Преднамеренное банкротство:
вопросы квалификации и оценки доказательств
Уголовная ответственность за преднамеренное банкротство предусмотрена статьей 196 УК РФ. Непосредственным объектом преднамеренного банкротства являются имущественные интересы кредиторов. Дополнительным объектом является установленный порядок проведения процедуры банкротства. В роли кредиторов организации могут выступать физические лица, юридические лица, предъявляющие самостоятельные имущественные требования к организации.
Преднамеренное банкротство - это искусственное, спровоцированное банкротство. Объективная сторона преступления состоит из трех элементов: 1) деяния в форме действия либо бездействия; 2) последствий в виде причинения крупного ущерба; 3) причинной связи между деянием и наступившими последствиями. Как правило, преднамеренное банкротство совершается путем активных действий. В большинстве случаев объективная сторона преступления выражается в заключении расточительных сделок, в принятии заведомо неисполнимых обязательств, в приобретении обязательств и долгов третьих лиц.
Преднамеренное банкротство может быть совершено и путем бездействия. В этом случае объективная сторона преступления выражается в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязанностей руководителя. Необходимость совершения тех или иных действий вытекает из условий заключенных договоров, из обстановки, сложившейся на предприятии вследствие изменения ситуации, складывающейся на рынке. В процессе расследования принимаются во внимание планы экономического развития, учитывается направление деятельности организации. Руководитель организации может открыто либо в скрытой форме игнорировать требования совета директоров, экономического отдела. В случае если лицу вменяется в вину преступное бездействие, правоохранительные органы должны установить, какие конкретно действия он обязан был совершить. Необходимо доказать так же, что у лица существовала объективная возможность погашения задолженности. Конструкция рассматриваемой нормы требует, чтобы в процессе расследования преступления были выявлены конкретные операции, вызвавшие неплатежеспособность организации.
Следует отметить, что понятия "создание" и "увеличение" неплатежеспособности далеко не тождественные. Создание неплатежеспособности предполагает наличие комплекса действий, направленного на подрыв экономической состоятельности организации. Лицо полностью виновно в создании неплатежеспособности. Образовавшаяся перед кредиторами задолженность - продуманная от начала и до конца акция. Увеличение неплатежеспособности означает возрастание уже имеющейся задолженности. Причиной неплатежеспособности являются в этом случае не только умышленные действия виновного лица, но и иные обстоятельства.
При расследовании преднамеренного банкротства необходимо установить наличие причинной связи между общественно-опасным деянием и наступившими последствиями. Возможны случаи, когда руководитель коммерческой организации провел серию убыточных операций, однако неплатежеспособность возникла по иным причинам, не связанным с управлением организацией. Например, приостановка платежей по обязательствам возникла по причине резкого падения спроса на выпускаемую продукцию. В этом случае уголовная ответственность руководителя организации исключается. Поскольку преднамеренное банкротство относится к числу умышленных преступлений, необходимо доказать возможность предвидения субъектом наступления вредных последствий. При установлении причинно-следственной связи следственные органы обязаны выяснить, какие конкретно обстоятельства вызвали банкротство организации. Необходимо учитывать, что неплатежеспособность может возникнуть в силу комплекса факторов. В подобных случаях следует отличать причину банкротства от сопутствующих условий. Причина всегда выступает в роли основного, решающего фактора наступления последствий, условие создает лишь возможность наступления результата.
Субъективная сторона преступления характеризуется умышленной формой вины. При прямом умысле лицо задается целью довести предприятие до неплатежеспособности и на протяжении продолжительного периода времени стремится к достижению намеченной цели. При этом субъект осознает общественную опасность совершаемых действий, предвидит неизбежность последствий, желает их наступления. Например, руководитель, не являющийся учредителем и лично не заинтересованный в результатах деятельности организации, вступил в преступный сговор с представителем другой фирмы. Получив задание довести возглавляемое предприятие до банкротства, он последовательно совершает ряд разорительных сделок. Вследствие совершенных хозяйственных операций предприятие не в состоянии своевременно рассчитаться с кредиторами. Преднамеренное банкротство может быть совершено и с косвенным умыслом. Как правило, опасные последствия в этом случае являются промежуточным либо побочным результатом какой-либо иной деятельности субъекта. Например, руководитель коммерческой организации в целях личного обогащения списал из подотчета крупную денежную сумму. В результате данной операции предприятие не смогло своевременно рассчитаться с кредиторами.
Законодательство о банкротстве определяет природу умысла виновного. Сознанием субъекта должны охватываться два обстоятельства: а) в результате предпринятых действий организация будет неспособна удовлетворить требование кредиторов в течение трех месяцев; б) совершенные действия приведут к причинению крупного ущерба. При исследовании субъективной стороны преднамеренного банкротства нередко возникают проблемы, связанные с оценкой неконкретизируемого умысла. В частности, руководитель организации может ссылаться на то, что им не был точно рассчитан срок неплатежеспособности. В этом случае содеянное квалифицируется с учетом фактически наступивших последствий. Лицо привлекается к уголовной ответственности, поскольку в равной степени допускало любой результат.
Банкротство может быть следствием систематических злоупотреблений руководителя (присвоения, растрат и пр.). Например, неплатежеспособность коммерческой организации может возникнуть по причине незаконного списания имущества, состоящего на балансе, вследствие перечислений денежных средств на нужды, не связанные с экономической деятельностью. В этом случае возникает проблема образования совокупности преступлений. Следует полагать, что если уголовное дело возбуждено по факту хищения средств организации, то данные действия требуют дополнительной квалификации по статье, предусматривающей ответственность за преднамеренное банкротство, поскольку руководитель организации сознает, что данные действия ведут к неплатежеспособности.
В некоторых случаях в руки правоохранительных органов попадают материалы, свидетельствующие о том, что руководитель пытался погасить имеющуюся задолженность, рассчитывал на помощь партнеров по бизнесу и пр. Если расследованием установлено, что неплатежеспособность возникла по причине просчетов, допущенных при управлении организацией, уголовная ответственность исключается. В подобных ситуациях работники правоохранительных органов обязаны проверить наличие специального образования, выявить сферу прежних занятий субъекта, установить наличие практического опыта и пр.
В процессе расследования преднамеренного банкротства перед правоохранительными органами в некоторых случаях возникает проблема оценки исполнения приказа либо распоряжения. В соответствии с действующим законодательством лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконного приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях (ч. 2 ст. 42 УК). Уголовный закон требует рационального подхода к исполнению профессиональных обязанностей. Исполнение незаконного, преступного по содержанию приказа является достаточным основанием для привлечения лица к уголовной ответственности. Например, если руководитель коммерческой организации отдает бухгалтеру приказ о перечислении средств иной коммерческой фирме, а перечисляемая сумма в несколько раз превышает стоимость отгруженной продукции, к уголовной ответственности, помимо руководителя, привлекается и бухгалтер, исполнивший очевидно незаконное распоряжение.
Нередко руководители коммерческих организаций приводят доводы о том, что операции, вызвавшие банкротство, были совершены в условиях коммерческого риска. В этом случае правоохранительные органы обязаны установить как минимум два обстоятельства: а) была ли необходимость совершения тех хозяйственных операций, которые привели к банкротству организации; б) предприняты ли руководителем меры, направленные на предотвращение вредных последствий. В процессе расследования преступления необходимо выяснить: располагал ли подозреваемый информацией о финансовом положении контрагента, имелась ли возможность воспользоваться прежними связями, существовала ли необходимость рисковать крупной денежной суммой и пр.
В судебно-следственной практике достаточно часто возникают проблемы, связанные с разграничением фиктивного и преднамеренного банкротства. Данные преступления следует разграничивать по признакам объективной стороны. При фиктивном банкротстве коммерческая организация имеет возможность рассчитаться с кредиторами. Вопрос о несостоятельности связан с искажением информации о платежеспособности. При преднамеренном банкротстве организация в действительности не в состоянии рассчитаться с кредиторами, в связи с чем несостоятельность носит не фиктивный, а фактический характер.
На практике вопрос о разграничении фиктивного и преднамеренного банкротства наиболее остро возникает при проведения аудиторских проверок. Например, в ходе инвентаризации в подсобных помещениях организации обнаружено сокрытое от учета имущество, приобретенное в ходе осуществления предпринимательской деятельности. В этом случае юридическая оценка действий руководителя организации зависит от результатов дальнейшего расследования. Если материалами дела будет установлено, что имущество было сокрыто от учета с целью его дальнейшего присвоения, то действия руководителя коммерческой организации подпадают под признаки двух преступлений: хищения и преднамеренного банкротства. Если выяснится, что имущество сокрыто в целях получения отсрочки или рассрочки причитающихся кредиторам платежей, то руководитель организации должен быть привлечен к ответственности за фиктивное банкротство.
В.Ф. Антонов,
преподаватель Московского университета МВД России,
кандидат юридических наук
"Российская юстиция", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Преднамеренное банкротство: вопросы квалификации и оценки доказательств
Автор
В.Ф. Антонов - преподаватель Московского университета МВД России, кандидат юридических наук
"Российская юстиция", 2005, N 9