К вопросу аренды жилых помещений для военнослужащих
(по материалам судебной практики)
В соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, и члены их семей, прибывшие на новое место военной службы военнослужащих, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регистрируются по месту жительства, в том числе по их просьбе по адресам воинских частей. Указанным военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации*(1). В этом же пункте закреплено положение, согласно которому органы местного самоуправления оказывают содействие воинским частям в предоставлении в аренду жилых помещений, пригодных для временного проживания военнослужащих и членов их семей.
Пункт 8 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. N 80 закрепляет аналогичные вышеприведенному закону положения об обязанности воинских частей арендовать жилье военнослужащим в указанных случаях.
Только при желании военнослужащего и отсутствии жилья ему предоставляется денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений*(2).
Таким образом, вышеназванный Закон определил, что денежная компенсация за поднаем жилого помещения может выплачиваться военнослужащему лишь в случае невозможности обеспечения его и членов семья служебным жилым помещением, общежитием для временного проживания*(3) или арендованным жильем и главное - при наличии желания (согласия) военнослужащего на это.
Как следует из судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, "обязанность по подбору для военнослужащего жилого помещения и заключение на него договора аренды возложена на воинские части"*(4).
Так, капитан Б. заключил с командиром воинской части жилищный договор, согласно которому командир части гарантировал Б. предоставление в течение трех месяцев служебного жилого помещения. Поскольку это условие договора выполнено не было, Б. обратился в суд с заявлением, в котором просил обязать командира части заключить предложенный им, Б., договор аренды комнаты по указанному им адресу, с ежемесячной арендной платой 7 200 руб.
Б-й гарнизонный военный суд, сославшись на п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", заявление Б. удовлетворил.
Отменяя данное решение, 4-й окружной суд указал, что в соответствии с названной правовой нормой при отсутствии служебных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей.
Однако данное положение не свидетельствует о том, что военнослужащий вправе сам выбирать себе жилое помещение, которое воинская часть должна для него арендовать. Обязанность подбора жилого помещения и заключения на него договора аренды возложена на воинские части.
Зачастую командиры воинских частей, сталкиваясь с отсутствием денежных средств на аренду жилья, отказывают в удовлетворении требований военнослужащих, в результате оказываясь виновными в нарушении прав и законных интересов своих подчиненных. Хотя чаще всего отказ вызван тем, что даже при формальном удовлетворении рапорта военнослужащего командиром воинской части препятствие возникнет на уровне КЭУ (КЭО) соответствующего военного округа.
Примером по разрешению указанного вопроса в судебном порядке может послужить решение Ч-го гарнизонного военного суда, отказавшего в удовлетворении требований военнослужащих И. и Я. о возложении на командира войсковой части обязанности по аренде жилого помещения, отмененное судебной коллегией по гражданским делам Восточно-Сибирского окружного военного суда*(5).
Так, И. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий командира войсковой части, связанных с порядком предоставления жилого помещения, и просил обязать указанное должностное лицо обеспечить его (заявителя) и членов его семьи либо служебным жилым помещением или общежитием, либо арендованным жилым помещением.
Ч-й гарнизонный военный суд требования И. удовлетворил частично, возложив на командира войсковой части обязанность предоставить И. и членам его семьи жилое помещение в соответствии с требованиями Федерального закона "О статусе военнослужащих".
Судебная коллегия по гражданским делам отменила данное решение по следующим основаниям.
Так, суд, правильно разрешив требования И. в части возложения на командира войсковой части обязанности предоставить заявителю и членам его семьи жилое помещение в соответствии с требованиями Федерального закона "О статусе военнослужащих", в то же время, отказав в удовлетворении его остальных требований, нарушил нормы материального и процессуального права.
Отказывая в удовлетворении требований И., суд в решении сослался на п. 3 ст. 15 вышеназванного Закона, согласно которому до получения жилых помещений военнослужащим и членам их семей предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития. В случае отсутствия жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и членов их семей или, по желанию военнослужащих, ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.
При этом судом в решении было указано, что Правительство Российской Федерации в соответствии со ст. 115 Конституции Российской Федерации издало постановление от 26 июня 1995 г. N 604 о порядке и размерах выплаты военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, урегулировав тем самым данный вопрос.
Как следует из рапорта И., он просит командира части прекратить ему выплату денежной компенсации за поднаем жилья и обеспечить его и его семью жилым помещением (для постоянного или временного проживания) в соответствии с п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих". При этом командиром части в аренде жилья И. отказано в связи с отсутствием порядка ее осуществления и финансирования. Также из имеющихся на рапорте резолюций командира части и его заместителя по тылу следует, что помощнику командира по финансово-экономической работе дано указание о прекращении выплаты И. денежной компенсации за поднаем жилья, а также то, что согласно полученному воинской частью ответу из квартирно-эксплуатационной части она арендой жилья не занимается.
Таким образом суд, посчитав, что командиром войсковой части приняты все предусмотренные меры для обеспечения выполнения требования ст. 15 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих", отказал заявителю в удовлетворении остальных его требований ввиду отсутствия в части общежития и служебного жилья, а также в связи с отсутствием нормативной базы аренды жилья воинскими частями.
Отказывая в удовлетворении заявления И., суд исходил из изложенного, однако не учел при этом ряд обстоятельств, имеющих существенное значение для правильного разрешения дела.
Так, в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей предоставляются не позднее трехмесячного срока со дня прибытия на новое место военной службы жилые помещения по нормам и в порядке, предусмотренным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статьей 10 Федерального закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" от 15 августа 1996 г. N 115-ФЗ (с последующими изменениями) утверждена бюджетная классификация. При этом ст. 11 данного Закона обязанность по изданию указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации возложена на Министерство финансов Российской Федерации, приказом которого от 25 мая 1999 г. N 38н (с изменениями и дополнениями, внесенными приказом указанного министерства от 28 декабря 2001 года) указанный порядок и утвержден.
Оплата аренды помещений, земли и другого имущества предусмотрена ст. экономической классификации 110700, подстатьей 110750 вышеназванного Указания.
Порядок аренды, форма и государственная регистрация договора аренды и другие вопросы, вытекающие из указанных правоотношений, установлены Гражданским кодексом Российской Федерации.
Кроме того, вопреки изложенному в решении, п. 59 Положения о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии, введенного в действие приказом Министра обороны СССР от 22 февраля 1977 г. N 75, определен порядок аренды помещений для временного размещения воинских частей. В этом случае договор на аренду помещений заключается воинской частью и утверждается начальником КЭУ военного округа. Договор и является для воинской части основанием для истребования денежных средств для размещения личного состава, к которому относятся и офицеры части.
Суд, сославшись при вынесении решения на п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и указав, что командиром части предприняты все меры для обеспечения заявителя жилым помещением, не учел требования вышеуказанных законов и нормативных правовых актов, а также положение п. 14 Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О некоторых вопросах применения судами законодательства о воинской обязанности, военной службе и статусе военнослужащих" от 14 февраля 2000 г. N 9 о том, что ненадлежащее финансирование не является основанием для отказа в удовлетворении законных требований военнослужащих, неправильно применил и нарушил нормы материального права, поскольку командиром части не предприняты все надлежащие меры по обеспечению И. жилым помещением.
На основании изложенного решение было отменено, а материалы дела направлены на новое рассмотрение.
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с п. 62 вышеназванного Положения паспортизация и учет арендуемых воинскими частями зданий и сооружений осуществляются в случае их аренды на срок свыше одного года. В указанном правовом акте отмечено, что аренда помещений оформляется договором, заключаемым воинской частью с арендодателем, в котором указываются: характеристика и техническое состояние арендуемых помещений и находящегося в них оборудования; обязанности сторон, платежи и расчеты, а также ответственность сторон за выполнение обязательств по договору.
Учитывая изложенное, представляется правильным предложение, высказанное в статье З.Х. Акчурина "Аренда жилых помещений для военнослужащих: правовые проблемы и пути их решения"*(6), о необходимости конкретизировать норму Федерального закона "О статусе военнослужащих" об аренде жилья для военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей на уровне постановления Правительства Российской Федерации, установив механизм аренды воинскими частями жилых помещений в домах муниципального жилищного фонда.
Вместе с тем, подводя итог изложенному выше, необходимо отметить, что и имеющаяся законодательная и нормативная правовая база Российской Федерации достаточна для решения командованием частей и соединений вопроса об аренде жилых помещений для обеспечения ими военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей, в случае отсутствия возможности предоставить им служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.
Ю.Н. Туганов,
судья Восточно-Сибирского окружного военного суда,
кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", N 7, июль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) См. постановление Правительства Российской Федерации "О порядке оказания безвозмездной финансовой помощи на строительство (покупку) жилья и выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы" от 26 июня 1995 г. N 604.
*(2) Размер денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в настоящее время явно не соответствует фактическим ценам.
*(3) См. определение Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации от 2 июля 2002 г. N 1н-476/2001.
*(4) См. Обзор судебной практики рассмотрения гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2003 год. С. 41-43.
*(5) См.: Дело Восточно-Сибирского окружного военного суда с кассационными определениями N 72. - Т.1. - 2005 год. - С. 56-67.
*(6) См.: Право в Вооруженных Силах. 2004. N 1. С. 17-20.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К вопросу аренды жилых помещений для военнослужащих (по материалам судебной практики)
Автор
Ю.Н. Туганов - судья Восточно-Сибирского окружного военного суда, кандидат юридических наук
"Право в Вооруженных Силах", 2005, N 7