Бюджетная отчетность: заполняем новые формы.
Введение
21 января 2005 г. вышел в свет приказ Минфина России N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности" (далее по тексту - Инструкция N 5н). В этом номере журнала мы рассмотрим только вопросы, связанные с составлением отчетности получателями средств бюджета и отчасти главными распорядителями (распорядителями).
В настоящее время можно выделить четырехуровневую систему нормативного регулирования бюджетной отчетности:
1-й уровень Бюджетный кодекс России Закон "О бухгалтерском учете" |
2-й уровень Приказ Минфина России от 21 января 2005 г. N 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности" |
3-й уровень Методические рекомендации, приказы и письма Министерства финансов России |
4-й уровень Дополнительные специализированные формы отчетности, введенные главными распорядителями средств бюджета органам, организующим исполнение бюджета, органам, осуществляющим кассовое обслуживание бюджета |
Требования, предъявляемые к бюджетной отчетности
Бюджетная отчетность главных распорядителей, распорядителей и получателей средств бюджета составляется в сброшюрованном виде с нумерацией страниц, оглавлением и сопроводительным письмом на бумажных носителях, а также на электронных носителях информации. Сроки составления отчетности: квартальная - по состоянию на 1 апреля, 1 июля и 1 октября текущего года, годовая - на 1 января года, следующего за отчетным, месячная - на первое число месяца, следующего за отчетным.
Обратите внимание: в пункте 2 статьи 6 Закона "О бухгалтерском учете" предусмотрена передача на договорных началах ведения бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, в этом случае бухгалтерская отчетность подписывается руководителем главного распорядителя, распорядителя, получателя средств бюджетов и руководителем специализированной организации (централизованной бухгалтерии), ведущей бюджетный учет.
Бюджетная отчетность (за исключением сводной и консолидированной) составляется на основе данных Главной книги. В Инструкции N 70н нет жестко прописанной формы бюджетного учета. Процесс формирования информации для отчетности можно представить на схеме:
/-----------------------------------------\
| Первичные учетные документы |
\-----------------------------------------/
/-----------------------------------------\
| Журналы |
\-----------------------------------------/
/-----------------------------------------\
| Главная книга |
\-----------------------------------------/
/-----------------------------------------\
| Бюджетная отчетность |
\-----------------------------------------/
Согласно статье 13 Закона "О бухгалтерском учете" все организации обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета бухгалтерскую отчетность. Поэтому до составления бюджетной отчетности производится сверка оборотов и остатков по аналитическим регистрам учета с оборотами и остатками по счетам бюджетного учета.
Показатели годовой бюджетной отчетности должны быть подтверждены данными инвентаризации, проведенной в установленном порядке. Данное требование вытекает из пункта 2 статьи 12 Закона "О бухгалтерском учете". Согласно норме данной статьи проведение инвентаризации обязательно перед составлением годовой бухгалтерской отчетности.
Когда данные по отдельным показателям отчетности не имеют числового значения, соответствующие графы заполняются прочерком.
Если в соответствии с нормативными правовыми документами по бюджетному учету показатели отчетности имеют отрицательное значение, то в бюджетной отчетности этот показатель отражается со знаком "минус".
Бюджетная отчетность составляется нарастающим итогом с начала года в рублях с точностью до второго десятичного знака после запятой.
Получатели средств бюджета составляют бюджетную отчетность и представляют ее своему вышестоящему распорядителю бюджетных средств в установленные сроки.
Главные распорядители (распорядители) средств бюджета на основании представленной бюджетной отчетности составляют сводную бюджетную отчетность для представления ее органу, организующему исполнение соответствующего бюджета (главному распорядителю), в установленные им сроки.
Согласно статье 17 Закона "О бухгалтерском учете" N 129-ФЗ от 21 ноября 1996 г. организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
Для определения срока хранения бюджетной отчетности необходимо обратиться к Перечню типовых управленческих документов, образующихся в деятельности организаций, с указанием сроков хранения.
Основные положения данного перечня, утвержденного Росархивом 6 октября 2000 г., приведены в таблице "Сроки хранения бюджетной отчетности".
Сроки хранения бюджетной отчетности | |
Вид документа | Срок хранения |
Бухгалтерские балансы и отчеты; документы (приложения к ба- лансу, пояснительные записки, специализированные формы): а) сводные годовые; годовые б) квартальные в) месячные |
Постоянно 5 лет*(1) 1 год*(2) |
Передаточные, разделительные, ликвидационные балансы; прило- жения, пояснительные записки к ним |
Постоянно |
Аналитические документы (таблицы, записки, доклады) к годо- вым балансам и отчетам |
Постоянно |
Переписка об утверждении и уточнении балансов и отчетов | 5 лет |
Документы (протоколы, акты, заключения) о рассмотрении и ут- верждении балансов и отчетов |
Постоянно*(3) |
Отчеты об исполнении сметы расходов: а) сводные годовые; годовые б) квартальные |
Постоянно Постоянно (5 лат*(4)) |
*(1) При отсутствии годовых - постоянно. *(2) При отсутствии годовых, квартальных - постоянно. *(3) Квартальных - 5 лет. *(4) При отсутствии годовых - постоянно. |
С.Г. Хабаев,
доцент кафедры "Бухгалтерский учет" Академии бюджета
и казначейства Министерства финансов РФ
"Бюджетный учет", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100