Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 10 октября 2005 г. N КА-А40/9602-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 3 октября 2005 г.
Открытое акционерное общество "Аэропорт Внуково" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением, с учетом его уточнения, о признании частично недействительным решения Инспекции ФНС России N 32 по г. Москве от 24.12.2004 N 13-3/3022 в отношении доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 737351 руб. и соответствующих сумм штрафных санкций и пени, налога на прибыль в сумме 654407 руб. и соответствующих сумм штрафов и пени, налога на доходы физических лиц в сумме 447828 руб. 60 коп. и соответствующих сумм штрафов и пени по акту выездной налоговой проверки N 2897 от 26.11.2004 за 2002-2003 г.г.
Одновременно заявлено встречное исковое заявление о взыскании с Общества штрафных санкций в размере 98233 руб. 60 коп.
Решением от 12.05.2005 Арбитражного суда г. Москвы, оставленным без изменения постановлением от 27.07.2005 Девятого арбитражного апелляционного суда заявление Общества удовлетворено, встречное исковое заявление Инспекции удовлетворено в части взыскания с Общества штрафных санкций в сумме 6370 руб.90 коп., в остальной части иска отказано. Суды при этом исходили из того, что налоговая база по НДС должна исчисляться из фактических цен реализации тепловой энергии населению, равных тарифам; налогоплательщик вправе включать в расходы расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у них на иждивении, к месту использования отпуска и обратно; налогоплательщик освобожден от налогообложения выплат и компенсаций проезда работников к месту отпуска.
Законность и обоснованность судебных актов проверена в порядке ст. 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в связи с кассационной жалобой Инспекции ФНС России N 32 по г. Москве, в которой налоговый орган ссылался на то, что налоговая база для исчисления НДС при реализации тепловой энергии для бытовых нужд населения должна определяться с учетом сумм, полученных из бюджета города Москвы на покрытие разницы в тарифах; в состав расходов необоснованно включена стоимость проезда работников Общества и членов из семей к месту проведения отпуска; в доход физических лиц необходимо включать стоимость авиаперелета на воздушном транспорте к месту проведения отпуска.
Общество в отзыве на кассационную жалобу и в заседании суда кассационной инстанции возражало против кассационной жалобы по мотивам, изложенным в судебных актах.
Согласно подпункту 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база, определенная в соответствии со статьями 153-158 настоящего Кодекса, увеличивается на суммы полученных за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг).
Полученные из бюджета города Москвы средства не носят характера финансовой помощи, а выделены в связи с тем, что государством установлена фиксированная цена на тепловую энергию, реализуемую физическим лицам.
В связи с этим судами обоснованно не применена данная норма права при расчете налоговой базы по НДС.
Судами в данной правовой ситуации правомерно применен п. 13 ст. 40 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Одновременно судами правомерно применен п. 2 ст. 154 НК РФ, согласно которому при реализации товаров (работ, услуг) с учетом дотаций, предоставляемых бюджетами различного уровня в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с федеральным законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
В связи с этим налогоплательщик обоснованно исчислил налоговую базу по НДС исходя из фактических цен реализации тепловой энергии населению, равных тарифам.
В соответствии с п. 7 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда в целях настоящей главы относятся расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно (включая расходы на оплату провоза багажа работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях) в порядке, предусмотренном действующим законодательством или предусмотренном работодателем.
Из текста закона видно, что налогоплательщик включает в расходы расходы на оплату проезда работников и лиц, находящихся у этих работников на иждивении, к месту использования отпуска на территории Российской Федерации и обратно вне зависимости от расположения организаций в районах Крайнего Севера и разрешительного порядка, предусмотренного нормами других отраслей права.
Данная норма налогового законодательства распространяется на работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не только в отношении оплаты проезда, но и оплаты провоза багажа, что в данном случае не имело места.
В соответствии с п. 1 ст. 217 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, за исключением пособий по временной нетрудоспособности (включая пособие по уходу за больным ребенком), а также иные выплаты и компенсации, выплачиваемые в соответствии с действующим законодательством.
Постановлением Совета Министров СССР от 25.06.71 N 434 "О дополнительных льготах работникам предприятий и организаций Министерства гражданской авиации при следовании к месту проведения отпуска воздушным транспортом" названному Министерству разрешено предоставлять один раз в год работникам, проработавшим в системе Министерства непрерывно 7 и более лет, бесплатный билет и билет со скидкой 50 процентов тарифа на одного члена семьи.
Из текста закона видно, что Налоговым кодексом РФ освобождены от налогообложения выплаты и компенсации вне зависимости от разрешительного порядка, предусмотренного нормами других отраслей права. В п. 1 ст. 217 НК РФ не имеется ограничений в отношении работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
При таких обстоятельствах оснований к отмене судебных актов не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст. 284-287, 289 АПК РФ, постановил:
решение от 12.05.2005 по делу N А40-12369/05-143-120 Арбитражного суда г. Москвы и постановление от 27.07.2005 N 09АП-7357/05-АК Девятого арбитражного апелляционного суда оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции ФНС России N 32 по г. Москве - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 10 октября 2005 г. N КА-А40/9602-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании