На службе Закону
В середине сентября с.г. в Министерстве юстиции Российской Федерации министр Ю.Я. Чайка вручил директору Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков очередной зарегистрированный Минюстом России нормативно-правовой акт - Приказ Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков "Об организации работы по выдаче заключений о соответствии установленным требованиям объектов и помещений, где осуществляется деятельность, связанная с оборотом наркотических средств и психотропных веществ", зарегистрированный Минюстом России. Этот акт стал 7000-м нормативно-правовым документом, зарегистрированным Минюстом за последние более чем 13 лет. Как известно, государственная регистрация нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти в новой России осуществляется с 15 мая 1992 года в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.1992 N 305 "О государственной регистрации ведомственных нормативных актов". В настоящий момент государственная регистрация регулируется Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 N 1009 "Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации" (с изменениями и дополнениями).
На пресс-конференции для представителей средств массовой информации министр юстиции Ю.Я. Чайка отметил, что ведомственное нормотворчество занимает значительное место в системе правового регулирования. Деятельность федеральных органов исполнительной власти, а также иных органов и организаций по принятию или изданию нормативных правовых актов неразрывно связана с развитием законодательства в целом. И важнейшей задачей при этом является осуществление контроля за соответствием ведомственных нормативных правовых актов актам более высокого уровня. Как подчеркнул министр, от эффективности деятельности работников юстиции по государственной регистрации нормативных правовых актов в значительной мере зависит реализация основного конституционного принципа - защиты прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации.
Следует также отметить, что возникновение института государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов в самом начале демократических преобразований в нашей стране было оправдано тем, что министерства и ведомства регламентировали практически любые вопросы в регулируемой ими сфере, подменяя ведомственными предписаниями не только нормы, которые должны устанавливаться Президентом, Правительством, но, в некоторых случаях, и нормы законов. В нынешних условиях важность и значение государственной регистрации обусловлены не только контролем за законностью ведомственного нормотворчества - сам ее факт является необходимым условием для вступления ведомственных нормативных правовых актов в силу. Отсутствие же регистрации представляется основанием для суда признать не прошедший государственную регистрацию акт недействительным.
В настоящее время зарегистрировано уже семь тысяч нормативных правовых актов из представленных на государственную регистрацию более чем 12 000. Немалое количество представленных на регистрацию актов не соответствует предъявляемым требованиям. Характерными нарушениями, которые допускаются при подготовке нормативных правовых актов, как подчеркнул министр юстиции, являются превышение пределов предоставленной компетенции, установление условий гражданско-правовых договоров, терминов и определений, не предусмотренных или противоречащих законодательству Российской Федерации, несвоевременное представление актов на государственную регистрацию. Эти нарушения выявляются в ходе проведения юридической экспертизы и являются основанием к отказу в регистрации нормативного правового акта.
Отвечая на вопрос корреспондентов об изменениях в ведомственном нормотворчестве, связанных с проведением административной реформы, Ю.Я. Чайка подчеркнул, что в 2005 году наметилась тенденция к росту количества актов, представляемых на государственную регистрацию в Минюст, что напрямую связано с проходящей в России административной реформой как на федеральном, так и на региональном уровнях, оказывающей существенное влияние на ведомственное нормотворчество. Изменения в структуре федеральных органов исполнительной власти, проведение определенных организационных мероприятий, связанных с реорганизацией федеральных органов исполнительной власти, оказывают существенное влияние на количественные показатели государственной регистрации ведомственных нормативных правовых актов. Только за восемь месяцев 2005 года было представлено 1112 актов, в то время как за весь 2004 год - 1248. Этот рост, по словам министра, вызван реализацией федеральными органами исполнительной власти положений актов законодательства Российской Федерации, прежде всего положений о федеральных органах исполнительной власти, в которых содержатся конкретные поручения по разработке и утверждению нормативных правовых актов, а также необходимостью существенной переработки ранее принятых актов реорганизованных или упраздненных федеральных органов исполнительной власти. Сегодня с увеличением количества федеральных органов исполнительной власти значительно возросло число актов, поступающих на регистрацию. Практически во всех положениях о подведомственных федеральным министерствам федеральных службах и агентствах закреплена возможность издания ими правовых актов. В этой связи в отдельных случаях возникает проблема наличия одинаковых полномочий по нормативно-правовому регулированию у федеральных министерств и подведомственных им служб и агентств. Поэтому Минюст России для усиления контроля за ведомственным нормотворчеством подготовил и направил в Правительство Российской Федерации проект указа Президента РФ "О внесении дополнений в Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1313 "Вопросы Министерства юстиции Российской Федерации", который возлагает на Минюст России функцию контроля за соблюдением федеральными органами исполнительной власти установленного порядка подготовки и издания нормативных правовых актов. Министр отметил высокое качество подготовки нормативных правовых актов МВД России, Министерства обороны России, ФСФР России, ФСКН России, Банка России, по которым в текущем году практически не было отказов в государственной регистрации.
Вместе с тем было отмечено, что в 2005 году отказано в государственной регистрации всех представленных актов Роспатента, 40% представленных актов - Министерства образования и науки, более 26% актов - Министерства транспорта России. Кроме того, имели место случаи, когда отдельные федеральные органы исполнительной власти отказывались приводить нормативные правовые акты в соответствие в решениями судов, что является не только нарушением процессуального законодательства, но и нарушением прав и свобод граждан, установленных Конституцией Российской Федерации. В заключение пресс-конференции Ю.Я. Чайка сказал, что в ближайшее время требуется принятие дополнительных мер, направленных на формирование более совершенного механизма контроля за ведомственными актами.
Е.В. Афиногенов,
специальный корреспондент "Российской юстиции"
"Российская юстиция", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
На службе Закону
Автор
Е.В. Афиногенов - специальный корреспондент "Российской юстиции"
"Российская юстиция", 2005, N 10