Правомерно ли взимание в 2005 году органами гостехнадзора сборов в размерах, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в соответствии с п. 6 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291?
Нет, взимание органами гостехнадзора в 2005 году сборов за государственную регистрацию транспортных средств и совершение регистрационных действий согласно п. 6 Положения о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.12.1993 N 1291 "О государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации", противоречит новому законодательству о государственной пошлине.
В соответствии с п. 6 вышеуказанного Положения до 1 января 2005 года органами гостехнадзора взимались следующие сборы в размерах, установленных органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации:
- за выдачу и замену государственных регистрационных знаков и паспортов на машины, удостоверений тракториста-машиниста (тракториста), временных разрешений к ним, свидетельств о регистрации залога машины (машин) и другой специальной продукции;
- за прием экзаменов на право управления самоходными машинами;
- за проведение государственных технических осмотров машин;
- за участие в комиссиях по рассмотрению претензий владельцев поднадзорных машин и оборудования по поводу ненадлежащего качества проданной или отремонтированной техники;
- за определение остаточного ресурса поднадзорных машин и оборудования.
Нормами подпунктов 29-40 п. 1 ст. 333.33 главы 25.3 НК РФ, введенной в действие с 1 января 2005 года, предусмотрена уплата государственной пошлины за государственную регистрацию транспортных средств и совершение регистрационных действий, связанных:
- с выдачей государственных регистрационных знаков на транспортные средства, государственных регистрационных знаков на мототранспортные средства и прицепы, паспорта транспортного средства, свидетельства о регистрации транспортного средства;
- с внесением изменений в выданный ранее паспорт транспортного средства;
- с выдачей или продлением срока действия акта технического осмотра транспортного средства, государственных регистрационных знаков транспортных средств "Транзит" (металлических на автотранспортные средства, металлических на мототранспортные средства и прицепы, бумажных);
- с выдачей свидетельства на высвободившийся номерной агрегат, отличительного знака участника международного дорожного движения, талона о прохождении государственного технического осмотра транспортного средства;
- с выдачей водительского удостоверения, в том числе при замене, взамен утраченного или пришедшего в негодность (изготавливаемого из расходных материалов на бумажной основе, из расходных материалов на пластиковой основе);
- с выдачей временного разрешения на право управления транспортными средствами, в том числе взамен утраченного или пришедшего в негодность, выдачей физическому лицу справки, подтверждающей получение водительского удостоверения или временного разрешения на право управления транспортными средствами;
- с рассмотрением заявления и выдачей свидетельства о соответствии конструкции транспортного средства требованиям безопасности дорожного движения;
- с приемом квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами (теоретического и практического).
Согласно ст. 333.16 НК РФ выдача документов (их копий, дубликатов) приравнивается к юридически значимым действиям.
Органы и должностные лица, за исключением консульских учреждений Российской Федерации, не вправе взимать за совершение юридически значимых действий, предусмотренных главой 25.3 НК РФ, иные платежи, кроме государственной пошлины.
Следовательно, начиная с 1 января 2005 года за совершение органами гостехнадзора вышеперечисленных юридически значимых действий должна уплачиваться государственная пошлина.
Статьей 29 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" установлено, что федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу в соответствии со ст. 2 данного Федерального закона, действуют в части, не противоречащей части второй НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с частью второй настоящего Кодекса.
Поэтому Положение о государственном надзоре за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации и принятые ранее на его основе решения органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об установлении сборов, взимаемых органами гостехнадзора, действуют в части, не противоречащей главе 25.3 НК РФ, и подлежат приведению в соответствие с нею.
А.И. Новиков,
советник налоговой службы Российской Федерации II ранга
1 сентября 2005 г.
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1