Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 19 сентября 2005 г. N КА-А40/9000-05
(извлечение)
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2005 г., оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2005 г., удовлетворен иск Инспекции Федеральной налоговой службы России N 30 по г. Москве о взыскании с ООО "Коммерческий банк "Структура" (ООО "КБ "Структура") налоговой санкции в размере 10.000 руб., наложенной в соответствии с п. 1 ст. 135.1 Налогового кодекса Российской Федерации решением Инспекции от 21.10.2005 г. за неисполнение требования (запроса) налогового органа от 28.07.2005 г. N 03-15/08/11383 о предоставлении сведений в отношении проверяемого налогоплательщика ООО "Торгово-Финансовая компания "Аэлита", в том числе справки о движении денежных средств по счету последнего за период с 26.11.03 г. по 02.08.04 г. с указанием сумм, поступивших на счет и списанных с него, оснований поступления и списания средств, о расчетных счетах контрагентов с указанием наименований банков, ИНН и наименований контрагентов; копий платежных поручений за период с 26.11.03 г. по 30.07.04 г. и заверенной копии банковской карточки ООО "ТКФ "Аэлита". Удовлетворяя требования налоговой инспекции, суды, сославшись на нормы п. 2 ст. 86, подп. 11 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, ст. 26 Федерального закона от 03.02.96 г. N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности", пришли к выводу о наличии у банков обязанности выдавать налоговым органом по мотивированному запросу справки по операциям и счетам организаций, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, корреспондирующей праву налоговых органов истребовать такие справки.
Не согласившись с указанными судебными актами, ООО "КБ "Структура" подало кассационную жалобу, в которой просит решение и постановление судов отменить, дело направить на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции. Заявитель жалобы считает, что суды не применили нормы закона, подлежащие применению, неправильно истолковали закон, сделали выводы, не соответствующие установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.
В заседании суда представитель банка поддержал доводы жалобы представители инспекции возражали против ее удовлеворения по основаниям, указанным в судебных актах и письменных пояснениях по жалобе, приобщенных к материалам дела по ходатайству инспекции.
Суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, выслушав представителей сторон, обсудив доводы жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
В силу абз. 11 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и иных обязанных лиц и инкассовых поручений (распоряжений) налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков и иных обязанных лиц сумм налогов и санкций, а, в соответствии с п. 2 ст. 31 Налогового кодекса Российской Федерации, осуществляют также другие права, предусмотренные Кодексом и иными федеральными законами.
Пунктом 2 ст. 86 Кодекса предусмотрена обязанность банков выдавать справки по операциям и счетам организаций в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение 5 дней по получении мотивированного запроса налогового органа.
Соответствующая обязанность установлена ст. 26 Федерального закона N 17-ФЗ "О банках и банковской деятельности".
Согласно п. 3 ст. 30 Кодекса налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Поскольку требование упомянутых справок относится к компетенции налоговых органов, следует признать, что налоговые органы наделены властными полномочиями в отношении реализации таковой, и их правомочия относятся не только к истребованию информации об уплате налогов, сборов, санкций.
В запросе налогового органа поименованы документы и сведения, относимые по своему содержанию к справкам об операциях налогоплательщика. Уклонение от их представления образует объективную сторону правонарушения, предусмотренного п. 1 ст. 123 Налогового кодекса Российской Федерации. Вина банка в совершении этого нарушения установлена судом.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду п. 1 ст. 126 Налогового кодекса РФ
Судебные акты приняты на основе полного, всестороннего, объективного анализа обстоятельств дела, доказательств, представленных сторонами, доводам сторон дана надлежащая правовая оценка, нормы материального права применены правильно, процессуальные нормы не нарушены.
Доводы жалобы направлены на переоценку установленных судами обстоятельств и не могут являться основаниями для отмены верных по существу судебных актов.
Руководствуясь ст.ст. 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 12.04.2005 г. и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 23.06.2005 г. N 09АП-5826/05-АК по делу N А40-5694/05-141-68 оставить без изменения, кассационную жалобу ООО "КБ "Структура" - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Пунктом 1 ст.135.1 НК РФ установлена ответственность за непредставление банком по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций в установленный НК РФ срок.
Налоговый орган считает, что банк правомерно привлечен к ответственности по п.1 ст.135.1 НК РФ, т.к. не представил сведения о налогоплательщике: справку о движении денежных средств по счету, копии платежных поручений и заверенную копию банковской карточки.
Суд указал, что в действиях банка усматривается состав вменяемого правонарушения.
Согласно абз.11 п.1 ст.31 НК РФ налоговые органы вправе требовать от банков документы, подтверждающие исполнение платежных поручений налогоплательщиков и инкассовых поручений налоговых органов о списании со счетов налогоплательщиков сумм налогов.
Пунктом 2 ст.86 НК РФ предусмотрена обязанность банков выдавать справки по операциям и счетам организаций в порядке, определенном законодательством РФ в течение 5 дней по получении мотивированного запроса налогового органа.
Пунктом 3 ст.30 НК РФ определено, что налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ.
Суд установил, что налоговый орган запросил у банка следующие сведения: о движении денежных средств по счету налогоплательщика за проверяемый период с указанием сумм поступивших на счет и списанных со счета; о расчетных счетах контрагентов с указанием наименований банков, ИНН и наименований контрагентов. Также налоговый орган запросил у банка копии платежных поручений за проверяемый период и заверенную банковскую карточку налогоплательщика.
Учитывая, что в запросе налогового органа поименованы документы и сведения, относимые по своему содержанию к справкам об операциях налогоплательщика, суд признал, что уклонение от их представления образует объективную сторону вменяемого банку правонарушения.
Поэтому суд поддержал позицию налогового органа, решение и постановление апелляционной инстанции по делу оставил без изменения, кассационную жалобу банка - без удовлетворения.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 19 сентября 2005 г. N КА-А40/9000-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании