Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 4 октября 2005 г. N КА-А40/9385-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2005 г.
ОАО "Финансовая группа "Новый Мир" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительной части 2 резолютивной части решения N 10-15-01/151/7989 от 19.11.2004 г. Межрайонной Инспекции ФНС России N 45 по г. Москве, признании обязанности по уплате налога на добавленную стоимость за июль 2004 года надлежаще и своевременно выполненной.
В соответствии со ст. 48 АПК РФ в связи с прекращением деятельности ОАО "Финансовая группа "Новый мир" в результате реорганизации в форме разделения (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц ль 21.04.2005 г.) произведена замена заявителя на ОАО "Новый Мир Север-Восток".
До принятия решения по существу спора заявитель уточнил вторую часть требования и просил признать предъявленную к вычету сумму НДС 688 237 руб. 60 коп. за июль 2004 года подлежащей вычету в соответствии со ст. 171 НК РФ. Уточнение требований принято судом на основании ст. 49 АПК РФ.
Решением суда от 23 июля 2005 года требования заявителя удовлетворены.
Признавая решение Инспекции недействительным в части доначисления НДС за июль 2004 года в сумме 688 541 руб. (п. 2 резолютивной части), суд исходил из вывода о подтверждении заявителем права на налоговые вычеты, установленного п. 6 ст. 171 НК РФ, отклонив доводы Инспекции о нарушении Обществом порядка представления доказательств, свидетельствующих об уплате НДС в составе цены приобретенных работ, услуг. Суд указал, что, установив отсутствие в предъявленном в соответствии с требованиями Инспекции комплекте каких-либо документов, налоговый орган обязан был истребовать их в порядке ст. 88 НК РФ, четко и конкретно сформулировав в требовании, какие конкретно документы, по мнению Инспекции, должны быть представлены для подтверждения факта уплаты НДС. Учитывая невыполнение налоговым органом этой обязанности, суд принял и оценил представленные заявителем доказательства уплаты как относимые к делу и допустимые.
В апелляционном порядке дело не рассматривалось.
Законность и обоснованность судебного акта проверена в порядке ст. 286 АПК РФ на основании кассационной жалобы Межрайонной Инспекции ФНС России N 45 по г. Москве, в которой содержится просьба об отмене решения суда и отказе заявителю в удовлетворении его требований. По мнению Инспекции суд нарушил нормы материального права, так как взял на себя несвойственную суду роль по проведению налоговой проверки дополнительно предъявленных документов.
Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд кассационной инстанции считает жалобу подлежащей отклонению исходя из следующего.
Как установлено статьей 172 Налогового кодекса РФ налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиками товаров (работ, услуг), документов подтверждающих фактическую оплату сумм налога. Вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг) при наличии соответствующих первичных документов.
Таким образом, в норме закона сформулирована обязанность налогоплательщика подтверждать право на налоговые вычеты комплектом документов, в числе которых должны наличествовать оформленные в установленном ст. 169 НК РФ порядке счета-фактуры, платежные документы.
Проводя камеральную налоговую проверку декларации, в которой заявлены налоговые вычеты, налоговый орган правомочен в соответствии со ст. 88 НК РФ затребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие право на таковые.
Согласно ст. 54 Налогового кодекса налогоплательщики-организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При этом состав документации, подтверждающей правильность исчисления налога, по количественному и качественному признакам формируется налогоплательщиками самостоятельно.
Следовательно, налоговый орган, запрашивая подтверждение вычетов, не может обладать информацией о том, какими конкретно документами налогоплательщик будет подтверждать установленное законом право. С этих позиций вывод суда о том, что налоговый орган неправильно оформил требование о предоставлении документов - неверен.
Вместе с тем, выявив, что в составе представленной документации отсутствует какой-либо документ, на который имеется ссылка в другом документе, представленном на проверку, налоговый орган вправе запросить указанный документ и может сделать вывод о неподтверждении вычета по результатам исполнения запроса.
Как следует из материалов дела, в представленных налоговому органу счетах-фактурах, по которым НДС не принят к вычету в связи с непредставлением документов, подтверждающих оплату, имеются ссылки на платежно-расчетные документы.
Судом установлено, и Инспекцией не оспаривается, что, исполняя требование Инспекции N 10-16/609 от 11.10.04 г. о представлении документов на проверку, полученное 20.10.2004 г. (л.д. 72, т. 1), заявитель предъявил налоговому органу 391 документ на 582 листах. Названные документы получены Инспекцией 01.11.2004 г. (т. 1, л.д. 73).
Отсутствие в числе переданных Инспекции документов спорных платежных поручений должно было стать основанием для направления налогоплательщику требования об их предоставлении.
Соответствующее требование налоговым органом не направлялось.
С учетом указанного суд правомерно принял и оценил доказательства уплаты НДС по спорным счетам-фактурам. При этом, актом N 7 по результатам проведения совместной сверки документов (т. 2, л.д. 122-124) налоговый орган засвидетельствовал принятие доказательств уплаты НДС, не высказав претензий по существу указанных в них сведений. Соответственно, хотя и в рамках судебного разбирательства, проверку платежных документов проводил налоговый орган, а не суд.
Кроме того, суды обеих инстанций правильно отметили, что наличие установленной налоговым органом переплаты налога в сумме, превышающей подлежащую уплате в связи с непризнанием права на налоговые вычеты, исключает доначисление налога.
Других доводов жалоба не содержит.
При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда, принятого по результатам полного и всестороннего исследования обстоятельств дела, соответствующего установленным судам обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, без нарушения норм процессуального права, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 176, 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2005 г. по делу N А40-8242/05-75-96 оставить без изменения, кассационную жалобу МИ ФНС России N 45 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 4 октября 2005 г. N КА-А40/9385-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании