Стадии инвестиционного процесса
Все аспекты инвестиционной деятельности компании должны базироваться на ее инвестиционной стратегии. На наш взгляд, применительно к стадиям инвестиционного процесса инвестиционная стратегия позволяет:
разработать формы взаимодействия всех подразделений компании, задействованных в инвестиционном процессе;
определить порядок разработки и согласования документации;
организовать последовательность и взаимосвязь всех стадий процесса.
Инвестиционный процесс можно условно разбить на несколько стадий.
Первая стадия - предынвестиционная. На этой стадии прежде всего генерируются идеи для будущих проектов, собирается первичная информация, происходит формулирование общего замысла проекта, осуществляется первичный отбор. Основную роль здесь играют подразделения стратегического анализа (развития компании), призванные определить наиболее приоритетные направления реализации инвестиционных проектов, а также маркетинговые структуры, оценивающие перспективы развития различных рынков. Кроме того, чрезвычайно полезной была бы разработанная в рамках инвестиционной стратегии компании или отдельно упрощенная система критериев отбора.
В то же время по мере определения общей концепции некоторых проектов перед финансовыми подразделениями компаний возникает ряд вопросов, которые будет необходимо решать в дальнейшем, например: как и на каких условиях можно привлечь финансирование; какие доходы можно получить от конкретного проекта.
Первая стадия считается завершенной, если окончательно сформулирована инвестиционная проблема, выявлены наиболее перспективные инвестиционные идеи и возможности их реализации, рассмотрены, учтены и предварительно отобраны все возможные альтернативы, выяснены временные рамки.
Вторая стадия - инвестиционная. Это наиболее ответственная часть инвестиционного процесса. Ее необходимо подразделить на несколько частей.
Фаза А - детальная экспертиза всех отобранных проектов. На данном этапе проверке подлежат расчеты, касающиеся затратной и доходной частей проекта, рассматриваются подготовленная техническая и финансовая документация, техногенные воздействия на окружающую среду, экономические перспективы и последствия для компании. Цель этой фазы - рассмотреть все риски, связанные с проектом, найти наиболее экономически грамотные решения для достижения поставленных целей, оценить эффективность и приступить к разработке бизнес-плана инвестиционного проекта.
Фаза Б - принятие окончательного решения об осуществлении инвестиционного процесса. В случае положительного решения о проекте осуществляется стандартный комплекс согласований технических, экономических и финансовых вопросов в соответствии с принятым в компании порядком оформления и принятия решений. На этом этапе она завершает подготовку бизнес-плана проекта, формирует круг потенциальных кредиторов, проводит необходимую информационную подготовку.
Фаза В - встречи и переговоры. Как видно из названия, именно на этой стадии происходят непосредственные встречи представителей всех заинтересованных сторон. В рамках данной фазы осуществляются более подробное знакомство с бизнес-планом и остальными документами компании, подписание необходимых договоров и принимаются решения об открытии кредитной линии.
Об удачном окончании второй стадии можно судить по подписанным документам, полученным финансовым средствам. По ее завершении начинается выполнение работ.
Третья стадия - реализация проекта. На этом этапе выполняются строительные работы, завозится и монтируется оборудование, производятся пусконаладочные работы. Объект начинает функционировать и выпускать продукцию (оказывать услуги) в соответствии с разработанным бизнес-планом. Важным моментом является мониторинг реализации, который обычно заключается в оценке ключевых показателей (индикаторов) - процент введенных в строй мощностей, соответствие фактических затрат плановым и т.п.
После сдачи проекта остается выполнить последнюю, четвертую, стадию - постинвестиционную, или так называемый аудит проекта.
Подобное "подведение итогов", на наш взгляд, должно основываться на критериях, использовавшихся для отбора данного проекта, - полученная выгода от реализации, снижение рисков и т.п.
Несмотря на то что, как правило, к этому времени проект уже окончательно реализован и существенного влияния на него этот этап уже не может оказать, пренебрегать аудитом проекта не стоит, поскольку еще существует возможность улучшить качество будущих инвестиционных решений.
Вернемся на несколько шагов назад - в инвестиционную стадию и попытаемся ответить на вопросы, как потенциальный инвестор узнает о существовании того или иного инвестиционного проекта, на что он обратит внимание, как его заинтересовать и какие документы ему надо представить.
Одним из основных элементов, служащих в качестве "связующего звена" потенциального заемщика и инвестора, является инвестиционный меморандум. Над созданием данного документа, в значительной степени определяющего успешность привлечения инвестиций, работают наиболее квалифицированные сотрудники компании зачастую с привлечением специализированных инвестиционных экспертов и специалистов по рекламе.
Меморандум должен быть максимально информативным. Его основная задача - заинтересовать инвестора более подробно ознакомиться с деятельностью компании и с ее предложением. Для этого выстраивается четкая и логически завершенная структура документа, основными частями которого являются:
Резюме - краткий блок с представлением основных выводов. В этом разделе традиционно дается краткое описание компании, перечисляется выпускаемая продукция, называется место компании на рынке. Кроме того, излагается суть инвестиционного проекта, описывается, какие выгоды даст его реализация, рассматриваются предполагаемые риски и методы их минимизации;
Подробное описание компании. Приводится хронология деятельности компании с момента создания с указанием основных событий как в производственной, так и финансовой сфере. Наряду с этим указываются ее организационно-правовая форма (в том числе с описанием процесса изменений), а также происходившие смены собственников;
Производимая продукция и оказываемые услуги. Раздел содержит описание выпускаемой продукции (технологическая цепочка, основные поставщики), сведения об объемах производства, производственных затратах, мощностях на единицу продукции и т.п., а также данные о патентах, торговой марке, научно-исследовательских и проектно-конструкторских работах;
Маркетинг и реализация продукции. Дается описание рыночной ситуации - рыночная доля, количество возможных клиентов, их потребности, уровень цен и возможные конкуренты. Наряду с этим в разделе содержится информация о структуре продаж, системе ценообразования, сети реализации и т.д.;
Стратегия развития компании. В стратегическом плане должны быть отражены моменты, касающиеся планов развития компании на долгосрочную перспективу: выход на новые рынки, расширение ассортимента продукции, завоевание новых клиентов. Намечаются также рамки роста капитализации компании;
Менеджмент и персонал компании. В этом разделе описывается ее организационная структура, приводятся персональные сведения о топ-менеджерах (с указанием последних мест работы, их достижениях, научной работе), упоминаются количественные и качественные характеристики производственного персонала, описываются корпоративные стандарты в отношении персонала;
Рискография проекта. В первую очередь описываются все возможные риски, с которым компании предстоит столкнуться в ходе реализации инвестиционного проекта (политические, экономические, социальные, экологические и т.д.). Приводятся программы их минимизации и предотвращения, пути снижения ущерба от их проявления;
Финансовая информация. В разделе содержатся основные показатели финансовой отчетности компании за несколько последних лет, указываются события, которые повлияли на увеличение или снижение выручки и прибыли. Приводится финансовый анализ компании;
Финансовые потребности. Описываются причина и размер потребности компании в финансировании: условия, применяемые финансовые инструменты, обеспечение и гарантии, возможные издержки;
Приложения. Обычно в этом разделе приводятся более развернутая техническая документация, экономические и бухгалтерские отчеты, аудиторские заключения, рейтинги и т.п.
Таким образом, принятие инвестиционного решения является сложным и многогранным процессом, базирующимся на инвестиционной стратегии компании, поэтому для его реализации необходим четкий регламент взаимодействия и полноценного участия практически всех ее подразделений. В свою очередь "краеугольным камнем" успешного привлечения инвестора будет подробный и тщательно выверенный инвестиционный меморандум.
А. Ерков,
аудиторско-консалтинговая компания Energy Consulting
"Финансовая газета", N 43, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета. Региональный выпуск"
Учредитель: Редакция Международного финансового еженедельника "Финансовая газета"
Газета зарегистрирована в Роскомпечати 3 октября 1994 г.
Регистрационное свидетельство N 012947
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71