Отчет об исполнении бюджета (ф. 0503127)
Порядок составления формирования бюджетной отчетности в соответствии с Инструкцией о порядке составления и представления месячной, квартальной и годовой отчетности бюджетными учреждениями, утвержденной приказом Минфина России от 21.01.2005 N 5н (далее - Инструкция N 5н), был освещен в предыдущей публикации журнала на эту тему. Настоящая статья продолжит рассмотрение порядка составления квартальной отчетности бюджетополучателей.
Отчет об исполнении бюджета главного распорядителя (распорядителя),
получателя средств бюджета (ф. 0503127)
Следует отметить, что данный отчет достаточно прост, если понять логику формирования его показателей.
Отчет ф. 0503127 построен по той же структуре, по которой формируется бюджет. Он содержит три раздела:
- Источники внутреннего и внешнего финансирования дефицита бюджетов.
Отчет об исполнении бюджета составляется на основании данных бюджетного учета о движении средств на банковских счетах или лицевых счетах бюджетополучателей средств.
Для отражения указанных операций в учете бюджетополучателей применяются два счета, отражающих кассовые потоки. Это счета бюджетного учета 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" и 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов". Показатели каждого из них отражаются в отдельных разделах отчета ф. 0503127: первый - "Доходы бюджета", второй - "Расходы бюджета", обоих счетов - в разделе "Источники финансирования дефицита бюджетов". Рассмотрим порядок заполнения этой формы - по вертикали.
Источником формирования показателей отчетности бюджетных учреждений является Главная книга.
В рассматриваемую форму отчетности, в графу 3, из Главной книги переносятся коды бюджетной классификации РФ в 1-17 разрядах плюс три знака КОСГУ, указанные в номере счета. Как известно, с целью соблюдения единых принципов формирования и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н утвержден единый двадцатизначный код для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов Российской Федерации. Напомним, что три первых знака двадцатизначного кода являются кодами администраторов бюджетных средств, соответствующих перечню главных распорядителей средств соответствующего бюджета.
Вторая часть представляет собой собственно функциональную структуру (разделы, подразделы, статьи, подстатьи, виды, группы, подгруппы, элементы, программы) соответствующей бюджетной классификации.
Три последних знака двадцатизначного кода являются классификацией операций сектора государственного управления, одобренной постановлением Правительства РФ от 22.05.2004 N 249.
Код классификации доходов бюджетов Российской Федерации представлен в виде четырех составных частей, определяющих 20 знаков:
- Администратор;
- Вид доходов (группа, подгруппа, статья, подстатья, элемент);
- Программа (подпрограмма);
- Экономическая классификация доходов.
Если речь идет о счете 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов", то - в классификацию расходов. Это второй раздел указанной формы. Таким образом заполняется графа 3 Отчета. Понятно, что самих записей у бюджетного учреждения может быть много, но очевидно, что принцип формирования первых двух разделов отчета не слишком сложен.
Сложнее на первый взгляд может показаться принцип заполнения раздела 3 "Источники финансирования дефицита бюджета". Ранее бюджетополучатели с источниками финансирования дефицита бюджетов никогда не сталкивались. Хотя эта категория присутствует в Бюджетном кодексе и в Законе о федеральном бюджете на соответствующий год.
К источникам финансирования дефицита бюджетов относятся бухгалтерские операции, связанные с получением доходов от реализации активов (КОСГУ 171), операции с непроизведенными активами (КОСГУ 330, 430), с финансовыми вложениями (КОСГУ 520, 530, 620, 630), с внутренними и внешними заимствованиями из бюджетов (КОСГУ 700, 710, 720, 800, 810, 820).
Именно этот источник в третьем разделе формы 0503127 выделен отдельно по строке 700. Какие же суммы должны быть здесь отражены? Ведь счетов по учету денежных средств у бюджетополучателя нет.
Суммы по строке 700 "Изменение остатков средств" в разрезе кодов ОСГУ 510 - увеличение остатков средств, 610 - уменьшение остатков средств также отражаются получателем бюджетных средств на основании данных по счету 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" и счету 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов". Но на лицевых счетах, то есть у счетов 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" и 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов", таких кодов в Плане счетов нет. Однако если бюджетополучатель инициировал осуществление кассового расхода средств соответствующего бюджета, то их остаток уменьшился. Другими словами, отражение оборотов по кредиту счета 1 30405 000 означает то же самое, что код 610 ОСГУ - уменьшение остатка денег на счете, потому что деньги ушли со счета бюджета. Если произошло восстановление кассового расхода, которое отражается по дебету счета 1 30405 000, значит, средств стало больше и их остаток увеличился. Следовательно, эта операция соответствует коду ОСГУ 510. Таким же образом устанавливается соответствие дебетовых и кредитовых оборотов по счету 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" соответствующим кодам ОСГУ. В данном случае не идет речь о приравнивании разных КОСГУ, а подтверждается одно и то же экономическое содержание операций, приводящих к увеличению или уменьшению стоимости. Следовательно, КОСГУ 510 и 610 соответствуют итоговым оборотам по счетам 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" и 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов".
И в Главной книге бюджетополучателя указанные позиции есть. Сумма итоговых оборотов с начала года по дебету счетов 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" и 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" соответствует увеличению остатков средств 510. А сумма итоговых оборотов с начала года из Главной книги по кредиту счетов 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" и 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" - уменьшению - 610.
Таким образом, никакой специальной формулы расчета показателей для данной формы отчетности нет. Все необходимые суммы берутся из Главной книги. Надо соблюдать только одно правило балансирования показателей соответствующих разделов формы 0503127: разница между доходами и расходами равна источникам финансирования дефицита бюджетов.
Итак, подводя промежуточный итог, можно сказать, что источником для составления Отчета ф. 0503127 всегда являются указанные два счета бюджетного учета. Но в какой из разделов формы отнести отраженные на них данные, определяет бюджетная классификация, которая содержится в номерах этих счетов. То есть, открыв Главную книгу и найдя 26 знаков кодов указанных счетов, ориентируемся на 20 из них, где отражена классификация доходов, или расходов, или источников финансирования дефицитов бюджетов. И в соответствии с этой классификацией необходимо заполнять соответствующий раздел формы.
При рассмотрении порядка заполнения показателей Отчета ф. 0503127 по графам следует иметь в виду, что Инструкция N 5н на некоторые возникающие в связи с этим вопросы ответов не дает.
Если рассматривать форму отчета по графам, то там присутствуют четыре группы показателей. С первой по третью - это собственно наименования показателей, по которым следует отчитываться бюджетополучателю.
Вторая группа показателей - это плановые показатели.
Следующая группа показателей - это показатели по исполнению бюджета.
И четвертая группа показателей - неисполненные назначения. Разница между планом и фактически исполненными суммами.
Начнем рассматривать заполнение формы отчета с раздела 1 "Доходы". Наименование и код дохода - эти графы заполняются в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 10.12.2004 N 114н (далее - Указания N 114н). То есть название и двадцатизначный код доходов. При этом следует учесть, что так называемые промежуточные коды доходов получателям бюджетных средств в форме отражать не следует. Их будет отражать в своем отчете ф. 0503127 главный распорядитель средств.
В графе 4 формы 0503127 должен отражаться плановый показатель - доходы - утвержденный законом о бюджете. Но ни закон о бюджете, ни решение муниципального образования не включают разбивку суммы доходов по каждому получателю бюджетных средств. Поэтому бюджетополучатели плановые показатели в графе 4 отчета не заполняют. Этих показателей у них просто нет.
При заполнении группы граф "Исполнено" бюджетополучатели показывают суммы исполненных бюджетных назначений по соответствующим разделам отчета.
В разделе "Доходы бюджета" данные по кассовым поступлениям, исполненные через лицевые счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание бюджетов, отражаются в графе 5 на основании данных по аналитическим счетам к счету 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов". Принципы формирования этих сумм были рассмотрены выше.
Графа 6 заполняется на основании, соответственно, данных синтетического счета 0 20101 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета учреждений" и аналитики к нему в разрезе кодов ЭКД по забалансовому счету 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждений".
Графа 7 отражает данные по соответствующим счетам к счету 0 40101 100 "Доходы учреждения", 0 40102 100 "Доходы резервного фонда".
Причины, по которым бюджетополучатели не заполняют графы 4 отчета, позволяют им не заполнять и графу 9 "Неисполненные назначения". Здесь действует простое правило арифметики: ноль минус любое число даст в итоге тот же ноль.
В разделе 2 "Расходы" Отчета ф. 0503127 плановые показатели по расходам разбиваются на две категории: отдельно бюджетные ассигнования, отдельно лимиты бюджетных обязательств (далее - ЛБО). Заполнять этот раздел начинаем с наименования показателей - графа 1.
Следует еще раз отметить, что в бюджетной классификации Российской Федерации для классификации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов Российской Федерации используется унифицированный двадцатизначный код. Но в отличие от кода доходов в Указаниях N 114н по расходам в рамках функциональной классификации отдельно представлена классификация целевых статей: видов, разделов, подразделов. То есть не образуется единая цепочка из названия и кодов бюджетной классификации. Поэтому названия показателей надо использовать те, которые указаны в расходном расписании. То есть главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств, когда доводит до бюджетополучателей утвержденные ЛБО, в расходном расписании указывает эти названия. Названия эти официальные и едины для всех учреждений конкретного ведомства, до которых они доводятся. Они едины в рамках соответствующего бюджета, поэтому и в росписи бюджета названия показателей точно такие же. То есть при заполнении указанной графы не должно быть никакой самодеятельности в их названиях.
В графе 3 указываются 20 знаков кода, которые отражают главу, раздел, подраздел, целевую статью, вид расходов, экономическую классификацию. То есть первые 17 и последние 3 знака кода номеров счетов счета 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов", а также счета 1 21002 640 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от возврата бюджетных ссуд и кредитов". Но если главный распорядитель (распорядитель) не доводит название показателей до получателя, значит, он сам будет его отражать в сводном отчете.
При формировании раздела суммы в графе 6 группы граф "Исполнено" отражаются на основании принципов формирования аналогичных показателей раздела "Доходы". Но при казначейском исполнении бюджетов используются аналитические счета к счету 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов", а также счета 1 21002 640 "Расчеты с органами, организующими исполнение бюджетов по поступлениям в бюджет от возврата бюджетных ссуд и кредитов" со знаком "минус".
Что касается плановых показателей, то бюджетные ассигнования - это объект учета главного распорядителя. Поэтому получатель бюджетных средств графу 4 не заполняет. Он заполняет только графу 5. Соответственно, неисполненные назначения бюджетополучатель определяет только в отношении ЛБО.
В разделе 3 "Источники финансирования дефицита бюджетов", в графе 1, они разделены на источники внутреннего финансирования, источники внешнего финансирования и изменение остатков средств. Названия показателей определяются из классификации внешних или внутренних источников финансирования дефицита бюджетов, которые приведены в приложениях N 7 и 8 к Указаниям N 114н.
В графе 3, как и в остальных разделах ф. 0503127, при казначейском исполнении бюджетов отражаются 20 знаков кода двух вышеуказанных счетов бюджетного учета. При этом следует учесть, что суммы по строке "Изменение остатков средств" в разрезе кодов 510 и 610 ОСГУ отражаются бюджетополучателями на основании данных по счетам 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" и 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов". Эти показатели остаются в форме трехзначными: первые 17 знаков будет указывать главный распорядитель средств.
Плановый показатель в графе 4 бюджетные учреждения не отражают по причине, рассмотренной при заполнении раздела 1 формы 0503127.
Структура граф "Исполнено" во всех трех разделах Отчета одинакова. Она состоит из четырех позиций: исполнено через лицевые счета органов Казначейства, исполнено через банковские счета, через некассовые операции и итого.
При заполнении этой части Отчета необходимо обратить внимание на некоторые особенности. Рассмотрим такую особенность, когда, например, бюджетное учреждение в рамках бюджетной деятельности имеет лицевой счет в органе Казначейства, и в силу каких-либо причин у него есть еще счет в банке. Допустим, на этот счет перечисляются отдельные суммы денежных средств с лицевого счета в органе Казначейства. Таким образом, с лицевого счета бюджетного учреждения произошел кассовый расход, который нашел свое отражение по кредиту счета 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов". Но потом, когда учреждение начинает тратить деньги с банковского счета, снова возникает расход. Соответствующие суммы будут отражены по графам 6 и 7. Но при подсчете итога (графа 9) необходимо учесть расход, произведенный только через банковский счет, а перевод денег с лицевого является внутренним оборотом. Как отмечалось, это редкая ситуация, но исключить ее нельзя.
На счетах 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" и 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов" отражается движение средств на лицевых счетах бюджетополучателя. Данные Главной книги по указанным выше счетам являются показателями графы 5 раздела 1 "Доходы бюджета" и графы 6 раздела 2 "Расходы бюджета" - через лицевые счета в органах Казначейства соответствующих разделов формы 0503127. Так, зачисленные доходы в бюджет по дебету счета 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" отражаются в разделе 1 "Доходы", в графе 5. В графе 3 отражается код доходов.
Бюджетополучатели, не переведенные на казначейское обслуживание, имеющие бюджетный счет в банке, при заполнении раздела 1 ф. 0503127 "Доходы бюджета" в графе 6 "Исполнено через банковские счета" отражают данные по кассовым поступлениям на банковский счет, учтенный в Главной книге по дебету счета 020101510 и соответственно на забалансовом учете по счету N 17 "Поступление денежных средств на банковские счета учреждений" в разрезе КОСГУ.
В разделе 2 "Расходы бюджета", в графе 6, бюджетополучатели отражают кассовые расходы, исполненные через лицевые счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, и учтенные в Главной книге по соответствующим счетам счета 030405000; бюджетополучатели, не переведенные на казначейское обслуживание, кассовые расходы отражают в графе 7 раздела 2 на основании данных Главной книги по кредиту счета 0 20101 610 с использованием аналитических данных по забалансовому счету 18 "Выбытие денежных средств с банковского счета" в разрезе КОСГУ.
Графа 8 раздела "Расходы" - некассовые операции. Заполнение данной графы может вызывать некоторые трудности. Связано это с тем, что нет нормативного документа, который бы каким-то образом классифицировал, что такое некассовые операции. Другими словами, определения некассовых операций нет. По устным рекомендациям представителей Минфина России предложено считать, что некассовая операция - это операция, которая должна была и могла бы быть исполнена деньгами, но в силу каких-либо решений была исполнена без движения денежных средств. Деньги не двигались, но эту операцию можно разложить на две с денежными средствами. У нее обязательное условие: мы имеем право отразить ее в отчете об исполнении бюджета только в том случае, если эта операция имеет отношение к исполнению бюджета. То есть должен быть приказ органа, организующего исполнение бюджета, отразить в отчете об исполнении бюджета указанную операцию.
Чтобы представить себе такую операцию наглядно, рассмотрим, например, взаимозачет дебитора с кредитором. Такая операция найдет свое отражение одновременно и в разделе "Доходы", и в разделе "Расходы" рассматриваемой формы. Причем как две самостоятельные операции: от дебитора получен объект, который формирует доходы учреждения; его же стоимость отражена и в качестве расхода, будто учреждение приобрело его, израсходовав полученное от дебитора.
При заполнении 3-го раздела ф. 0503127 "Источники финансирования дефицита бюджетов" показатели по строкам 500, 520, 620 в графе 5 формируются при наличии в отчетном периоде бухгалтерских записей по поступлениям или выбытиям источников финансирования дефицитов бюджетов, исполненных через лицевые счета органов, осуществляющих кассовое обслуживание исполнения бюджетов, а именно по дебету счета
1 21002 171
1 21002 430
1 21002 620
1 21002 630
1 21002 700
1 21002 710
1 21002 720
и по кредиту счета
1 30405 330
1 30405 520
1 30405 530
1 30405 800
1 30405 810
1 30405 820
Показатель по строке 700 "Изменение остатков средств" формируется без указания кодов бюджетной классификации РФ в 1-17 разрядах номера счета бюджетного учета в разрезе кодов 510 и 610 КОСГУ на основании данных в целом по счету 1 21002 000 "Расчеты по поступлениям в бюджет с органами, организующими исполнение бюджетов" и в целом по счету 1 30405 000 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов".
Бюджетополучатели, не переведенные на казначейское обслуживание, формируют показатели по строкам 500, 520, 620 в графе 6 "Исполнено через банковские счета" на основании данных бухгалтерского учета увеличения (510) и уменьшения (610) счета 1 20101 000 "Денежные средства учреждения на банковских счетах" и соответствующих аналитических данных по забалансовым счетам 17 "Поступления денежных средств на банковские счета учреждения" по КОСГУ 171, 430, 620, 630, 700, 710, 720 и 18 "Выбытия денежных средств с банковских счетов учреждений" по КОСГУ 330, 520, 530, 800, 810, 820.
Показатель по строке 700 "Изменение остатков средств" формируется без указания кодов бюджетной классификации РФ в 1-17 разрядах номера счета бюджетного учета в разрезе кодов 510 и 610 КОСГУ на основании данных в целом по счету 1 20101 000.
Отчет об исполнении бюджета получателя средств бюджета ф. 0503127 составляется также по средствам от внебюджетной деятельности, учтенной в Главной книге на счетах 2 20101 000 и 3 20101 000.
Раздел 1 "Доходы бюджета" (графа 6) заполняется на основании оборотов о зачислении средств по дебету указанных выше счетов с учетом данных аналитического учета на забалансовом счете 17 "Поступления денежных средств на счета учреждения" в разрезе КОСГУ.
Раздел 2 "Расходы бюджета" (графа 7) заполняется на основании приведенных в Главной книге оборотов по кредиту указанных выше счетов и данных аналитического учета по забалансовому счету 18 "Выбытие денежных средств с банковских счетов учреждений" в разрезе КОСГУ.
Графы 7 раздела 1 и 8 раздела 2 заполняются в том случае, если по внебюджетной деятельности были некассовые доходы или расходы.
Е.Н. Кальянова,
консультант
Л.Г. Котовская,
консультант-эксперт по бюджетному учету
Издательства "Советник бухгалтера"
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502