Общеевропейский процесс: решение информационных проблем
Международная журналистика как продолжение политики
Развитие и углубление международных отношений требуют договоренности между странами об использовании средств массовой информации в этой сфере. Они обусловлены объективной тенденцией увеличения объема потока информации, идущего через границы государств. Жителю любой европейской, да и не только европейской, страны достаточно обычного приемника, чтобы слушать программы других государств. Стремительно развивается трансграничное телевидение. На прилавках газетных киосков - обилие заграничной печатной продукции.
Информационные связи, расширение контактов между журналистами, сотрудничество СМИ не только возможны, но и необходимы, если мы хотим нормально жить и сотрудничать. От состояния дел в этой сфере, чье предназначение - формирование общественного мнения, от устранения существующих недоразумений во многом зависит налаживание подлинно цивилизованных, корректных норм международного общения, благоприятная нравственная атмосфера взаимного уважения, большего уважения и терпимости.
Расширение информационного сотрудничества позволяет переключить значительные интеллектуальные и материальные ресурсы с бессмысленного соперничества и конфронтации на продуктивный поиск решения международных вопросов. Прямое, непосредственное воздействие СМИ на жизнь народов разных стран приобрело широкомасштабный и глобальный характер. Тенденции мирового развития свидетельствуют о том, что их роль и значение в международных делах будут постоянно возрастать. Совместное участие в решении общих проблем помогает отодвинуть на второй план идеологические распри и национальные эгоизмы, отрешиться от устаревших стереотипов мышления категориями силовой политики и взглянуть на мир сквозь призму общечеловеческих ценностей.
Конечно, международная журналистика в большой степени производна от политики. Не бывает, чтобы представления о какой-либо стране улучшались, если политические и дипломатические отношения с этой страной плохие. Международная журналистика, если брать ее внешнеполитический аспект, имеет дело с политикой, отражает политику, зависит от политики. Современное развитие средств информации оказывается важным техническим, технологическим и экономическим процессом, существенным социально-политическим, правовым и нравственным явлением в странах. Общие сферы интересов различных государств в развитии международного информационного сотрудничества заключаются, как представляется, в следующем: нормализация межгосударственных отношений и прекращение политико-информационной конфронтации; совершенствование действующих и выработка новых международно-правовых стандартов, регламентирующих общие правовые рамки развития международной информации и коммуникации; создание мировой информационной сети.
Гонка технологического перевооружения
За последние десятилетия в области развития сетей связи произошел огромный количественный и качественный скачок. Давно ли основой телекоммуникационных сетей были телефонная, телеграфная и телексная сети связи для передачи речевых и документальных сообщений, а также радиовещание и телевизионные сети, обеспечивающие передачу радио и телевизионных программ?
Сейчас в связи с появлением новых технологий началось интенсивное перевооружение телекоммуникационных сетей, в результате чего возникает огромное количество новых возможностей для обмена информацией как на национальном, так и на международном уровнях: кабельное и кассетное телевидение, электронные системы выпуска печатной продукции, системы непосредственного телевизионного вещания и радиотелеграфная связь через искусственные спутники Земли. В результате применения микроэлектронной технологии возникают новейшие коммуникационные системы, объединяющие ЭВМ и телевидение, телефон и компьютер, телекоммуникацию и печать. В телекоммуникационной сети происходит ряд кардинальных изменений. Важнейшим из них, пожалуй, является объединение всех средств передачи и распределения информационных потоков в рамках единой интегрированной сети связи, доступной широкому кругу потребителей - Интернет. Использование микроэлектроники позволяет унифицировать все виды информационных сигналов (телефонный разговор или музыкальная программа, факсимильное, телевизионное изображение и др.) в виде закодированных цифр. Происходит "цифровизация" телекоммуникационных сетей, слияние средств передачи и распределения информации со средствами ее обработки и хранения.
Приведенные тенденции развития СМИ, новые возможности, создаваемые этим развитием, оказывают огромное влияние на все сферы общественной и личной деятельности людей, требуют перестройки многих политических, социальных, экономических и правовых взаимосвязей. Многообразие средств доставки информации, новые возможности обменов и формы сотрудничества влекут за собой необходимость уточнения правовых норм, правового регулирования этого достаточно сложного процесса.
Большие перемены наблюдаются не только в области развития средств информации, но и работы журналистов. Это касается прежде всего роста влияния на дальнейшее развитие систем массовых коммуникаций информатики - отрасли науки, изучающей вопросы, связанные со сбором, хранением, поиском, переработкой, распространением и использованием информации в различных сферах деятельности. Все чаще можно слышать, что тот, кто будет контролировать революцию в области информации, обретет и огромное влияние в мире. Поэтому не случайно, что в нынешней гонке технологического перевооружения средств информации участвуют и правительства, и крупнейшие государственные и частные разработчики, предприятия, ученые. Важно, конечно, чтобы их влияние шло не на достижение узко эгоистических целей, а на благо человечества. И именно здесь мы видим широкое поле для сотрудничества. Но это требует и повышенной ответственности.
Европейский процесс
Важной задачей процесса международного сотрудничества является принятие решений, способных поднять роль СМИ в деле его развития и укрепления. Такими решениями следует считать документы так называемого европейского процесса - Хельсинкский Заключительный акт (1975 г.), Мадридский (1980 г.) и Венский (1986 г.). Итоговые документы стран-участниц Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ), Лондонский информационный форум СБСЕ (1989 г.), документы ряда последующих совещаний стран-участниц. Их содержание богато и разнообразно. Они включают свод принципов, главных правил и норм взаимоотношений между государствами-участниками, отвечающих требованиям мирного сосуществования и развития сотрудничества, необходимости создания атмосферы доверия и уважения между народами, в том числе и в гуманитарных областях, куда были отнесены и вопросы информации.
Подлинным прорывом в этой сфере к созданию базы для осуществления практических шагов в деле развития международного сотрудничества в области информации является Хельсинкский Заключительный акт и другие документы СБСЕ (ныне ОБСЕ).
Обсуждение информационных проблем было долгим и трудным. Шла "холодная война", был идеологизированный подход к решению международных проблем, различие во взглядах представителей стран НАТО и Варшавского договора на место и роль информации в обществе. У той и другой стороны было достаточно аргументов в обвинениях друг друга в несоблюдении таких понятий, как "свобода печати", "доступ к информации", "независимость журналистов", "плюрализм мнений" и т.д.
Помнится, Венскую встречу предполагалось провести за несколько месяцев. Тем не менее выработка итогового документа именно в журналистской сфере, в области информации потребовала работы ее участников в течение более двух лет...
Зоны умолчания: "восточная" и "западная"
Будем откровенны. До появления в нашей стране гласности, до своего рода раскрепощения наших средств информации от догм и правил кастового и застойного периодов считалось нормальным явлением не доносить до сведения даже собственного народа информацию о тех или иных событиях и явлениях, особенно если они имели негативную окраску. Долгое время, например, для журналистов являлись "закрытыми зонами" критика внешней и оборонной политики СССР (одно замалчивание войны в Афганистане чего стоит!). Не могли мы объективно писать о положении дел в бывших социалистических и других дружественных странах, в зарубежных коммунистических партиях. В результате огромные политические сдвиги конца 80-х годов в восточноевропейских странах для многих наших соотечественников стали неожиданностью.
Шла такая информация, да еще и с соответствующими комментариями "из-за бугра", порождая боязнь тогдашнего руководства страны, а следовательно, и серию запретительных мер по созданию препятствий и пресечению движения всякой информации с Запада на Восток. Были времена, когда наши СМИ не баловали своих читателей, телезрителей материалами, по которым можно было бы составить полное и объективное представление о зарубежном мире. Мало давалось информации о внутренних пружинах капиталистического общества, его способностях к адаптации и развитию в новых условиях, опыте по защите окружающей среды, работе выборных органов и общественных организаций, способах внедрения научных и технических новшеств.
Думается, от публикации материалов, из которых можно было бы извлечь пользу для себя, не пострадали бы ни устои, ни авторитет нашего государства. Мы уже испили горькую чашу опыта, который показывает, что, когда точная и правдивая информация урезана, когда она существует только для избранных, в стране углубляется застой, нарастают экономические трудности. А зашоренность, соображения тактического характера, ограничивающие, в частности, внедрение в повседневную жизнь технологических средств, ставших в иных местах элементарными в использовании в СМИ, могут только затормозить и тормозили развитие общества.
Конечно, мы против того, чтобы нам, пользуясь обменом информации, навязывали то, что чуждо нашим морально-этическим принципам, чтобы этот обмен использовался в неблаговидных целях. Документы Хельсинкского процесса - не виза для свободного проникновения через границы неприемлемых в обществе нравов, узаконивания прав на то, чтобы учить другие народы, как им нужно жить. Информация призвана стать двигателем именно просвещенных межгосударственных отношений, в полной мере отвечающих богатым демократическим традициям европейской цивилизации.
Было бы глубочайшим заблуждением полагать, что в западных странах в этом отношении все было в идеале. Отнюдь нет!
Это касалось в первую очередь деятельности западных пропагандистских служб по созданию у собственного населения в лице СССР образа врага. Шло планомерное извращение положения дел в СССР, очернение наших инициатив во внешнеполитической деятельности, внедрение в мысли людей идеи "агрессивности" СССР, клевета на нашу жизнь, сокрытие наших действительных достижений. В странах НАТО искусственно тормозился культурный обмен с СССР, знакомство с нашим искусством, литературой, периодическими изданиями. Существовали запреты на въезд профсоюзных и журналистских делегаций, передвижения советских журналистов по территории этих стран, отказ в их аккредитации, дискриминация в доступе наших корреспондентов к информации. Известны, в частности, "инструкции" Белого дома и Госдепартамента США по сокращению в американских СМИ позитивных сообщений об СССР, прекращению показа советских фильмов, даже советско-американских, распространения московских изданий на английском языке. Целый скандал разгорелся однажды в администрации США по поводу интереснейшего выступления, "просочившегося" на американское телевидение, нашего известного обозревателя Владимира Познера... Не составляют секрета и решения западных стран запрещать либо препятствовать продаже в СССР западными фирмами современной техники, предназначенной для обработки и распространения информации.
Положительный опыт Хельсинки
И все же, начиная с Хельсинки, были выработаны первые международные документы, которые в специальных разделах зафиксировали основные принципы взаимоотношений стран в сфере информации.
Каковы же эти принципы?
Прежде всего они исходят из положения о том, что обмен и распространение информации, сотрудничество в этой сфере могут развиваться только на базе общепризнанных принципов международного права, таких его норм, как суверенное равенство, невмешательство во внутренние дела, право на самоопределение, мирное сотрудничество и т.д. Они имеют существенное значение в области информации, поскольку выступают основой международной коммуникации и деятельности органов массовой информации.
На втором месте стоят определение целей распространения и обмена информацией в международных отношениях и их содержание: стремление развивать сотрудничество в области информации, чтобы способствовать укреплению мира и взаимопонимания между народами и духовному обогащению человеческой личности, независимо от расы, пола, языка и религии; более широкое ознакомление и все более полное понимание различных аспектов жизни других государств-участников; достижение доверия между народами, развитие взаимопонимания между государствами и дальнейшее улучшение отношений между ними.
Тем самым определяются конкретные задачи деятельности СМИ в международной области. Они рассматриваются не как "нейтральные учреждения", которые стоят в стороне или выше проблем, конфликтов и процессов, происходящих в мире, а как орудия решений политических, экономических и иных проблем, разумное применение которых (этих орудий) может способствовать разрешению множества важных международных проблем современности.
Третье положение общеевропейских договоренностей относится к формам сотрудничества в области информации. В подразделах "Улучшение распространения, доступа и обмена информацией" подробно говорится о способах распространения устной информации (лекции, "круглые столы", семинары, конгрессы на двусторонней и многосторонней основе), печатной информации (распространение печатных изданий, увеличение числа их наименований, расширение подписки и точек продажи, возможности доступа к ним в библиотеках и т.д.), кино, радиотелевизионной информации (увеличение импорта и показа такой информации). Подразделы "Сотрудничество в области информации" предусматривают меры по развитию контактов и сотрудничества между органами печати, агентствами и издательствами; укрепление контактов между журналистскими профессиональными объединениями.
То, что сейчас считается нормальным явлением, в те времена вырабатывалось с боем. Давайте лишь кратко, конкретно изложим вошедшие в жизнь выработанные коллективным трудом нормы международного и национального общежития в области СМИ, их правовую сторону.
Вот лишь часть из перечня этих достижений: ликвидация там, где было, глушения передач зарубежных радиостанций; свободное распространение иностранной периодической печати, подписка на нее; распространение официальной печатной информационной продукции иностранными посольствами и миссиями; доступ к официальным документам, не представляющим государственной тайны. Страны призывались к сотрудничеству и обменам между информационными объединениями, организациями и техническими экспертами в деле гармонизации технических стандартов и норм. Они призывались организовывать прямые передачи программ с участием иностранцев, интервью с политическими деятелями, проведение телемостов. Странам-участницам предлагалось создавать учрежденческие пресс-центры, организовывать пресс-конференции. Они обязывались уважать авторское право и профессиональную конфиденциальность. Они обязывались также "обеспечивать на практике, чтобы лица, принадлежащие к национальным меньшинствам или региональным культурам на их территории, могли распространять информацию на своем родном языке, иметь к ней доступ и обмениваться ею".
Государства обязывались обеспечивать доступ к национальным СМИ, в том числе телевидению, для организации своих передач религиозным деятелям.
В результате хельсинкских договоренностей появилось право беспрепятственного пользования множительной техникой (а ведь нельзя было!), средствами приема космического телевидения (пресловутыми также в свое время запрещенными "тарелками"), взаимного обмена студентами жур-факов вузов и т.д.
Постоянно в ходе Хельсинкского процесса возникал вопрос о месте СМИ и журналистов в современном обществе, их роли в формировании общественного мнения. Шли жаркие дискуссии о том, насколько велика ответственность тех, кто причастен к информации, за ее содержание, правдивость, гуманизм, за ее не только познавательный, но и воспитательный характер? Какую гражданскую позицию занимают журналисты? Компетентны ли они, объективны, честны, ответственны ли перед обществом, перед собой, перед будущим?
Моральный выбор журналиста
Труд журналиста, как известно, целиком строится на познании и общении. Причем самый процесс труда и его результат обязательно затрагивает интересы других людей, а потому изначально несет в себе нравственный смысл. Ведь журналист обращается к общественности не для того, чтобы бесстрастно поведать результаты своих наблюдений, хотя и такое бывает. Он всегда за что-то ратует, против кого-то воюет и стремится так воздействовать на мысли и чувства читателя, зрителя, слушателя, чтобы сделать его своим единомышленником.
Практически любая публикация связана для журналиста с моральным выбором. Выбор темы, адреса, героя, обозначение его оппонентов, определение цели публикации, поиски сюжета - вся эта деятельность выражает отношение к другим людям. Позиция журналиста обязательно включает нравственные ценности и для самого автора выступает как личная нравственная программа его работы. Он должен, безусловно, подчиняться выработанным в своей стране или, будучи за границей, международным сообществом правовым нормам.
Закон о печати
Нужно ли удивляться, что из главных рекомендаций СБСЕ странам-членам, а это в основном относилось к СССР, была рекомендация иметь у себя законодательство об информационной политике, закон о печати. Сложности в нашей работе на СБСЕ обнаружились и в связи с отсутствием к тому времени в нашей стране именно такого закона. Мало того, что среди десятков участников общеевропейского процесса мы в этом отношении разделили судьбу единичных государств, пребывающих без правового статуса средств информации. Выявилось, что подобного рода закон носит не только внутригосударственный, как некоторые думают, но и международный характер. Опираясь на свои законодательные регламентации в отношении СМИ и журналистов, делегации многих стран чувствовали себя увереннее, стремились насытить проекты Итоговых документов уже готовыми положениями и формулировками, которые не придется менять у себя дома в связи с их принятием. Им легче было не "вообще", а имея закон, конкретно толковать о правах и обязанностях журналистов, свободах и ответственности СМИ, бороться с формулировками, противоречащими их национальным интересам и сложившейся практике.
Сразу же после Венской встречи в нашей стране началась разработка проекта Закона о печати. Правовой документ нашей страны о СМИ включил в себя целиком или содержит ссылки почти на все статьи документов Хельсинкского процесса об информации: в Законе о печати СССР (1 августа 1990 г.) и последовавшим за ним Законе Российской Федерации "О средствах массовой информации" (декабрь 1991 г.). В отечественное законодательство вошли практически текстуально около двух десятков уложений из документов общеевропейского процесса: о свободе печати, отсутствии цензуры, о праве искать, получать и распространять информацию, возможности беспрепятственного издания СМИ, гарантии интеллектуальной собственности, включая авторское право, об уважении профессиональной конфиденциальности в деятельности СМИ и журналистов. Сразу следует добавить, что и провозглашенные у нас ограничения в работе СМИ тоже извлечены из международных документов: о недопустимости пропаганды войны, расовой, национальной и религиозной исключительности, распространения порнографии и т.д. Наличие в наших руках полновесного Закона о печати наряду с богатой практикой работы отечественных средств информации - весомый аргумент при рассмотрении информационной политики на международной арене.
Достижения Хельсинского процесса
Немало статей хельсинкских документов посвящено деятельности иностранных корреспондентов в стране пребывания, улучшению их работы. Без преувеличения можно сказать, что достигнутые договоренности уникальны и касаются как Востока, так и Запада. Государства-участники понимали: от иностранных журналистов во многом зависит, в каком облике предстанет страна, где они работают, перед их соотечественниками, насколько их информация способствует решению задач сегодняшнего дня, в том числе проблем, касающихся отношений между государствами, правящими структурами и народами соответствующих стран. Не ошибусь, если скажу, что Россия для инкоров сегодня одна из самых привлекательных стран. Это обусловлено происходящими у нас событиями, преобразованиями, реформами, деятельностью нашего руководства, нашей политикой на внешнеполитическом поприще. И неудивительно, что в России - Москве и еще нескольких крупных центрах - работают порядка 2000 иностранных корреспондентов из более, чем 100 стран. Для сравнения напомню: в 1975 г., когда был подписан Хельсинкский заключительный акт СБСЕ, их в Москве работало 250 из 46 государств.
Замечу, что в Россию приезжают еще и специальные корреспонденты по поводу каких-либо событий или для подготовки отдельных материалов. Таких сегодня насчитывается не одна тысяча...
Россия практически полностью выполнила положения документов Хельсинкского процесса, касающихся деятельности инкоров, включенных в наше законодательство и специально разработанные и утвержденные постановлением правительства "Правила аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации". На международном уровне признается, что "Правила" - один из самых демократических и последовательно выдержанных по международным меркам правовой акт. Видимо потому, что он - зеркальное отражение последних достижений правового режима работы самой беспокойной профессии - журналистов.
Что же было достигнуто в европейских столицах в процессе СБСЕ и вошло в практику деятельности государств и работы журналистов?
Отрегулировано правовое положение представителей зарубежных СМИ. В РФ все иностранные корреспонденты и их технический персонал аккредитованы при Департаменте Информации и Печати МИД. Решены визовые и таможенные вопросы, основные права и обязанности корреспондентов. Упрощена и ускорена процедура аккредитирования - не более 2-х месяцев. Отменены виды на жительство, процедура получения разрешения для свободных поездок по стране. Исключение составляют объявленные закрытые уже не районы и обширные территории, а объекты. Стали выдаваться многократные въездные - выездные визы сроком на 1-2 года, в том числе членам семей. Обладание аккредитационной карточкой дает журналисту возможность участия в различных событиях политического и иного характера, обращаться непосредственно к властным структурам и в государственные и общественные органы. Им обеспечено право ввозить и вывозить свое профессиональное оборудование, необходимые материалы. За пользование ими (в отличие от других стран) у нас инкоры не облагаются налогами, а взаимоотношения с налоговыми органами основываются на межправительственных соглашениях об избежании двойного налогообложения.
Государства - члены СБСЕ/ОБСЕ обязаны создавать информцентры с правом доступа туда инкоров, снабжать их информацией, помогать решать административные и бытовые вопросы, обеспечивать уважение авторских прав, право на интеллектуальную собственность и профессиональную тайну. Журналист не может быть наказан и даже выслан за материалы, опубликованные в его СМИ без его подписи и, возможно, его ведома и направленные против страны его пребывания. Материалы инкоров не подвергаются цензуре.
Аккредитованные корреспонденты имеют право на создание профессиональной журналистской организации, действующей на основе своего Устава, положения которого не противоречат законодательству страны пребывания. В 1990 г. такая Ассоциация иностранных корреспондентов со своим Уставом и руководством после долгих препирательств со столичным чиновным людом была создана и в Москве. Совместно с АИК пресс-центр МИД РФ проводит интересные информационные мероприятия, дающие возможность ближе знакомиться с жизнью нашей страны, ее людьми и событиями. По представлению АИК рассматриваются просьбы и жалобы инкоров, случаи их дискриминации, попытки в иных районах местной властью или чиновниками ущемлять их права, отказывать в помощи, в предоставлении информации.
Криминогенная обстановка кое-где и в нашей стране, чего греха таить, отражается и на корреспондентском корпусе, на который в полном объеме распространяются положения российского законодательства. Эксцессов, вызывающих озабоченность, не наблюдается. Подавляющее число журналистов законопослушны.
Естественно, у российской стороны есть меры и "воспитательного характера" по отношению к иностранным журналистам - нарушителям отечественного законодательства и международных правовых норм их поведения.
Но имеют место и неприятные факты из жизни инкоров: вымогательства, хищения имущества, автоугоны... Приходится подключаться и нашим правоохранительным органам.
Сейчас, в связи с появлением новых факторов и немалыми изменениями в социально-экономическом, политическом и профессиональном положении инкоров и их СМИ (появление института стрингеров, рекламно-коммерческая деятельность, неурегулированность некоторых правовых аспектов и т.д.), планируется внесение определенных корректив в действующие правила.
Чрезвычайно важным моментом нам представляется включение в наше законодательство положения, провозглашающего, что, если международным договором, подписанным и ратифицированным нашей страной, установлены иные нормы, чем те, которые содержатся в настоящем законе, применяются нормы международного договора. Без преувеличения можно сказать, что признание приоритетности международных договоренностей - один из крупнейших шагов в законодательстве нашей страны. Он означает, что впредь при разработке внутригосударственных правовых актов, касающихся информации, невозможно будет применять доморощенные методы "руководства" печатью и журналистами без риска вступить в противоречие со взятыми на себя страной международными обязательствами. Нельзя, именуя себя правовым государством, иметь один закон для использования внутри страны, а другой - за ее пределами.
Европейский процесс применительно к средствам информации - не только обсуждение проблем СМИ и журналистов на межгосударственных форумах стран - участниц СБСЕ. Этот процесс дал "зеленый свет" проведению целого ряда общеевропейских информационных мероприятий, явился стимулятором многих инициатив для установления сотрудничества средств информации и журналистов Европы и в мире.
Так, на основе решений Венской встречи СБСЕ в Лондоне состоялся Информационный форум государств - участников СБСЕ. В форуме приняли участие не только традиционные члены общеевропейских совещаний - дипломаты, эксперты, специалисты. Впервые в рамках Хельсинкского процесса на нем на равных присутствовали многочисленные журналисты. Это было первое в истории СБСЕ специальное мероприятие по вопросам информации и, оно стало, благодаря своим решениям, заметным событием в международной жизни последнего времени.
Ориентируясь на Хельсинкский процесс, разработкой специальных программ занялись международные организации - ЮНЕСКО, Совет Европы, Европейский Союз и др.
В программной деятельности ЮНЕСКО "Информация на службе человека" отводится специальное место европейскому сотрудничеству в этой области.
Серия программ, направленных на сотрудничество стран Западной, Центральной и Восточной Европы, включая Россию, в области информации, создание европейского информационного пространства, развитие новейшей техники и технологии в области СМИ, выработка унифицированных правовых документов - в арсенале Совета Европы. В последние годы вопросы европейского сотрудничества обсуждались на совещаниях министров информации государств - участников СБСЕ/ ОБСЕ и Совета Европы в области технологии в Кардиффе, Ницце и Триесте. Специальные семинары по сотрудничеству в аудиовизуальных СМИ были организованы в Праге и Берлине. "Условия экономической и политической независимости средств массовой информации" - тема международного коллоквиума, организованного в Москве.
А новая, созданная в конце 1989 г. европейская организация Аудиовизуальная Эврика, членами которой являются почти все страны континента, всю свою работу посвящает совместной деятельности этих стран в области радио, телевидения и кино. Вступила в действие многоязычная, работающая с помощью спутников, европейская телевизионная программа "Евроньюс". В Страсбурге начала действовать аудиовизуальная Обсерватория - общеевропейский центр по сбору, анализу и распространению данных о развитии средств информации на континенте, технике и технологии аудиовизуальных СМИ. Обсерватория работает под эгидой Совета Европы и Аудиовизуальной Эврики. Россия, приложившая немало усилий в создании Обсерватории, - в ее составе.
Участие в общеевропейских международных мероприятиях - одна сторона дела. Другая, не менее важная и наиболее трудоемкая - реализация договоренностей каждой страной у себя дома, в том числе и в России. В документах СБСЕ - десятки обязательств государств, которые они должны строго соблюдать без всяких изъятий. Некоторые, прямо скажем, оказались непривычными для государств с недавними режимами в Восточной Европе по сравнению с устоявшимися там стереотипами, традициями, даже правовыми документами той или иной страны. В Венском документе, например, указывается, что достигнутые договоренности в случае необходимости должны быть приведены странами в соответствие с их юридическими и политическими международными обязательствами.
Реализация того, что было согласовано в ходе работ СБСЕ, - дело не только дипломатов и политиков. Политическое значение общеевропейских договоренностей непосредственно касается парламентариев, юристов, промышленников, деятелей культуры и образования, технических специалистов, работников внешней торговли и, конечно, журналистов.
Помогать реализации поставленных общепринятых задач призвана штаб-квартира ОБСЕ, ее административное руководство в Вене, где учрежден пост и действует Представитель организации по вопросам свободы средств массовой информации. В его задачах - отслеживание хода реализации общеевропейских договоренностей в странах-членах.
Весь Хельсинкский общеевропейский процесс - основа сотрудничества в самых различных сферах международных отношений, в решении многих внутренних проблем. Для журналистов столь же важна и неисчерпаемая тема межчеловеческих отношений и общественного устройства будущего, вопросы международного, политического, экономического и информационного порядка в наступившем XXI веке.
Ю.А. Поляков,
профессор факультета Международной информации
и журналистики МГИМО МИД РФ,
эксперт Совета Европы
"Российская юстиция", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Общеевропейский процесс: решение информационных проблем
Автор
Ю.А. Поляков - профессор факультета Международной информации и журналистики МГИМО МИД РФ, эксперт Совета Европы
"Российская юстиция", 2005, N 9