Стандартизация государственного контроля -
необходимое условие действенной финансовой политики
Трудный путь экономических реформ, проводимых в нашей стране, ярко свидетельствует о необходимости синхронности, слаженности в перестройке не только государственных приоритетов в области той или иной политики, но и управленческих функций государства, в числе которых важное место отводится контрольным. Общеизвестно, что государственный финансовый контроль (далее - ГФК) обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками (при наличии таких отклонений ГФК обеспечивает принятие соответствующих корректирующих и превентивных мер). Любые государственные программы реформирования и развития экономики для их успешной реализации должны предусматривать эффективную систему ГФК. От того, насколько качественной будет информация, предоставляемая системой ГФК, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные сферы как государственной финансово-экономической политики, так и финансово-хозяйственной деятельности государственных организаций, организаций с государственным участием или особо связанных с деятельностью государства. А это, как известно, является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие, социально-политического развития страны в целом.
Государственный финансовый контроль как один из важных
факторов государственного развития
ГФК, являясь одним из важнейших видов контроля, осуществляемых государством, предназначен для реализации целостной финансово-экономической политики, создания условий для финансовой стабилизации, способствует обеспечению финансовой безопасности государства, обеспечению соблюдения законности, охране государственной собственности, правильному, эффективному и экономному использованию государственных финансов, заемных и собственных средств хозяйствующих субъектов (т.е. экономических единиц), повышению эффективности функционирования последних, точному и своевременному выполнению финансовых обязательств, помогает вскрывать разнообразные нарушения бюджетной и финансовой дисциплины, позволяет вскрывать и возвращать крупные суммы незаконно израсходованных государственных средств, предотвращает нецелевое и неэффективное их использование, недостачи, растраты или их прямые хищения, обеспечивает оптимизацию финансово-экономической структуры и многое другое в плане оздоровления экономики и финансов. Обращая внимание на законность, целесообразность и экономическую эффективность осуществления затрат при проведении различного рода государственных (или с участием государства) мероприятий (государственных программ, выполнения госзаказов и т.д.), что позволяет разрабатывать механизмы предотвращения злоупотреблений и ошибок. Большое значение для государственной политики (и не только в финансовой сфере) имеют также рекомендации государственных контролеров относительно повышения экономической эффективности тех или иных правительственных расходов, в том числе в рамках экономических, социальных и любых других государственных программ. При этом здесь для субъектов ГФК главная задача - разработать наиболее выгодный с экономической точки зрения вариант программы, не затрагивая ее цели и сущность, определяемые правительством. Но тем не менее, все более становится приоритетен контроль на предмет соответствия тех или иных программ самим социально-политическим целям страны. Таким образом, ГФК позволяет перевести в более высокое качество управление государственными финансовыми ресурсами и имуществом на всех уровнях и во всех звеньях государственной системы. Как представляется, следствием этого должен быть возросший профессионализм управленцев и более эффективное использование общественных ресурсов.
Информация, формируемая системой ГФК, - основа для предотвращения нарушений в управлении государственными финансовыми ресурсами и материальными ценностями, она позволяет оптимально разрешать конфликты интересов государства как собственника (держателя пакета акций) и сборщика налогов. Определяя соответствие целевому назначению, рациональности, полноте и своевременности направления и использования государственных финансовых ресурсов, вскрывая резервы в их формировании и расходовании, выявляя отклонения от законности и эффективности финансово-хозяйственных операций и их отражения в отчетности, устанавливая полноту и своевременность расчетов с государственным бюджетом и внебюджетными фондами, выявляя резервы повышения эффективности деятельности и роста доходов государственного бюджета, ГФК является действенным инструментом повышения эффективности государственного управления. Иными словами, опосредованно, через своего рода "артерию" государства - финансы, и непосредственно, через оценку самой системы управления как финансами, так и взаимосвязанными с ними структурными составляющими государства, ГФК влияет на всю экономику и иные аспекты его жизнедеятельности. Таким образом, можно констатировать, что ГФК обеспечивает оптимизацию государственной деятельности, укрепление институтов государства. Все это убедительно доказывает то, что от эффективности системы ГФК как части общей управленческой системы зависит эффективность функционирования государства, а при совокупности других важных факторов и само его существование. Иными словами, эффективность ГФК является одним из важных факторов финансово-экономического и социально-политического благополучия нации.
Вдвойне возрастает роль ГФК в условиях глубоких социально-экономических преобразований, когда приоритетом государственной политики становится укрепление бюджетной и налоговой дисциплины. В такие периоды особенно важно, чтобы никто не оставался вне контроля, вне закона. Под контролем государства должны находиться основные направления экономических и социально-политических преобразований. Результаты ГФК могут представлять ключевую информацию для планирования и осуществления дальнейших экономических преобразований, обеспечения экономической безопасности государства, принятия решений в рамках бюджетного процесса, в области систем и структур государственного управления, по реструктуризации важнейших предприятий.
Необходимость комплексной и системной стандартизации
государственного финансового контроля в современных условиях
Одним из важнейших вопросов развития ГФК в современных условиях, на наш взгляд, должна быть комплексная и системная стандартизация. Естественно, каждый из органов ГФК должен иметь свои специфические цели и задачи. Но проверки, ревизии, обследования целесообразно проводить, руководствуясь едиными методиками и программами. В данном аспекте весьма показателен опыт независимого аудита.
Например, на рынке аудиторских услуг необходимость регламентации действий и взаимоотношений независимых аудиторов с проверяемыми экономическими субъектами находит выражение в издании правил (стандартов) аудиторской деятельности. Аудиторские стандарты имеются в большинстве стран (включая Россию), где аудит получил широкое распространение. По нашему мнению, стандарты необходимы не только для независимого аудита, но и для ГФК.
Стоит отметить, что системы ГФК таких развитых стран, как США и Великобритания, предусматривают общепринятые стандарты осуществления государственного контроля. Эти стандарты похожи на те, которые используются в частном секторе (независимом аудите), но более детальны. Стандарты, а также процедуры их реализации разрабатываются высшими органами ГФК. Так, Главная служба учета США (United States General Accounting Office - GAO) разработала "Общепринятые государственные стандарты аудиторской деятельности: стандарты для аудита государственных организаций, программ, деятельности и функций, которые обычно называют "Желтая книга". Заметим, что Главная служба учета США не руководит, а направляет деятельность иных контрольных органов путем установления стандартов. В то же время она может требовать от этих органов выполнения своих функций в соответствии с этими стандартами. Например, в законодательстве США устанавлено, что федеральные инспектора должны руководствоваться стандартами GAO по аудиту государственных организаций (включая их деятельность и функции), государственных программ, использования государственной помощи и др., а также обеспечивать соблюдение этих стандартов нефедеральными контролерами (аудиторами).
Комитетом по аудиторским стандартам Международной организации высших контрольных органов (INTOSAI) также разработаны стандарты государственного контроля, рекомендуемые к применению органами контроля разных стран в той мере, в какой они совместимы с законодательством этих стран. Эти стандарты будут способствовать реализации идеи унификации деятельности контрольных органов различных государств на базе сравнительного законодательства, что несомненно повысит возможности плодотворного международного сотрудничества. В принципе эти стандарты будут являться критериями оценки результатов контроля.
Также необходимо упомянуть, что органы ГФК многих развитых стран (ФРГ, Канада, Великобритания и др.) выпускают различные пособия и руководства по контролю в общественном секторе, которые тоже, хотя и с долей условности, можно отнести к стандартам. Итак, обоснуем необходимость и рассмотрим основные особенности комплексной и системной стандартизации отечественного ГФК.
Необходимо отметить, что в настоящее время в некоторых органах ГФК разрабатываются внутренние регламентирующие документы, в том числе сборники методических и инструктивных документов по организационному и методическому обеспечению контрольных мероприятий по различным направлениям, внутренние стандарты контроля (в том числе по стадиям процедуры контроля), документы по контрольному делопроизводству, нормы поведения контролеров, методики оценки работы специалистов и т.д. Но между данными документами, разрабатываемыми и в разрезе разных органов ГФК, и в разрезе их подразделений, естественно, нет системной взаимосвязи, а следовательно, нет и сопоставимости в работе и в ее оценке.
Стандартизация на уровне отдельных органов - лишь частичное решение общего вопроса стандартизации. Кроме внутренних регламентов, учитывающих специфику конкретных органов и их подразделений, необходима и система общих для всех основных специализированных контрольных органов и обязательных для выполнения стандартов. При этом для каждого специализированного органа ГФК должна будет определяться степень совместимости общих стандартов с его полномочиями (т.е. использовать эти стандарты орган будет в пределах своих задач и полномочий). Иными словами, каждый специализированный орган ГФК должен будет согласовывать свою деятельность (регламентированную внутренними стандартами) с основными требованиями, указанными в общих стандартах. То же самое относится и к стандартам независимого аудита: если цели тех или иных государственных контрольных мероприятий в общем и целом сходны с отдельными целями независимого аудита, то государственными контролерами при проведении этих контрольных мероприятий могут быть использованы соответствующие аудиторские стандарты. В то же время стандарты и методики должны быть разработаны и в рамках конкретных контрольных органов на основе общих (общепринятых) стандартов ГФК и в соответствии со спецификой их работы, задач и функций, регламентов деятельности. К примеру, в системе независимого аудита существуют как общие (общепринятые) аудиторские стандарты (т.е. официально рекомендованные к применению всеми аудиторскими организациями и носящие либо обязательный, либо рекомендательный характер), регламентирующие аудиторскую деятельность вообще, так и внутрифирменные стандарты, разрабатываемые в целях регламентации деятельности конкретных аудиторских фирм. В то же время следует отметить, что, так как органы ГФК должны самостоятельно определять формы, объем и методику контроля (иначе будет нарушен принцип их независимости), общие стандарты в отношении внутренних будут иметь направляющую функцию. При формировании стандартов ГФК следует решить несколько важных задач, а именно:
- определить терминологию и понятийный аппарат ГФК;
- разработать методологию ГФК (цели, задачи, принципы и т.д.);
- определить организационную структуру системы ГФК;
- определить органы правового регулирования ГФК, их права и обязанности;
- определить субъектов права ГФК;
- определить предмет, отношения регулирования, цели и задачи системы нормативно-правовых актов (законодательства) ГФК;
- определить основные источники права ГФК (нормативно-правовые акты) и уровни нормативно-правового регулирования;
- определить порядок построения системы нормативно-правовых актов ГФК, ее структуру (части, разделы, подразделы и т.д., их расположение в определенной последовательности) и содержание;
- разработать порядок систематизации нормативно-правовых актов ГФК (учет, инкорпорация - издание сборников и т.д., - консолидация);
- отметить основные аспекты взаимосвязи правовых актов ГФК с актами иных подотраслей (сфер) финансового права, а также с другими отраслями права.
При этом стандартизация ГФК должна быть разработана при учете следующих основных требований:
- нормативно-правовые акты ГФК не должны иметь противоречий (в том числе несоответствие в названиях, в терминологии и т.д.), не должны дублировать друг друга (то же самое относится и к правовым актам, регулирующим иные сферы государственного управления и финансов). Выполнение этого принципа в общем и целом должно быть обеспечено четкой концепцией и правилами построения системы правового регулирования ГФК;
- должно быть четко определено, какой уровень нормативного регулирования рассматривает ГФК, как он взаимодействует с иными уровнями, какие виды нормативно-правовых актов входят в тот или иной уровень;
- должна быть четко определена обязательность применения, порядок разработки и согласования нормативно-правовых актов ГФК.
Объектом стандартизации может быть все то, что имеет перспективу многократного применения. В общем и целом стандарт - это база, образец, эталон, обеспечивающие стабильность стандартизируемой общественно-значимой деятельности. Например, многолетний опыт бухгалтерской, аудиторской деятельности доказал, что система стандартов обеспечивает высокий профессионализм бухгалтеров и аудиторов (независимых), сокращает сроки их обучения и адаптацию к практике. То же самое можно ожидать и в отношении деятельности государственных контролеров.
Стандартизация ГФК - это установление норм, правил и характеристик, справедливых для всех участников соответствующей контрольной деятельности. В целом же стандартизация будет являться одним из организационно-распорядительных методов управления ГФК, одним из важнейших средств улучшения, снижения сложности его организации, осуществления государственной контрольной политики. Стандартизация должна основываться на последних достижениях науки и практического опыта, определять наиболее прогрессивные и оптимальные решения задач ГФК, в то же время она будет не только определять уровень развития ГФК, но и стимулировать его прогресс.
В общем и целом стандарты ГФК, являясь первоначалом, руководящим правилом и порядком деятельности государственных контролеров, основой целесообразности и эффективности функционирования специализированных органов ГФК (т.е. государственных органов, в функциях которых финансовый контроль является определяющим (главным) видом деятельности), будут формулировать единые базовые требования, определяющие нормативные требования к качеству и надежности ГФК, и обеспечивать определенный уровень гарантии его результатов при их соблюдении.
В более же конкретном смысле стандартизация ГФК, по нашему мнению, позволит:
- координировать деятельность и более тесно взаимодействовать в плане организации, проведения и реализации материалов контроля (включая проведение совместных контрольных мероприятий, осуществление контроля на основе поручений по взаимной договоренности и т.д.) различных специализированных органов ГФК, согласовывать цели, задачи контроля, средства и методы их достижения и т.п. (в рамках координации);
- установить критерии для оценки деятельности специализированных органов ГФК;
- регламентировать выполнение функций специализированных органов ГФК по содержанию и времени, что в свою очередь должно уменьшить дублирование, непроизводительные затраты и потери времени в процедурах контроля;
- унифицировать методики вскрытия серьезных проблем (нарушений, злоупотреблений и иных отклонений) в рамках самых разных объектов ГФК;
- создать единую унифицированную информационную базу ГФК (в числе прочих условий для этого);
- использовать независимых аудиторов в контроле в государственном секторе.
В плане регулирования конкретных аспектов реализации полномочий контрольных органов стандартизация ГФК:
- закрепит такой порядок контроля, который обеспечит соблюдение его принципов, предохранит от предвзятости и субъективизма;
- позволит ясно очертить права и обязанности участников процедур контроля, что создаст предпосылки правовых гарантий соблюдения их интересов;
- позволит сопоставлять и в более широком плане использовать результаты работы разных органов ГФК;
- обеспечит наиболее рациональные формы и процедуры контроля (при которых достигается максимальная эффективность контроля, обеспечивается достижение наибольших результатов при наименьших затратах времени, трудовых и иных ресурсов).
Кроме этого, стандартизация ГФК будет способствовать внедрению наилучших технологий, достижений мировой науки и практики контроля. Стандарты обеспечат высокое качество, экономичность, эффективность и объективность контрольной деятельности. В то же время, задача жесткой регламентации в сфере финансового контроля - сделать максимально возможное, чтобы снизить риск дорогостоящей ошибки.
Следует отметить, что стандартизация ГФК во многом позволит решить проблему так называемого "оппортунистического поведения" контролеров, при котором последние стараются концентрировать свою деятельность на тех областях (выявлять те нарушения), где контроль может быть проведен с наименьшими издержками, а не на тех (т.е. не обязательно на тех), где возможные нарушения влекут за собой значительные потери для государства (иначе говоря, контролеры, минимизирующие свои трудозатраты, с большей вероятностью будут концентрировать свое внимание не столько на существенных для государства объектах контроля, сколько на тех, где контроль осуществлять легче).
Необходимо также указать и то, что стандартизация будет являться весьма важным фактором системности основных органов ГФК, она создаст организационно-методическую основу их специализации и кооперирования, придаст их системе свойства самоорганизации. В то же время система органов ГФК, обладая взаимосвязанными признаками целостности (стандартизация) и обособленности (для каждого органа свои задачи), будет иметь свойства, которыми не обладает ни один из органов, взятый в отдельности. Иными словами, базовые стандарты ГФК (а следовательно, и общие программы базового контрольного образования) обусловят так называемый синергитический эффект (или эффект взаимосвязи) в системе ГФК, при котором суммарная отдача функционирования контрольных органов будет выше, чем сумма показателей отдачи каждого в отдельности, в силу унифицированности систем документации и терминологии, методической и информационной совместимости, единства измерений контрольных работ, а следовательно, возможности усиления взаимодействия, результатом которого будет объединение усилий, взаимозаменяемость (при необходимости) , а также экономия всех видов ресурсов (в том числе от совмещения банков информации).
Стандарты также позволят сопоставлять результаты работы разных контрольных органов (специализированных), что даст возможность более объективных оценок (и обобщения последних) уровня качества не только их работы, но и работы (деятельности) контролируемых хозяйственных структур.
В то же время общепринятые (для всех специализированных органов) стандарты ГФК будут выполнять профессионально-интегративную функцию, т.е. объединяющую основных представителей профессии (и с полным правом можно судить о сообществе государственных контролеров), что будет являться для них институциональной (правовой) защитой в различного рода спорах с представителями контролируемых органов. Иными словами, применение официально установленных общепринятых стандартов ГФК должно предохранить от столкновений или конфликтов интересов контролеров и контролируемых. Ведь не секрет, что представители контролируемых организаций и вышестоящих по отношению к ним органов зачастую воспринимают "в штыки" выводы государственных контролеров. Стандартизация ГФК, на мой взгляд, в некоторой степени снизит риск таких негативных моментов. В плане использования широкомасштабной стандартизации, как защитной функции, весьма показателен пример аудиторского сообщества. Во всем мире основная линия защиты аудиторской организации при подаче судебного иска со стороны пользователей аудита заключается в доказательстве того, что она в своей работе придерживалась аудиторских стандартов. Если она докажет это, сумма возмещения должна быть уменьшена.
Вместе с тем стандартизация во многом разрешит и другую проблему взаимоотношений контролеров и контролируемых. Например, различного рода регламенты контрольных органов - это акты внутреннего действия и при желании заинтересованных лиц могут быть неизвестны широкому кругу подконтрольных объектов. В то же время контролирующие органы, напротив, хотя и опосредованно, но могут влиять на деятельность проверяемых. Контролируемый субъект вправе (в условиях действительно правового государства) знать порядок и иные аспекты деятельности контролирующего его органа, для того чтобы грамотно построить линию отношений с контрольным органом, иметь возможность квалифицированно обжаловать возможные неправомерные действия контролеров. Стандарты ГФК в этом случае и будут играть роль своего рода общепринятых "правил игры" (как для контролеров, так и для контролируемых). Следует подчеркнуть, что стандартизация направлена в первую очередь на регламентацию деятельности специализированных органов ГФК, для которых контроль является определяющим видом деятельности. Для данных органов требования стандартов будут являться обязательными. Для других же органов ГФК требования стандартов будут носить рекомендательный характер.
Попытаемся определить конечные результаты внедрения профессиональных стандартов в системе ГФК в общем и целом. В этом плане представляется два пути или две программы развития стандартизации. По программе минимум (или как минимум) стандарты должны обратить внимание руководителей и специалистов ГФК на новые общие подходы к функционированию государственной контрольной системы, определить пути для ее развития и совершенствования, закрепить соответствующий понятийный аппарат. Программа максимум (к чему, естественно, и нужно стремиться) должна предполагать проведение регламентации всей профессиональной деятельности государственных контролеров, практической унификации ГФК по предложенным стандартам.
При разработке стандартов необходимо четко определить их сферу применения, а также разграничить обязательные стандарты и стандарты, носящие рекомендательный характер.
Организацией разработки (создание постоянных или временных экспертных рабочих групп научных и практических работников ГФК, привлечение академических и учебных институтов), утверждением (рассмотрение, анализ, одобрение) и обеспечением соблюдения стандартов профессиональной деятельности и методических рекомендаций по их применению на практике (в том числе в разрезе отраслей народного хозяйства, видов органов государственной власти и управления, видов и направлений деятельности предприятий и т.д.), по нашему мнению, должен заниматься высший орган ГФК, т.е. Счетная палата РФ. Все стандарты должны издаваться типографским способом и направляться во все заинтересованные органы. Предполагается, что несоблюдение обязательных стандартов будет являться нарушением работниками органа ГФК как своих трудовых обязанностей (правил внутреннего трудового распорядка, отраженных в стандартах внутренней деятельности определенного учреждения), так и предметных нормативно-правовых актов (при их утверждении) , предусматривающих обязательность соблюдения стандартов ГФК при проведении тех или иных контрольных мероприятий (в рамках компетенции органов ГФК).
Внедрение разработанных стандартов, естественно, потребует специальных мер. В принципе необходим целый комплекс мер для внедрения стандартов государственного финансового контроля. Во-первых, для внедрения стандартов ГФК будут необходимы подробные комментарии к ним, так как, будучи нормативными документами, они должны быть выдержаны в соответствующем стиле и содержать минимум пояснений. Во-вторых, будут нужны методические материалы по применению разработанных стандартов. В-третьих, будет необходим контроль за исполнением стандартов. В-четвертых, стандарты ГФК должны будут стать обязательными для применения не только для органов ГФК, но и для контролируемых организаций. Дело в том, что эти стандарты будут регламентировать ГФК как явление, а не только как деятельность одной стороны (т.е. органа ГФК), участвующей в нем. Например, в некоторых стандартах будет указано, какую информацию должен предоставлять государственным контролерам проверяемый орган и каковы будут последствия в случае отказа. В-пятых, различные вопросы внедрения разработанных стандартов ГФК будут упираться в его ведомственную разобщенность. Поэтому целесообразно разработать как наиболее общие правила, справедливые для всех видов ГФК, так и дополняющие их специфические стандарты, соответствующие определенным его видам.
Естественно, все стандарты ГФК должны быть доступными (ясными для понимания, правильными и удобными в использовании) и согласованными (т.е. находиться в надлежащем соотношении, соответствии), а также иметь четкую иерархическую структуру.
Стандарты и приложения к ним, методические указания и пособия по всем видам и направлениям контроля должны регулярно анализироваться на предмет их адекватности изменившимся условиям, требованиям и задачам, при необходимости оперативно пересматриваться и корректироваться. У разработчиков стандартов должна быть адекватная обратная связь с теми контролерами, непосредственными исполнителями, которые применяют эти стандарты на практике. Контролеры должны сообщать разработчикам свое мнение о том, по каким направлениям следует совершенствовать работу по стандартизации ГФК. Следует отметить, что при разработке стандартов ГФК целесообразно использовать правила (стандарты) аудиторской деятельности в России, также можно в некоторой степени использовать зарубежные стандарты. Но следует учесть, что по отдельным направлениям стандарты ГФК должны быть значительно глубже стандартов независимого аудита, так как последний не ориентирован на столь глубокие исследования материалов в весьма специфических областях управления, детальный анализ нарушений и обязательное установление их причин и виновников. Например, в приложениях к стандартам должно быть достаточно подробное описание рабочих и отчетных документов, приведены детальные перечни типовых отклонений и т.д. Также следует признать невозможность механического перенесения зарубежных концепций и стандартов, разработанных на базе национальных управленческих школ (в том числе учетно-аналитических), законодательства, специфики государственного устройства и государственных управленческих структур в современную отечественную научную мысль и хозяйственную практику без критического подхода и учета российской действительности. Более того, стандарты, представленные зарубежными специалистами, могут быть уже устаревшими в современных условиях постоянно меняющейся социально-экономической среды и все большего усложнения хозяйственной жизни. Стандартизация ГФК потребует соответствующей корректировки нормативной базы ГФК, а именно: а) принятия специального нормативно-правового акта о стандартизации, б) включения соответствующих статей о стандартизации, в том числе соответствующих указаний органам ГФК, в существующие нормативно-правовые акты в качестве изменений и дополнений.
Многие специалисты признают, что, кроме профессиональных стандартов, для обеспечения высокого качества работы, профессиональной дисциплины, а также высокой общественной оценки профессии необходимы этические нормы поведения.
Кодекс этического поведения даст соответствующие рекомендации, точно определит критерии поведения, специфические для данной профессии. То есть с точки зрения определенной профессии этический кодекс будет являться декларацией твердых норм поведения и содействовать выполнению этих норм. Без этого стала бы невозможна профессиональная дисциплина. Стоит отметить, что многие зарубежные профессиональные организации также предписывают своим членам в конце года представлять устный или письменный отчет о соблюдении норм профессионального поведения.
Следует подчеркнуть, что нормы профессионального поведения или этические требования будут являться базой для комплексной и объективной оценки специалистов ГФК.
В принципе любой этический кодекс как совокупность (или свод) правил и норм профессиональной этики должен состоять из двух частей: общих формулировок, описывающих идеальные формы поведения, общения, т.е. такие, к которым должны стремиться все представители какой-либо профессии (вне зависимости от своего статуса и роли), и из конкретных правил поведения (с описанием типовых условий или обстоятельств) , которые должны выполняться каждым профессионалом. Поэтому и кодекс профессиональной этики государственных финансовых контролеров должен состоять из двух частей - этических принципов ГФК и основных положений по поведению контролеров (т.е. правил поведения в конкретных ситуациях). При этом к последним в качестве приложений целесообразно разрабатывать и публиковать вопросы и детальные разъяснения о нормах поведения контролеров в различного рода нестандартных ситуациях (например, конфликтные ситуации, давление со стороны органов власти и т.д). По моему мнению, этические принципы ГФК должны отражать следующие основные моменты: независимость, объективность, честность, лояльность, конфиденциальность, права третьих лиц, отношения контролеров между собой.
В принципе можно утверждать, что стандарты ГФК и этический кодекс будут являться основой методического обеспечения ГФК. Следует также отметить, что в перспективе ждет своего решения и вопрос общей стандартизации систем управления государственными финансовыми и материальными средствами на предприятиях. Стандартизация ГФК как минимум снизит соответствующие внутренние риски предприятий, позволит государству осуществлять мониторинг систем управления предприятий ключевых отраслей.
В.В. Бурцев,
профессор кафедры бухгалтерского учета РЭА им. Г.В. Плеханова,
аудитор ЗАО "ИН-АУДИТ", доктор экономических наук
"Российская юстиция", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Стандартизация государственного контроля - необходимое условие действенной финансовой политики
Автор
В.В. Бурцев - профессор кафедры бухгалтерского учета РЭА им. Г.В. Плеханова, аудитор ЗАО "ИН-АУДИТ", доктор экономических наук
"Российская юстиция", 2005, N 10