодекса; работ (услуг), непосредственно связанных с производством и реализацией товаров, указанных в подпункте 1 настоящего пункта. Положение настоящего подпункта распространяется на работы (услуги) по сопровождению, транспортировке, погрузке и перегрузке экспортируемых за пределы территории Российской Федерации товары и импортируемых в Российскую Федерацию, выполняемые российскими перевозчиками, и иные подобные работы (услуги), а также работы (услуги) по переработке товаров, помещенных под таможенные режимы переработки товаров на таможенной территории и под таможенным контролем.
Как усматривается из контракта N 643/52224737/00009/ МТС от 27.09.2001 (л.д. 147 т. 1), заключенного между Обществом и Компанией "INTERMELORIA INVESTMENTS LIMITED" (Кипр), предметом настоящего контракта являются взаимоотношения сторон по шипчандлерскому обслуживанию (бункеровка дизельным топливом и мазутом топочным) морских судов покупателя или судов, с судовладельцам (фрахтователями) которых покупатель заключил договор или соглашение на обслуживание судна (п. 1.1 контракта).
В соответствии с п. 4 ст. 165 НК РФ при реализации работ (услуг), предусмотренных подпунктом 2 п. 1 ст. 164 настоящего Кодекса, для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения) и налоговых вычетов в налоговые органы представляются контракт, выписка банка о поступлении экспортной выручки, таможенная декларация, копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы таможенной территории Российской Федерации.
В материалах дела имеются паспорт сделки, выданный экспортеру (л.д. 1 т. 2), таможенные декларации с отметками таможенных органов о вывозе товара (л.д. 132-142 т. 1). При этом договорные отношения Общества с инофирмой носят комплексный характер. Указанные документы свидетельствуют об экспортном характере произведенных налогоплательщиком операций.
В связи с этим нельзя признать обоснованным требование Инспекции о представлении коносамента и поручения на отгрузку как не основанное на требованиях Налогового кодекса РФ. При этом заявки на бункеровку судов и бункерные расписки представлены, а морская перевозка не производилась и коносаменты в связи с этим не оформлялись.
При этом суд руководствовался правовой позицией, изложенной в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации "По делу о проверке конституционности положений статьи 4, пункта 1 статьи 164, пунктов 1 и 4 статьи 165 Налогового кодекса Российской Федерации, статьи 11 Таможенного кодекса Российской Федерации и статьи 10 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" в связи с запросами Арбитражного суда Липецкой области, жалобами ООО "Папирус", ОАО "Дальневосточное морское пароходство" и ООО "Коммерческая компания "Балис" от 14.07.2003 N 12-П, согласно п. 2.2 мотивировочной части которого нормы налогового законодательства должны быть гармонизированы с дискреционными нормами гражданского законодательства, в том числе Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации, который, как и Гражданский кодекс Российской Федерации, предусматривает возможность использования других, помимо коносамента, документов, подтверждающих морскую перевозку грузов.
Таможенный режим перемещения товаров был введен в действие приказом ГТК России от 19.10.2001 N 1000, который опубликован лишь в ноябре 2001 г., что подтверждается приказом Новороссийской таможни от 19.11.2001 N 295-П. Телетайпограммой ГТК России от 15.02.99 установлено, что экспортные пошлины при экспорте топлива, необходимого для нормальной эксплуатации на время следования в пути, не взыскиваются. В 2002 г. было внесено соответствующе изменение в Налоговый кодекс РФ.
В связи с этим нельзя признать обоснованным довод Инспекции о том, что данный режим не носил экспортного характера.
Судами первой и апелляционной инстанций дана оценка банковским документам, документам, подтверждающим уплату внутреннего НДС, расчету подлежащей возврату суммы НДС на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, правильно применены нормы материального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции в силу п. 2 ч. 1 ст. 287 АПК РФ не имеется оснований для переоценки установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств.
Одновременно при рассмотрении дела суд руководствуется правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 2796/04 от 16.11.2004.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284-289 АПК РФ, постановил:
решение от 07.04.2005 по делу N А40-53999/03-111-619 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 28.06.2005 N 09АП-6082/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России по г. Новороссийску Краснодарского края - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 октября 2005 г. N КА-А40/9489-05-П
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании