Правовые средства защиты иностранных инвестиций в странах -
участницах АТЭС, основанные на законодательстве об иностранных
инвестициях
Под гарантиями, предоставляемыми иностранным инвесторам, понимаются конкретные обязательства, которые берет на себя принимающее иностранный капитал государство в связи с осуществлением капиталовложений на своей территории.
Гарантии принимающего государства включают в себя четкое определение правового режима, гарантии от принудительных изъятий, порядок компенсации и возмещение убытков, порядок разрешения споров, гарантии перевода прибылей.
Общий правовой режим по отношению к иностранным инвесторам формулируется по-разному в законодательстве стран - участниц Азиатско-тихоокеанского экономического союза (АТЭС). Однако суть формулировки - в приравнивании иностранных инвесторов в правовом положении к местным физическим и юридическим лицам, т.е. в закреплении за ними "национального режима". Иностранцы пользуются такой же защитой в отношении собственности (инвестиций), торговой марки, патентов и т.д., как и местные граждане. Иностранные собственники предприятий, рабочие и персонал подлежат обложению налогами и сборами не больше, чем местные граждане стран - участниц АТЭС. Однако в целях защиты национальной и общественной безопасности, т.е. недопущения ослабления конкурентоспособности местных национальных предприятий, устанавливаются некоторые ограничения на деятельность иностранного капитала, так называемые изъятия из предоставляемого режима (национального режима). Как правило, эти ограничения могут быть сделаны в форме: 1) установления специального режима допуска иностранного капитала в определенной отрасли; 2) запрещения деятельности иностранного капитала в определенной отрасли; 3) установления ограничения доли иностранного участия в капитале предприятия (создание смешанных/ совместных предприятий с обязательным участием национального капитала); 4) установления специального фискального режима; 5) проведения определенной концессионной политики.
Так, например, ст. 1 Закона КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом гласит, что в целях расширения международного экономического сотрудничества и технического обмена Китайская Народная Республика разрешает иностранным компаниям, предприятиям и прочим хозяйственным лицам в соответствии с принципом равноправия и взаимной выгоды и с разрешения Правительства Китая организовывать в пределах КНР совместные предприятия с китайскими компаниями, предприятиями и прочими хозяйственными организациями. Статьей 2 данного Закона предусмотрено, что китайское Правительство согласно закону охраняет инвестиции иностранных партнеров в совместные предприятия, долю получаемой прибыли и прочие законные права и интересы иностранных партнеров в соответствии с утвержденными китайским Правительством соглашениями, договорами, уставами.
В Российской Федерации принцип национального режима применительно к физическим лицам закреплен в Конституции 1993 г., п. 3 ст. 63 которой определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в Российской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом или международным договором РФ. В отношении частноправовых вопросов деятельности иностранных юридических лиц принцип национального режима нашел свое выражение в п. 1 ст. 2 ГК РФ: правила, установленные гражданским законодательством, применяются к отношениям с участием иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц, если иное не предусмотрено федеральным законом. Кроме того, принцип национального режима также закрепляется в п. 1 ст. 4 Закона об иностранных инвестициях РФ: правовой режим деятельности иностранных инвесторов и использования полученной от инвестиций прибыли не может быть менее благоприятным, чем правовой режим деятельности и использования полученной от инвестиций прибыли, представленный российским инвесторам, за изъятиями, устанавливаемыми федеральными законами.
Во Вьетнаме такой же режим применительно как к национальным, так и к иностранным лицам закреплен в конституции 1992 г., в соответствии со ст. 25 которой государство поощряет иностранные организации и отдельные лица инвестировать капиталы и технологии во Вьетнам в соответствии с вьетнамским законом, международным правом и обычаем; оно гарантирует право на законную собственность на капитал, имущество и другие интересы иностранных организаций и отдельных лиц. В связи с этим производственные и торговые предприятия (национальные и иностранные) считаются равными перед законом. Их капитал и законное имущество защищены государством. Эти предприятия могут создаваться в форме совместного предприятия и партнерства с отдельными лицами и экономическими организациями внутри страны и за границей в соответствии с положениями Закона Вьетнама (ст. 22 конституции). Наряду с конституцией, как и в других странах - участницах АТЭС, во Вьетнаме правовой режим иностранцев, в частности иностранных инвесторов, предусмотрен и в других законах и нормативных актах, косвенно и прямо регулирующих инвестиционную деятельность. Например, ст. 1 Закона об иностранных инвестициях 2002 г. предусмотрено, что Государство Социалистической Республики Вьетнам поощряет иностранных инвесторов инвестировать во Вьетнам на основе уважения к независимости и суверенитету Вьетнама, соблюдения его закона, равенства и взаимной выгоды. Вьетнам защищает собственность инвестированного капитала и другие права инвесторов, обеспечивает благоприятные условия и создает простые и быстрые процедуры для иностранных инвесторов, инвестирующих во Вьетнам.
Рассмотрим вопрос о возможности для иностранных инвесторов (иностранных юридических лиц и граждан) иметь право собственности на земельные участки в странах - участницах АТЭС.
При создании предприятия с иностранными инвестициями или при участии иностранного инвестора в приватизации возникает вопрос о том, имеет ли такое предприятие право собственности на земельный участок, на котором находится или будет построено соответствующее здание, или же такой участок предоставляется только на условиях пользования.
Так, согласно ст. 47 Положения КНР о применении Закона о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом от 1983 г. совместное предприятие, которому требуется земельный участок, должно обратиться по месту своего нахождения с просьбой в ведомство городского (уездного) уровня, ведающее вопросами земельного управления; после рассмотрения и утверждения вопроса и заключения договора оно получает право пользования земельным участником. Если право пользования участком уже принадлежит китайскому партнеру по совместному предприятию, то китайский партнер может использовать это право в качестве инвестиций в совместное предприятие. Совместное предприятие, которому предоставлено право пользования участком, обладает лишь правом пользования им, но не правом собственности на него, передача этого права пользования не допускается. Такие положения предусматриваются и в Положении КНР о применении закона о предприятиях иностранного капитала от 1990 г.
Земельное пользование иностранным инвесторам на условиях аренды предусмотрено и закреплено в законодательстве многих стран - участниц АТЭС, например, России, Вьетнама, Таиланда, Сингапура и т.д.
Так, ст. 15 Закона об иностранных инвестициях в РФ предусмотрено, что приобретение иностранным инвестором права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов Российской Федерации. Право аренды земельного участка может быть приобретено коммерческой организацией с иностранными инвестициями на торгах (аукционе, конкурсе), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В Сингапуре иностранцы и иностранные корпорации имеют право приобрести земельные участки и здания, разделенные на районы, для промышленных и коммерческих целей. Для промышленного районирования или целей защиты окружающей среды деятельность в некоторых отраслях промышленности, включая опасные отрасли промышленности, ограничена. Лицензия на осуществление деятельности в промышленном районировании предоставлена Министерством окружающей среды.
Во Вьетнаме согласно постановлению о земле иностранные отдельные лица и иностранные предприятия не имеют права владеть земельной собственностью. Однако предприятиям иностранного капитала разрешено арендовать земельные участки для осуществления их инвестиционных проектов. Иностранцам также разрешено арендовать дом для жилой цели. Срок действия договора аренды земельных участков зависит от продолжительности проекта и не может превышать 50 лет. Однако согласно постановлению, принятому Постоянной комиссией Национальной ассамблеи Вьетнама, на основании инвестиционных проектов Правительство может продлить срок аренды, но максимальный срок аренды не может превышать 70 лет.
Ограничения в отношении земельной собственности иностранцев установлены и в законодательстве США. В четырех штатах иностранная собственность на землю не допускается (в Оклахоме - на уровне Конституции штата); ограничен размер земельных участков, могущих находиться в собственности иностранцев (в пяти штатах), ограничены сроки аренды земли для иностранцев в четырех штатах.
Итак, в странах - участницах АТЭС, как и в некоторых европейских странах (например в Норвегии) и скандинавских странах, вопрос о праве собственности иностранцев, в том числе и иностранных инвесторов, на земельные участки решен следующим образом: для предприятий с иностранными инвестициями должно быть сохранено только право пользования земельными участками, в частности, на условиях аренды.
За исключениями, предусмотренными во внутренних законах, правилах и политиках, каждый из членов АТЭС обязуется предоставлять иностранным инвесторам относительно учреждения, расширения, управления и защиты их инвестиций режим не менее благоприятный, чем тот режим, который предоставляется в аналогичных обстоятельствах своим собственным инвесторам.
Китай в индивидуальном плане действий намерен: снизить с 23 до 15% уровень тарифов, провести реформы в таких сферах услуг, как банковское дело, страхование, розничная торговля, транспорт, энергетика, телекоммуникации и туризм, откроет больше секторов экономики для прямых иностранных инвестиций (введение национального режима в отношении иностранных инвесторов в большем количестве секторов, разрешение на сделки в иностранной валюте для иностранных предприятий, устранение ограничений на использование иностранных валют по текущим счетам), принять и опубликовать законы, улучшающие законодательную систему Китая в вопросах права на интеллектуальную собственность, добиваться общего понимания населением политики Правительства в вопросах привлечения иностранных инвестиций, принять меры для того, чтобы облегчить передвижение иностранных бизнесменов по территории страны.
Россия в индивидуальном плане действий определяет кратко-, средне- и долгосрочные задачи. На среднесрочную и долгосрочную перспективу (2001/2003-2010 гг.) определены следующие задачи в инвестиционной сфере: 1) дальнейшая либерализация правового режима допуска и функционирования иностранных инвестиций с учетом инвестиционных принципов АТЭС и международного опыта; 2) создание механизма привлечения капиталовложений в частный сектор российской экономики и содействие его эффективному функционированию; 3) формирование цивилизованного рынка ценных бумаг и его интеграция в мировой финансовой рынок и пр.
Вьетнам, имея цель привлечь больше иностранного капитала в страну, в частности устранит ограничения на допуск иностранных инвестиций, в короткий срок (1999-2000 гг.) в индивидуальном плане произвел следующие действия: 1) внес поправки и дополнения в действующие законы и усовершенствовал ряд нормативных актов и инвестиционную политику, чтобы создать благоприятные условия для иностранной инвестиционной деятельности и улучшить привлекательность и конкурентоспособность инвестиционной среды во Вьетнаме в следующих направлениях: а) регулировать налоговые ставки и первоначальный налоговый уровень, применимые к каждому вьетнамцу и иностранцу; б) внести поправки в постановления об импорте используемого оборудования в целях создания упрощенного и благоприятного режима для предприятий, принадлежащих иностранцам и ориентируемых на экспорт предприятий, принимая во внимание требования защиты окружающей среды и рабочих условий и т.д.; 2) улучшил прозрачность и предсказуемость законов и постановлений об иностранных инвестициях; 3) создал единообразную правовую основу налоговой политики и применил ее к местным и иностранным инвесторам; 4) расширил пределы предоставления национального режима иностранным инвестиционным проектам; 5) внес поправки в действующие правила о сроке действительности въездной визы для экспатриантов, работающих над инвестиционными проектами.
На долгосрочную перспективу (2001-2010/2020 гг.) определены следующие задачи: 1) приводить инвестиционные меры в соответствие с положениями ТРИПС ВТО; 2) постепенно вводить режим инвестиционной регистрации вместо действующего режима инвестиционного лицензирования; 3) разносторонне развивать инвестиционные формы и способы привлечения иностранного капитала; 4) предоставить национальный режим иностранным инвесторам, пересмотреть ограничения и улучшить рыночный доступ с целью достижения целей АТЭС к 2020 г.
Гонконг в 2000 г. открыл рынки телекоммуникации и услуг (т.е. ослабил ограничение на прямые иностранные инвестиции в данной сфере), изменил валютное законодательство, устранил требования предварительного разрешения на прямые иностранные инвестиции в сфере горнодобычи; заключил соглашения с другими странами АТЭС о взаимном признании обязательств; перешел на компьютеризованную обработку таможенной информации; привел в соответствие с требованиями ГАТТ/ВТО свои правила прохождения товара; к 2010 г. отменит тарифы на все товары и ослабит нетарифное регулирование цен на рис и мясо.
Индонезия сократила существующие тарифы; внедрила методику ГАТТ/ВТО по таможенной оценке; заключила соглашения с другими странами - участницами АТЭС о взаимном признании обязательств.
Правовые нормы, обеспечивающие гарантию неприкосновенности имущества, составляющего иностранную инвестицию, можно разделить на две группы: гарантии от принудительного изъятия имущества, составляющего иностранную инвестицию, и гарантии на возврат имущества, ввезенного на территорию принимающего государства в качестве инвестиций.
Закон КНР о предприятиях иностранного капитала в ст. 5 гарантирует предприятиям иностранного капитала (инвестиции) в случае экспроприации обеспечение выплаты соответствующей компенсации. Подобные положения имеют место в Законе КНР о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом (ст. 2).
Соблюдение указанных гарантий возлагается на официальные органы, ответственные за контроль над иностранными инвестициями, т.е. органы по рассмотрению и утверждению - в КНР, в Таиланде - Управление по инвестициям, во Вьетнаме - государственный орган по иностранным инвестициям, в Сингапуре - Управление по экономическому развитию и т.д.
Подавляющее большинство инвестиционных законов стран - участниц АТЭС включают положения, закрепляющие право государства национализировать иностранные предприятия в случае "общественной необходимости" или "общественного интереса", что, однако, не исключает обязательную выплату компенсации (адекватной и незамедлительной). Так, ст.8 Закона об иностранных инвестициях в Российской Федерации предусмотрено, что имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором РФ. При реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки. Подобные положения предусматриваются и закрепляются в инвестиционных законах многих стран - участниц АТЭС (Мексика, Индонезия, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, Папуа - Новая Гвинея, Республика Корея, Гонконг и т.д.).
Инвестиционное законодательство большинства стран - участниц АТЭС вопросу выплаты компенсации уделяет не очень много внимания. По-видимому, законодатели этих стран предпочли бы рассмотреть данный вопрос в двусторонних соглашениях об инвестициях, которые позволяют учесть интересы друг друга (например, КНР, Вьетнам, Сингапур и т.д.).
Однако в США пятая поправка к Конституции предусматривает, что частная собственность не может быть экспроприирована для общественного пользования без справедливой компенсации, а четырнадцатая поправка предусматривает, что ни один штат не должен лишать какой-либо собственности без законного судебного разбирательства. Эти два конституционных положения, которые ограничивают, с одной стороны, дееспособность федерального правительства, а с другой - дееспособность штатов, защищают имущество как американцев, так и неамериканцев (иностранных инвесторов). В данном случае под справедливой/ надлежащей компенсацией понимаются: во-первых, адекватная, т.е. она определяется на основе справедливой рыночной цены активов, захваченных государством, которая определяется на момент принятия такой меры государством или на момент принятия решения о такой мере и его опубликования); во-вторых, эффективная, т.е. она выплачивается в валюте, в которой инвестор осуществлял инвестиции и которая продолжает оставаться конвертируемой, в иной валюте, признаваемой пригодной для использования в обращении Международным валютным фондом, или в любой иной валюте, приемлемой для инвестора; в-третьих, быстрая компенсация в нормальных обстоятельствах, т.е. она выплачивается без задержек. Такая компенсация имеет место в добровольном кодексе прямых иностранных инвестиций АТЭС.
Согласно принципу экспроприации и компенсации, предусматриваемому в добровольном кодексе АТЭС, каждая из стран - участниц АТЭС обязана не экспроприировать иностранные инвестиции или не принимать иные меры, имеющие аналогичные последствия, за исключением случаев, когда такие меры принимаются в общественных интересах, в установленном законодательством порядке каждой страны-участницы и в установленном принципами международного права порядке, и такие меры не являются дискриминационными и сопровождаются выплатой быстрой, адекватной и эффективной компенсации.
Для выполнения данного принципа АТЭС рекомендует членам: 1) принять меры по изменению правил и законов об экспроприации, основанных на стандартах международного права; 2) включить в двусторонние, региональные или многосторонние инвестиционные соглашения и договоры общепринятые условия компенсации; 3) повысить прозрачность, расширить публикации и разъяснение инвесторам тех или иных положений инвестиционных соглашений и договоров.
Что касается гарантий, обеспечивающих право иностранного инвестора воспользоваться результатами своей предпринимательской деятельности, осуществляемой на территории принимающего государства, то они, как правило, выражаются в нормах, регламентирующих порядок перевода прибыли за пределы принимающего государства, а также в нормах, регулирующих порядок реинвестирования капитала. Согласно принципу репатриации и конвертируемости АТЭС, закрепляемому в добровольном кодексе прямых иностранных инвестиций каждая из стран - членов АТЭС обязана обеспечивать свободный и беспрепятственный перевод в любой свободно конвертируемой валюте денежных средств (фондов), относящихся к иностранным инвестициям, в частности прибылей, дивидендов, роялти, сумм, выплачиваемых в погашение займов, сумм, причитающихся инвестору в связи с ликвидацией (полной или частичной) или продажей капиталовложений.
Так, гарантия перевода платежей в иностранной валюте за границу установлена в ст. 11 Закона об инвестициях в РФ и именуется гарантией использования на территории Российской Федерации и перевода за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм. Декларируется право иностранного инвестора после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов на свободное использование прибыли и доходов на территории РФ для реинвестирования и других не запрещенных законодательством целей.
Свободно переводиться за границу могут суммы, полученные в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными инвестором инвестициями, в том числе: а) доходы от инвестиций, полученные в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов (лицензионные и комиссионные вознаграждения, платежи за техническую помощь и другие вознаграждения); б) денежные суммы во исполнение обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам; в) денежные суммы, полученные в связи с ликвидацией инвестиций (полученные иностранным инвестором в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица, либо в связи с отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности); д) компенсации, полученные в связи с реквизицией и национализацией его имущества.
Итак, денежные суммы, полученные на территории РФ (как в рублях, так и в иностранной валюте по законным основаниям), могут свободно реинвестироваться, а также беспрепятственно переводиться за границу. Единственное условие - уплата соответствующих налогов и сборов.
Например, переводимые за границу дивиденды облагаются 20-процентным налогом на прибыль, удерживаемым у источника выплаты (т.е. коммерческой организации с иностранными инвестициями), проценты - 15-процентным налогом. Впрочем, указанный налог на переводимые за границу проценты и дивиденды может взиматься по сниженной ставке или не взиматься вообще в соответствии с международными договорами об избежании двойного налогообложения.
Действующий Закон о валютном регулировании и валютном контроле относит операции по переводу за границу дивидендов и процентов по иностранным инвестициям, внесенным в Российскую Федерацию, к текущим валютным операциям, не требующим для их осуществления наличия лицензии Центрального банка РФ (ст. 1 Закона). При введении 17 августа 1998 г. ограничений на некоторые валютные операции капитального характера четко заявлено, что принятые меры не распространяются на операции по переводу за границу процентов и дивидендов по иностранным инвестициям (п. 4 решения совета директоров ЦБ РФ от 17 августа 1998 г., п. 4 указания ЦБ РФ от 19 августа 1998 г. N 320-у "О валютных операциях резидентов"). Таким образом, в отношении обеспечения беспрепятственного перевода доходов от инвестиций валютное законодательство РФ соответствует инвестиционному законодательству.
Подобные положения предусматриваются и в инвестиционном законодательстве многих стран - членов АТЭС, например, Вьетнама, КНР, Индонезии, Республики Кореи, Малайзии и т.д.
Так, согласно ст. 22 Закона об иностранных инвестициях во Вьетнаме иностранные инвесторы, инвестирующие во Вьетнам, имеют право на перевод за границу: а) их прибылей, извлеченных из предпринимательской деятельности; б) платежей, поступивших из оказания услуг и снабжения технологии; в) капитала и процентов от иностранного займа, приобретенных в течение операции; г) инвестиционного капитала; д) других законно полученных денежных сумм и активов. Согласно Закону об иностранных инвестициях Вьетнама, Закону о Центральном Банке, Закону о кредитном учреждении во Вьетнаме инвестиционный капитал или доходы (независимо, от иностранной валюты или вьетнамской валюты) коммерческих предприятий с иностранным капиталом должны быть депонированы во вьетнамском банке, совместном банке или филиале иностранного банка, действующем во Вьетнаме. Коммерческое предприятие может открыть ссудный счет в иностранном банке, который одобрен председателем ЦБ Вьетнама.
В КНР положение о переводе прибыли за пределы КНР содержится в ст. 10 Закона о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом. Чистая прибыль, полученная иностранным партнером, а также средства, полученные по истечении срока деятельности совместного предприятия, и прочие средства могут быть переведены за границу согласно Положению о контроле за иностранной валютой в валюте, обусловленной договором о совместном предприятии. Поощряются вклады иностранных партнеров в Банк Китая в конвертируемой валюте.
Кроме гарантий от национализации, реквизиции и гарантии перевода платежей в иностранной валюте в некоторых странах - участницах АТЭС предусмотрена также "гарантия от изменения законодательства". Мировая практика создания благоприятного инвестиционного климата свидетельствует о том, что необходимо обеспечить инвестору гарантии в случае принятия в стране законодательства, ухудшающего условия инвестирования.
Статья 21 закона об иностранных инвестициях во Вьетнаме предусматривает, что если изменение законодательства оказывает неблагоприятное влияние на интересы предприятия иностранного капитала или интересы участников по договору о промышленном сотрудничестве, то Государство Вьетнам примет соответствующие меры, чтобы защитить интересы инвесторов. В частности, если изменение положения законодательства Вьетнама причиняет ущерб интересам предприятия иностранного капитала или участников по договору о промышленном сотрудничестве, то предприятие иностранного капитала и участники по договору о промышленном сотрудничестве могут продолжать пользоваться льготным режимом, предоставленным законом в инвестиционном разрешении. При этом со стороны вьетнамского государства предприняты следующие благоприятные меры: изменение действующих целей в проекте; предоставление налоговых снижений или освобождений согласно закону; ущерб, понесенный предприятием иностранного капитала и участниками по договору о промышленном сотрудничестве, должен быть компенсирован за вычетом из суммы налогового дохода предприятия. Кроме того, если новые положения закона, предусматривающие больше льгот, были приняты после выдачи инвестиционного разрешения, то эти положения также применимы к предприятию иностранного капитала и участникам по договору о промышленном сотрудничестве (ст. 21а).
Подобные положения в Законе об иностранных инвестициях в Российской Федерации называются гарантией от неблагоприятного изменения для иностранного инвестора и коммерческой организации с иностранными инвестициями законодательства РФ (ст. 9).
В статье 51 Положения КНР о применении закона о совместных предприятиях с китайским и иностранным капиталом указано, что плата за использование участка не подлежит изменению в течение пяти лет со времени начала пользования землей; в дальнейшем, когда экономическое развитие, изменения спроса и предложения, географических условий окружающей среды потребуют изменения, оно должно проводиться как минимум раз в три года. По мнению правоведов, настоящее положение вносит определенный вклад в стабильность отношений между заинтересованными сторонами в ходе осуществления сотрудничества в рамках совместного предпринимательства.
В отношении разрешения инвестиционных споров в Принципе разрешения споров, предусматриваемом в добровольном кодексе АТЭС прямых иностранных инвестиций, записано, что каждая из стран - участниц АТЭС признает, что споры, возникающие в связи с иностранными инвестициями, должны быть разрешены быстро путем консультаций и переговоров между сторонами по спору. Если таким образом споры не будут урегулированы, то они могут быть разрешены путем арбитражных процедур в соответствии с международными обязательствами каждого члена или путем других арбитражных процедур, приемлемых для обеих сторон.
Как правило, инвестиционным признается любой спор, который, с одной стороны, возникает между равными по своему статусу субъектами гражданского права, с другой - из отношений, связанных с инвестициями. Иными словами, акцент делается на частноправовой аспект спора, хотя на практике могут возникнуть споры и между принимающим инвестиции государством и частным лицом другого государства, рассматриваемым в принимающем государстве в качестве инвестора, по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации, по вопросам претензии к государству в случае необоснованного отказа в регистрации предприятия с иностранным инвестициями или отказа в переводе прибыли за границу, замораживания валютных счетов, досрочного прекращения концессионного договора и пр. Такие споры подлежат разрешению дружеским образом посредством примирения, консультаций между сторонами; в органах по рассмотрению инвестиционных споров; в суде; в международном арбитраже. Так, в соответствии со ст. 8 и 10 Закона об иностранных инвестициях в РФ споры о возмещении убытков при национализации и спор иностранного инвестора, возникший в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории РФ, разрешаются в соответствии с международными договорами РФ и федеральными законами в суде или арбитражном суде либо в международном арбитраже (третейском суде).
В Индонезии споры о вопросах, связанных с применением и толкованием законов, постановлений и процедур в сфере инвестиций, относятся к компетенции Управления по координации инвестиций и административного суда. Споры между акционерами/ инвесторами входят в компетенцию Индонезийской национальной арбитражной комиссии и суда. По Закону о прямых иностранных инвестициях 1967 г. споры по вопросам размера, условий или порядка выплаты компенсации при национализации подлежат разрешению дружеским образом посредством примирения или консультаций между сторонами в Управлении по координации инвестиций. В случае недостижения согласия между сторонами споры подлежат разрешению в арбитраже, в том числе в международном арбитраже, решение которого обязывает обе стороны. Подобные способы разрешения споров, связанных с инвестициями, как примирение, консультации между сторонами по спору, урегулирование споров в суде или в арбитраже и в международном арбитраже имеются во многих странах - участницах АТЭС (Малайзия, Филиппины, Сингапур, Таиланд, Вьетнам, КНР).
Согласно ст. 19, 23 и 24 Конституции Чили порядок выплаты компенсации при национализации установлен на основе взаимного соглашения между государством и экспроприированной стороной. Если между сторонами не достигнуто никакое соглашение, то выплата компенсации определена судами.
Кроме Конституции механизм разрешения споров в Чили предусмотрен в Декрет-Законе 600, согласно которому иностранные инвесторы могут представить иск на рассмотрение в соответствии с процедурой, предусмотренной в ст. 10 Декрет-Закона 600.
В КНР, как и в других странах - участницах АТЭС, споры, связанные с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельности на территории КНР, разрешаются посредством примирения в арбитраже и в суде. В китайских торговых и инвестиционных контрактах в пунктах об арбитраже в течение ряда лет часто в качестве метода урегулирования споров определяется "дружественное соглашение", применяемое до начала арбитражного разбирательства. В одном из внутренних документов Высший Народный Суд строго сформулировал сущность этого метода и определил, что пункт о разрешении споров, который не устанавливает временных рамок для достижения дружественного соглашения, будет признан недействительным по причине неопределенности и неоднозначности. Поэтому в пункте о разрешении споров должно быть прописано, что если дружественное соглашение не решает проблему в пределах установленного срока со дня некоторого официального уведомления, то любая сторона может обращаться к арбитражу. Например, в Камбодже спор подлежит урегулированию дружеским образом посредством примирения, консультаций между сторонами в течение двух месяцев (ст. 20 Закона Королевства Камбоджа об иностранных инвестициях).
В отличие от КНР, во Вьетнаме согласно ст. 24 Закона об иностранных инвестициях в случае, если сторонам по договору о промышленном сотрудничестве или по договору о совместном предприятии или договору о предприятии иностранного капитала не удалось урегулировать спор посредством переговоров и примирения, то любая из спорящих сторон передает спор во вьетнамский арбитраж, во вьетнамский суд в соответствии с законом Вьетнама, причем в договоре обязательно нужно указать пункт о назначении арбитража для разрешения споров, в нем не оговариваются временные рамки для достижения дружественного согласия. Отсутствие оговорки об установлении временных рамок в законе для достижения дружественного соглашения позволяет самим сторонам диспозитивно установить срок для передачи спора в арбитраж, а также дает возможность органам по контролю за инвестициями выполнить функцию "примирительного органа".
Анализируя положения инвестиционного законодательства стран - участниц АТЭС по правовым гарантиям иностранных инвестиций, можно прийти к выводу о том, что суть правового регулирования инвестиционных отношений сводится к тому, чтобы обеспечить условия и гарантии развития инвестиционного процесса путем предоставления иностранным частным собственникам всей триады их прав - владения, пользования и распоряжения. Таким образом, иностранной частной собственности (иностранным инвестициям) в странах - участницах АТЭС создаются условия, которые соответствуют так называемым "необязывающим" инвестиционным принципам АТЭС (недискриминационный режим, национальный режим, принцип экспроприации и компенсации, принцип репатриации и конвертируемости, принцип разрешения споров).
Ч. Пролынг,
стажер кафедры гражданского и трудового права РУДН,
научный сотрудник Института языкознания РАН,
специалист по правовому регулированию иностранных
инвестиций в странах - участницах АТЭС
"Право и экономика", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовые средства защиты иностранных инвестиций в странах - участницах АТЭС, основанные на законодательстве об иностранных инвестициях
Автор
Ч. Пролынг - стажер кафедры гражданского и трудового права РУДН, научный сотрудник Института языкознания РАН. Специалист по правовому регулированию иностранных инвестиций в странах - участницах АТЭС
Родился 11 июля 1969 г. в г. Пномпень, Королевство Камбоджа. В 2000 г. окончил РУДН.
Автор ряда работ по проблемам инвестиций в странах - участницах АТЭС.
"Право и экономика", 2005, N 10