Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 октября 2005 г. N КА-А40/9514-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 28 сентября 2005 г.
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 20.07.2005 г. ООО "Автороуд" отказано в удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Российской Федерации N 13 по Московской области (МРИ ФНС России N 13 по Московской области) по делу об административном правонарушении N 186 от 29.03.2005 г. о признании заявителя виновным в совершении административного правонарушения предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.
В кассационной жалобе ООО "Автороуд" просит отменить данный судебный акт и вынести новое решение, т.к. арбитражным судом неправильно применены ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ, Перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 г. N 745 и не применена ст. 786 ГК РФ. При этом заявитель указывает, также как и в арбитражном суде первой инстанции, что учрежден ОАО "Группа "Автолайн" и в соответствии с распоряжением премьера Правительства Москвы от 12.03.1998 г. N 260-РП считается предприятием городского пассажирского транспорта общего пользования, поэтому вправе осуществлять услуги по перевозке пассажиров в автобусах и микроавтобусах без применения контрольно-кассовой техники, выдавая, в соответствии с требованиями ст. 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ и ст. 786 ГК РФ, соответствующие бланки строгой отчетности - билеты. Арбитражный суд неправомерно и необоснованно применил при рассмотрении дела термин "маршрутное такси".
Извещенный в установленном законом порядке о времени и месте рассмотрения дела представитель ООО "Автороуд" в судебное заседание не явился.
Представитель МРИ ФНС России N 13 по Московской области в судебном заседании просил оставить кассационную жалобу без удовлетворения в связи с несостоятельностью ее доводов.
Проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, обсудив доводы кассационной жалобы и возражения относительно жалобы, арбитражный суд кассационной инстанции находит обжалуемое решение подлежащим отмене, в связи с нарушением судом при его принятии норм процессуального права, а дело передаче на новое рассмотрение.
В соответствии с статьями 71, 170 АПК РФ, при рассмотрении дела с соблюдением требований статьи 210 АПК РФ, арбитражный суд может принять решение только на основании всестороннего, полного и объективного исследования в судебном заседании находящихся в материалах дела доказательств. При этом в судебном акте должны быть указаны доказательства, на которых основаны выводы суда об обстоятельствах дела; мотивы, по которым суд отверг те или иные доказательства и доводы лиц, участвующих в деле.
Как указано в оспоренном постановлении ответчика от 29.03.2005 г., заявитель признан виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 14.5 КоАП РФ, за то, что в 11 часов 17.03.2005 г. по адресу: маршрут N 49 м. "Планерная" - Шереметьево совершил административное правонарушение - торговлю без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, нарушив ст. 2, 5 Закона РФ N 54-ФЗ от 22.05.03 г. "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Отказывая заявителю в удовлетворении требований признании незаконным и отмене этого постановления арбитражный суд первой инстанции указал, что в действиях ООО "Автороуд" содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.5 КоАП РФ, т.к. общество осуществляет перевозки в режиме маршрутного такси и не применило контрольно-кассовую технику при осуществлении расчетов за проезд.
При этом арбитражный суд исходил из требований п. 1 ст. 2 и ст. 5 ФЗ от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением и (или) расчетов с использованием платежных карт" об обязательном применении всеми лицами осуществляющими наличные денежные расчеты с населением при продаже, товаров, выполнении работ или оказании услуг контрольно-кассовой техники с отпечатыванием кассового чека, и предусмотренного п. 1 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 г. N 745, запрета на выдачу бланков строгой отчетности при оказании услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).
Мотивируя оказанием ООО "Автороуд" услуг населению в режиме маршрутного такси арбитражный суд нашел несостоятельной ссылку заявителя на распоряжение премьера Правительства Москвы от 12.03.1998 г. N 260-РП о отнесении ООО "Группа "Автолайн" и его дочерних предприятий осуществляющих деятельность в части обеспечения перевозок населения маршрутами автобусов и микроавтобусов к предприятиям городского пассажирского транспорта общего пользования.
Однако, в нарушение требований указанных норм процессуального права, арбитражный суд не указал на основании каких доказательств он пришел к выводу, что ООО "Автороуд" действительно осуществляло 17.03.2005 г. на маршруте N 49 торговлю в режиме услуг по перевозке пассажиров маршрутным такси. Между тем в представленных ответчиком и находящихся в деле документах (поручение, акт N 50 13 05 0126, определение от 18.03.2005 г., постановление, л.д. 45-50) факт перевозки пассажиров маршрутным такси не зафиксирован.
Не указаны в решении и мотивы по которым суд не проверил доводы заявителя о том, что он является дочерним предприятием ООО "Группа "Автолайн", при оказании услуг по перевозке пассажиров маршрутами автобусов выдает документы строгой отчетности установленного образца, и не оценивал доказательства представленные в подтверждение этих доводов.
Между тем согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности. Поскольку в силу приведенной нормы неприменение контрольно-кассовой техники допускается лишь при условии выдачи клиентам документов строгой отчетности, в случае невыдачи указанных документов соответствующие юридические лица несут ответственность за осуществление наличных денежных расчетов без применения контрольно-кассовой машины.
При новом рассмотрении дела арбитражному суду следует, с учетом изложенного, всесторонне, полно и объективно исследовав и оценив все доказательства и доводы заявителя и ответчика, разрешить спор правильно применив нормы материального и процессуального права.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Федеральный арбитражный суд Московского округа постановил:
решение Арбитражного суда г. Москвы от 20 июля 2005 года по делу N А40-29390/05-17-323 отменить, а дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же суда.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Согласно п. 2 Федерального закона от 22.05.2003г. N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов с населением и (или) расчетов с использованием платежных карт" организации и индивидуальные предприниматели в соответствии с порядком, определяемым Правительством РФ, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники в случае оказания услуг населению при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности.
По мнению общества, им осуществлялась перевозка пассажиров предприятием городского пассажирского транспорта общего пользования. Поэтому оно было вправе не применять контрольно-кассовую технику, а выдавать соответствующие бланки строгой отчетности - билеты.
Суд первой инстанции указал, что общество было правомерно привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения по ст.14.5 КоАП РФ, поскольку не применяло ККМ при осуществлении наличных денежных расчетов, чем нарушило ст. 2, 5 Закона РФ N 54-ФЗ от 22.05.03 г. "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт".
Суд исходил из того, что п. 1 Перечня, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.07.1993 г. N 745, содержит запрет на выдачу бланков строгой отчетности при оказании услуг по перевозке пассажиров такси (в том числе маршрутными).
Между тем, по мнению суда кассационной инстанции, при решении вопроса о правомерности привлечения общества к административной ответственности следовало проверить доводы общества о том, что на основании распоряжения премьера Правительства Москвы от 12.03.1998 г. N 260-РП общество отнесено к предприятиям городского пассажирского транспорта общего пользования.
В связи с тем, что доводы общества проверены не были, дело было передано на новое рассмотрение.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 октября 2005 г. N КА-А40/9514-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании