Пояснительная записка (ф. 0503160)
Рассмотрим отдельные примеры и наиболее сложные вопросы заполнения Пояснительной записки (ф. 0503160).
В медицинских учреждениях существуют специфические правила учета некоторых нефинансовых (приказ Минздрава СССР от 29 февраля 1984 г. N 222 "Об утверждении инструкции по учету белья, постельных принадлежностей, одежды и обуви в лечебно-профилактических и других учреждениях здравоохранения, состоящих на государственном бюджете СССР") активов или, например, в воинских частях учет вооружения ведется только в количественном выражении.
Главным распорядителем согласно пункту 3 Инструкции N 5н могут вводиться дополнительные формы отчетности, соответственно в пояснительной записке необходимо отразить порядок формирования данных форм отчетности. Кроме того, следует в пояснительной записке охарактеризовать использованные методы бюджетного учета для оценки активов и обязательств бюджетного учреждения, а также операций по их изменению в ходе исполнения бюджета по следующей форме. Сведения представить в таблице 1 (к разделу "Общие вопросы организации деятельности бюджетного учреждения").
Данная таблица формируется для внешних пользователей, которые не знакомы с порядком оценки активов и обязательств в бюджетных учреждениях. В таблице необходимо представить методы оценки основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов, материальных запасов. Рассмотрим порядок заполнения таблицы 1 на примере основных средств.
Пример. Согласно приказу Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 1 ноября 2004 г. N 179 "Об утверждении порядка оказания скорой медицинской помощи" станция скорой медицинской помощи является лечебно-профилактическим учреждением, оказывающим круглосуточную скорую медицинскую помощь как заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактического учреждения, так и в пути следования в лечебно-профилактическое учреждение при состояниях, угрожающих здоровью или жизни граждан, вызванных внезапными заболеваниями, обострением хронических заболеваний, несчастными случаями, травмами и отравлениями, осложнениями беременности, при родах и других состояниях и заболеваниях.
В том же документе определены основные функции станции скорой помощи. Основными функциями станции скорой медицинской помощи являются:
- круглосуточное оказание своевременной и качественной медицинской помощи в соответствии со стандартами медицинской помощи заболевшим и пострадавшим, находящимся вне лечебно-профилактических учреждений, при катастрофах и стихийных бедствиях;
- осуществление своевременной транспортировки (а также перевозки по заявке медицинских работников) больных, в том числе инфекционных, пострадавших и рожениц, нуждающихся в экстренной стационарной помощи;
- оказание медицинской помощи больным и пострадавшим, обратившимся за помощью непосредственно на станцию скорой медицинской помощи, в кабинете для приема амбулаторных больных;
- извещение муниципальных органов управления здравоохранением обо всех чрезвычайных ситуациях и несчастных случаях в зоне обслуживания станции скорой медицинской помощи;
- обеспечение равномерного комплектования выездных бригад скорой медицинской помощи медицинским персоналом по всем сменам и полное обеспечение их согласно примерному перечню оснащения выездной бригады скорой медицинской помощи.
Сведения о методах оценки активов и обязательств
Наименование объек- та учета |
Характеристика метода оценки | Момент отражения в учете |
1 | 2 | 3 |
Основное средство | Первоначальная стоимость - сумма фактических вложений в приобретение, сооружение и изготовление объектов основных средств |
Ввод в эксплуатацию |
Рыночная стоимость - сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи основного средства на дату принятия к бухгалтерскому учету |
||
Восстановительная стоимость - стоимость основного средства после переоценки |
||
Остаточная стоимость - первоначальная (восстановительная) стоимость минус начисленная амортизация по основному средству |
Рассмотрим основные результаты деятельности поликлиники.
1. Организация работы поликлиники
1.1. Динамика посещений поликлиники:
- число посещений поликлиники за данный год 100%;
- число посещений поликлиники за предыдущий год - данный показатель отражает увеличение или снижение объема посещений поликлиники в отчетном году.
2. Распределение посещений поликлиники по виду обращения (заболевание или профилактический осмотр):
- число посещений по поводу заболеваний 100%;
- общее число всех посещений поликлиники.
3. Участковость на приеме (у врачей-терапевтов):
- число посещений жителями участка своих участковых врачей 100%;
- число посещений жителями района врачей-терапевтов.
4. Обслуживание населения врачебной помощью на дому по терапевтическому отделению поликлиники (объем помощи на дому):
- число посещений врачами-терапевтами больных на дому 100%;
- число посещений жителями района врачей-терапевтов в поликлинике.
Сведения о результатах деятельности следует представить в приложении к пояснительной записке (ф. 0503162). В качестве мер по повышению эффективности использования бюджетных средств рассмотрим:
- оптимизацию сети получателей бюджетных средств;
- повышение доли закупок на конкурсной основе;
- распределение бюджетных ассигнований в зависимости от объема предоставляемых услуг и их непосредственных и конечных результатов деятельности.
По возможности привести отчетные показатели, характеризующие соответствующие меры. Сведения о мерах по повышению эффективности расходования бюджетных средств необходимо представить в таблице 3.
Пример. Главным распорядителем для подведомственных учреждений была осуществлена централизованная поставка компьютерной техники. Поставщик компьютерной техники предоставляет скидку в зависимости от объема заказа. Главному распорядителю была предоставлена скидка в размере 5% от отпускных цен поставщика.
В разделе "Анализ финансовой отчетности бюджетного учреждения" наибольшее количество вопросов вызывает трактовка термина "наименование нефинансового актива". Первый вариант - это заполнение формы "Сведения о движении нефинансовых активов" (ф. 0503168) в разрезе синтетических счетов. В этом случае бюджетное учреждение будет составлять 4 формы (см. форму Пояснительной записки, лист 6):
- основные средства;
- нематериальные активы;
- непроизведенные активы;
- материальные запасы.
Второй вариант - это составление данной формы в разрезе аналитических счетов нефинансовых активов. В этом случае бюджетное учреждение будет составлять 20 форм. Так как в Инструкции N 5н отсутствуют какие-либо комментарии по данному вопросу, количество форм может быть определено главным распорядителем средств бюджета.
Пример (к разделу "Анализ финансовой отчетности бюджетного учреждения").
Первоначальная стоимость основных средств на начало года составила 34 000 000 руб.
В течение года учреждением приобретено основных средств на сумму 940 000 руб.
Введено в эксплуатацию основных средств на сумму 912 000 руб., в том числе основных средств стоимостью до 1000 руб. за единицу на сумму 26 000 руб. В ходе инвентаризации обнаружена недостача оборудования, первоначальная стоимость оборудования 10 000 руб., начисленная амортизация 8000 руб.
Рыночная стоимость оборудования в размере 2500 взыскана с виновного лица. В течение отчетного периода списаны основные средства, первоначальная стоимость данных основных средств - 180 000 руб., сумма начисленной амортизации - 158 000 руб. (основные средства списаны из-за невозможности их дальнейшей эксплуатации). Сумма начисленной амортизации по основным средствам за год составила 3 840 000 руб.
Строка 30 определяется таким образом 26 000 + 10 000 + 180 000 = 216 000 руб.
В форме 0503168 отсутствует строка, в которой бы отражалась стоимость основных средств, пришедших в негодность, поэтому стоимость таких основных средств следует отразить по строке 33 "Списание по причине порчи".
Кроме этого в форме 0503168 отсутствует строка, в которой бы отражались данные по основным средствам стоимостью до 1000 рублей (показатель по таким основным средствам следует отразить по строке 38 "Израсходовано на нужды учреждения") - см. поз. 1, стр. 48.
В Пояснительной записке необходимо раскрыть техническое состояние, эффективность использования, обеспеченность бюджетных учреждений и их структурных подразделений основными фондами. Эти показатели можно охарактеризовать с помощью расчета (соответствия величины, состава и технического уровня фондов реальной потребности в них). Кроме того, необходимо раскрыть информацию об основных мероприятиях по улучшению состояния и сохранности основных средств, характеристику комплектности, а также сведения о своевременности поступления материальных запасов.
Сведения о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января отчетного года и на отчетную дату с объяснением причин образования сумм задолженности представить в приложении к пояснительной записке (ф. 0503169).
Пример. Бюджетное учреждение осуществляет предпринимательскую деятельность. По состоянию на 1 января структура дебиторской задолженности следующая:
- задолженность заказчиков составляет 182 000 руб.;
- задолженность по выданным авансам на приобретение материальных запасов - 25 000 руб. (аванс перечислен за счет предпринимательской деятельности);
- "входной" НДС - 12 000 руб.
Структура кредиторской задолженности следующая:
- депонированная заработная плата - 8000 руб.;
- задолженность перед бюджетом по НДС - 30 000 руб.
- задолженность по налогу на прибыль - 25 000 руб.
При изменении валюты баланса на начало финансового года сведения об изменении остатков валюты баланса привести в приложении к пояснительной записке (ф. 0503173).
Данная форма заполняется бюджетным учреждением в следующих случаях:
- при переоценке основных средств, нематериальных активов, непроизведенных активов;
- при реорганизации бюджетного учреждения.
Таблица 1. Сведения по дебиторской и кредиторской задолженности
Номер счета бюджетного учета |
Сумма, руб. | Наименование (кредитора) | Дата, номер документа - основания возникновения задолженности |
Причина образования задолженности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
2 205 03 000 | 82 000 | ЗАО "Рассвет" | 15.12.200Х. Акт приемки выполненных работ |
Выполнение работ, оп- ределенных в договоре |
2 206 11 000 | 25 000 | ООО "Дина" | 25.10.200Х. Договор на поставку материальных запасов |
Перечисление аванса согласно договору |
2 210 01 000 | 12 000 | 8.12.200Х. N 245 Счет- фактура, 15.12.200Х. N 542 Счет-фактура |
Ст. 171-172 НК РФ | |
1 304 02 000 | 8 000 | Иванов И.И. | Расчетно-платежная ве- домость |
Заработная плата не по- лучена сотрудником в установленный срок |
2 303 04 000 | 30 000 | Бюджет | 5.12.200Х. N 40 Счет- фактура, 20.12.200Х N 41 Счет-фактура |
Наличие налогооблагае- мой базы |
2 303 03 000 | 25 000 | Бюджет | Регистры налогового учета |
Наличие налогооблагае- мой базы |
Пример. Допустим, что в бюджетном учреждении 3 основных средства (оборудование):
Наименование | Восстановительная стоимость | Начисленная амортизация |
ОС | 1 90 000 | 36 000 |
ОС | 1 440 000 | 110 000 |
ОС | 1 40 000 | 30 000 |
Итого: | 570 000 | 176 500 |
Остаток по счету 0401 03 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов" равен 250 000 руб.
Бюджетным учреждением проведена переоценка основных средств. При переоценке к основным средствам применялись следующие коэффициенты: ОС 1 - 1,2; ОС 2 - 1,1; ОС 3- 1,15.
Данные по основным средствам после переоценки будут выглядеть следующим образом:
Наименование | Восстановительная стоимость | Начисленная амортизация |
ОС | 1 108 000 | 43 200 |
ОС | 2 484 000 | 121 000 |
ОС | 3 46 000 | 34 500 |
Итого: | 638 000 | 198 500 |
Сведения об изменениях остатков валюты баланса следует отразить в таблице 2. Сведения о проведении инвентаризации (только по итогам года) - в таблице 3, сведения о недостачах - в приложении к пояснительной записке (ф. 0503176).
В пояснительной записке нужно сделать отметки об устранении нарушений (см. поз. 2, стр. 49). Недостачи материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, порча имущества сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. Когда виновники не установлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи имущества списываются на издержки производства и обращения.
Не забывайте об убыли ценностей, нормы которой утверждены законодательно. Она списывается по распоряжению руководителя. Нормы убыли могут применяться только в случаях выявления фактических недостач. Убыль ценностей в пределах установленных норм определяется после зачета недостач ценностей излишками по пересортице. Если после зачета по пересортице имеет место недостача ценностей, то нормы естественной убыли должны применяться только по тому наименованию ценностей, по которому установлена недостача.
Таблица 2. Сведения об изменениях остатков валюты баланса
Номер счета бюджетного учета |
Остаток на конец предыдущего отчетного периода |
Остаток на начало отчетного периода | Причина расхождения |
1 | 2 | 4 | 5 |
0 101 00 000 | 570 000 | 638 000 | Переоценка ОС |
0 104 01 000 | 176 000 | 198 700 | Переоценка ОС |
0 401 03 000 | 250 000 | 295 300 (250 000 + 45 300) - дооценка ОС | Переоценка ОС |
Таблица 3. Сведения о проведении инвентаризации
Дата проведения инвентаризации |
Объект инвентари- зации |
Результат инвентаризации | Меры по устранению выявленных расхождений |
1 | 2 | 4 | 5 |
01.12.200Х | Основные средства | Выявлен излишек основных средств, рыночная стоимость которого сос- тавляет 2500 руб. |
|
01.12.200Х | Материальные запа- сы |
Выявлена: недостача в пределах норм естественной убыли в размере 500 руб.; недостача сверх норм естественной убыли в размере 800 руб. |
С виновного лица взыскана рыночная стоимость материаль- ных запасов в размере 820 руб. |
01.12.200Х | Финансовые активы | Соответствие фактических данных и данных бухгалтерского учета |
|
01.12.200Х | Обязательства | Отсутствие расхождений |
Приложение
Позиция 1
/------------\
Код формы по ОКУД| 0503168 |
\------------/
Сведения о движении нефинансовых активов
Основные средства
-------------------------------------------------------------
(наименование нефинансового актива)
Наименование показателя | Код строки |
Всего | в том числе | |
за счет бюджетных средств |
за счет внебюдже- тных средств |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Остаток на начало года | 10 | 34 000 000 | 34 000 000 | |
Поступило, всего | 20 | 912 000 | 912 000 | |
в том числе: приобретено |
21 |
912 000 |
912 000 |
|
получено безвозмездно | 22 | |||
оприходовано излишков | 23 | |||
в результате переоценки | 24 | |||
Выбыло, всего | 30 | 216 000 | 216 000 | |
в том числе: реализовано |
31 |
|||
передано безвозмездно | 32 | |||
списано по причине порчи | 33 | 180 000 | 180 000 | |
списано вследствие чрезвычайных ситуаций |
34 | |||
списано недостач | 35 | 10 000 | 10 000 | |
из них: за счет виновных лиц |
36 |
|||
за счет учреждения | 37 | |||
израсходовано на нужды учреждения |
38 |
26 000 |
26 000 |
|
выбыло в результате переоценки | 39 | |||
Остаток на конец отчетного периода | 40 | 34 696 000 | 34 696 000 |
Позиция 2
/------------\
Код формы по ОКУД | 0503176 |
\------------/
Сведения о недостачах и хищениях денежных средств
и материальных ценностей в бюджетных учреждениях
Наименование показателя | Код строки |
Сумма | ||
всего | в том числе | |||
по бюджетным средствам | по внебюджетным средствам |
|||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Продукты питания | 1 750 | 1 750 | ||
Прочие матер. запас | 800 | 800 | ||
Оборудование | 4 000 | 4 000 | ||
Денежные документы | 500 | 500 |
Отметка о принятии мер по выявленным нарушениям
В учреждении определены виновные лица, из заработной платы виновных лиц произведено удержание
----------------------------------------------------------------------------------------------------
рыночной стоимости
----------------------------------------------------------------------------------------------------
продуктов питания в размере 1800 рублей
----------------------------------------------------------------------------------------------------
прочих материальных запасов в размере 820 рублей
----------------------------------------------------------------------------------------------------
оборудования размере 4 100 рублей
----------------------------------------------------------------------------------------------------
денежных документов размере 510 рублей
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Руководитель _______________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
Главный бухгалтер _______________ _______________________
(подпись) (расшифровка подписи)
"____"_______________200___г.
Пояснительная записка в схемах
Общие вопросы деятельности бюджетного учреждения
/--------------------------------\ /------------------------------\ /-----------------------------\
| Организационная структура | | Внутренний контроль | | Организация учета |
|- основные направления деятель-| |- соблюдение требований бюдже-| |- перечень и краткое содер-|
|ности структурных подразделений| |тного законодательства; | |жание документов, регулирую-|
|бюджетного учреждения со всеми| |составление и исполнение смет| |щих вопросы бухгалтерского|
|изменениями за отчетный период;| |доходов и расходов; | |учета и отчетности; |
|- нормативное и правовое обосно-| |- финансовое состояния и| |- принятые меры по повышению|
|вание задач и функций учрежде-| |эффективное использование ма-| |квалификации и переподготовке|
|ния. | |териальных и финансовых ресур-| |финансовых и бухгалтерских|
\--------------------------------/ |сов в учреждениях; | |специалистов; |
|- правильного ведения бухгал-| |- характеристика использован-|
|терского учета и отчетности. | |ных методов оценки активов и|
\------------------------------/ |обязательств. |
\-----------------------------/
Результаты деятельности бюджетного учреждения в отчетном периоде
/--------------------------------\ /------------------------------\ /-----------------------------\
| Цели деятельности | | Основные результаты | | Управленческий учет |
|- функции учреждения; | |Результаты отражаются по каж-| |Перечень принятых мер и|
|- краткая характеристика функций| |дому направлению деятельности| |отчетные показатели, характе-|
|учреждения; | |в разрезе плановых и фактичес-| |ризующие соответствующие ме-|
|- правовое обоснование. | |ких показателей в натуральном| |ры. |
\--------------------------------/ |выражении. Необходимо раскрыть| \-----------------------------/
|используемые для достижения|
|результатов ресурсы. |
\------------------------------/
Анализ отчета об исполнении бюджета
/-----------------------------------------------\ /-----------------------------------------------\
| Сведения | | Анализ |
|Сведения об эффективности бюджетных расходов: | |Анализ исполнения текстовых статей закона|
|- взаимосвязь объемов (структуры) расходов и| |(решения) о бюджете: |
|полученных результатов в разрезе кодов раздела| |- сведения о причинах недофинансирования|
|по функциональной классификации расходов. | |(образования неиспользованных остатков) в ходе|
|Сведения об исполнении целевых программ: | |исполнения бюджета на конец отчетного периода. |
|- перечень программ, подпрограмм, основные| |Анализ исполнения сметы доходов и расходов за|
|мероприятия по их реализации с указанием причин| |счет средств от предпринимательской и иной|
|неисполнения бюджетной росписи за отчетный| |приносящей доход деятельности: |
|период. | |- объемы внесенных изменений; |
|Сведения о целевых иностранных кредитах: | |- причины внесения изменений в сметы доходов и|
|- виды кредитов в соответствии с Программой| |расходов за отчетный период; |
|государственных внешних заимствований, цели| |- объемы полученных доходов; |
|использования и степень достижения цели. | |- объемы произведенных расходов; |
\-----------------------------------------------/ |- объемы выполненных работах, оказанных услуг; |
|- причины неисполнения сметы доходов и расходов|
|на конец отчетного периода. |
\-----------------------------------------------/
Анализ финансовой отчетности
Анализ Анализ показателей бухгалтерского баланса: - сведения по бюджетным и по внебюджетным средствам, движение нефинансовых активов (раздельно по видам основных средств, нематериальным активам, непроизведенным активам, материальным запасам). Следует раскрыть: - техническое состояние; - эффективность использования; - обеспеченность бюджетных учреждений и их структурных подразделений основными фондами; - основные мероприятия по улучшению состояния и сохранности основных средств; - характеристику комплектности, своевременность поступления материальных запасов; - сведения о состоянии расчетов по дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 1 января отчетного года и на отчетную дату с объяснением причин образования сумм задолженности в приложении к пояснительной записке; - информацию о правовых основаниях наличия финансовых вложений; - сведения о государственном (муниципальном) долге в разрезе долговых инструментов; - сведений об изменении валюты баланса на начало финансового года. Анализ отчета о финансовом результате деятельности бюджетного учреждения: - результаты сопоставления показателей предыдущего отчетного периода с показателями отчетного периода в разрезе кодов классификации операций сектора государственного управления; - причины изменений по суммам. |
Прочие вопросы
/----------------------\ /--------------------------\ /-------------------\ /---------------------\
| Результаты контроля | | Инвентаризация | |Недостачи и хищения| | Прочее |
|- данные о проверках,| |Необходимо указать: | |Приводятся, как по| |Сведения, не нашедшие|
|проведенных контроль-| |- даты проведения инвента-| |бюджетным, так и| |отражения в предыду-|
|льными органами; | |ризации; | |по внебюджетным| |щих разделах, но ока-|
|- результаты проверок;| |- объекты инвентаризации; | |средствам. | |завшие существенное|
|- меры по устранению| |- результаты инвентариза-| \-------------------/ |влияние на деятель-|
|выявленных нарушений. | |ции; | |ность учреждения в|
\----------------------/ |- меры по устранению выяв-| |отчетном периоде. |
|ленных расхождений. | \---------------------/
\--------------------------/
С.Г. Хабаев,
доцент кафедры "Бухгалтерский учет" Академии бюджета
и казначейства Министерства финансов РФ
"Бюджетный учет", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100