Инвестиционный налоговый кредит: Как получить и стоит ли игра свеч?
Попытки помочь бизнесу и облегчить налоговое бремя путем предоставления льгот и отсрочек по налогам в России предпринимались неоднократно. Впервые термин легальной государственной помощи бизнесу появился в 1992 году, именовался - налоговый инвестиционный кредит и регулировался Законом РФ от 20.12.1991 N 2071-1 "Об инвестиционном налоговом кредите". В условиях правового хаоса 1992-1996 годов инвестиционный налоговый кредит не получил широкого распространения, т.к. существовали пробелы в праве, позволявшие вообще не платить налоги.
Движение России по пути кодификации законодательства постепенно сформировало устойчивое правовое поле и на фоне экономической стабилизации позволило налогоплательщикам планировать на среднесрочную перспективу свои доходы, расходы и существенные юридические условия ведения бизнеса.
Совокупность описанных факторов позволила шире использовать банковское кредитование, налоговое планирование и налоговую оптимизацию. Заметное место в налоговом планировании стало принадлежать налоговому кредитованию.
Появление инвестиционного налогового кредита в НК РФ
Качественные изменения в порядке налогового кредитования произошли в 1998 г. в связи с принятием части 1 Налогового кодекса и ФЗ "О введении в действие части I НК РФ", отменившими, в том числе, Закон "Об инвестиционном налоговом кредите" 1991 года. Вместо отмененного акта появились ст. 65 "Порядок и условия предоставления налогового кредита" и ст. 66 "Инвестиционный налоговый кредит" НК РФ.
Сегодня семилетняя история налогового кредитования получила новый импульс развития, выразившийся в принятии Федеральной налоговой службой России Порядка организации работ по предоставлению отсрочки, рассрочки, налогового кредита, инвестиционного налогового кредита по уплате налогов и сборов, а также пени, утв. приказом от 30.03.2005 N САЭ-3-19/127. Принятый акт обобщил практику предоставления инвестиционных и налоговых кредитов, а также уточнил процедурную составляющую получения кредита, унифицировав документальные формы данного процесса.
Кроме того, Правительством РФ в постановлении от 02.03.2005 N 107 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2005 год" на 2005 год установлен лимит предоставления налоговых кредитов, рассрочек и отсрочек уплаты федеральных налогов и сборов в размере, не превышающем 1000 млн. руб.
Перспективы налогового кредитования в России достаточно оптимистичные. Это связано с тем, что за последние 10 лет доля денежных средств, направленных на капитальные вложения предприятиями основных отраслей экономики, стремительно сокращалась, а это привело к всплеску техногенных аварий и катастроф, включая последнее отключение электроэнергии в Москве. Налоговое кредитование призвано стимулировать инвестирование в модернизацию основных средств и интенсификацию капитальных вложений.
Одновременно, налоговое кредитование слабо применимо к наиболее выгодным сферам предпринимательской деятельности - торговле и финансовой сфере, в которых присутствует более быстрый оборот капитала и высокая норма чистой прибыли, т.к. условия предоставления кредита (как и идеология самого института налогового кредитования) ориентированы на наличие капитальных вложений в новые технологии и производства.
Что выгоднее?
Для первоначального понимания сути налогового кредитования необходимо определиться с терминологий. Налоговый кодекс выделяет две самостоятельные формы отсрочки или рассрочки налоговых платежей: налоговый кредит и инвестиционный налоговый кредит.
Налоговый кредит - это изменение срока уплаты налога при наличии оснований, предусмотренных статьей 64 НК РФ, на срок от одного до шести месяцев, с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности.
Инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организация, при наличии оснований, указанных в статье 67 НК РФ, получает возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов.
При внешнем лингвистическом сходстве, данные понятия имеют существенные различия, которые отчетливо проявляются при сравнении по следующим критериям:
- условия (случаи) предоставления;
- срок кредитования;
- размер кредита;
- процентная ставка по кредиту;
- виды налогов, по которым производится кредитование;
- возможность досрочного возврата кредита (зачет);
- статус кредитора и статус заемщика.
Для удобства восприятия данных проведем сравнение в форме таблицы.
Таблица
Сравнение налогового кредита и инвестиционного налогового кредита
Критерий | Налоговый кредит | Инвестиционный кредит | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | Условия (случаи) предос- ставления |
1) причинение заемщику ущерб в результате стихийного бедст- вия, техногенной катастрофы или иных обстоятельств непрео- долимой силы; 2) задержки заемщику финанси- рования из бюджета или оплаты выполненного этим лицом госу- дарственного заказа; 3) угрозы банкротства заемщика в случае единовременной выпла- ты им налога |
1) проведение заемщиком научно-исс- ледовательских или опытно-конструк- торских работ, либо технического пе- ревооружения собственного производ- ства; 2) осуществление заемщиком внедрен- ческой или инновационной деятельнос- ти*(1), в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов; 3) выполнение заемщиком особо важно- го заказа по социально-экономическо- му развитию региона или предоставле- ние им особо важных услуг населению |
2 | Срок кредитования | от 3 месяцев до 1 года | от 1 года до 5 лет |
3 | Размер кредита | не более суммы ущерба или за- держки финансирования |
от 30% до 100% стоимости работ (иму- щества) |
4 | Процентная ставка по кредиту*(2) |
от 0% до 6,5% годовых | от 6,5% до 13% годовых |
5 | Виды налогов, по которым производится кредитова- ние |
федеральные, региональные, местные налоги |
налог на прибыль (в части, зачисляе- мой в региональный и местные бюдже- ты), а также по региональным и мест- ным налогам |
6 | Возможность досрочного возврата кредита (зачет) |
да, без процентов возможен за- чет в счет переплаты (напри- мер по экспортному НДС) |
да, без процентов |
7 | Статус кредитора | Федеральная, региональная и местная налоговые службы |
федеральная, региональная и местная налоговые службы, с участием про- фильных комитетов региональных орга- нов исполнительной власти субъектов РФ и/или муниципальных образований |
8 | Статус заемщика | налогоплательщик | налогоплательщик |
9 | Поручительство | преимущественно, да | преимущественно, нет |
10 | Общие требования к заем- щикам |
отсутствие: - возбужденного уголовного дела по налогам и сборам, - административного производства по налогам и сборам, - оснований полагать, что кредит получается с целью уклонения от налогов; отсутствие задолженности по региональным и местным налогам; наличие оснований на право получения кредита |
Чем регулируется?
На федеральном уровне. Пунктом 12 ст. 64 НК РФ установлено право субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать дополнительные основания и условия предоставления инвестиционных и налоговых кредитов в части уплаты региональных и местных налогов, соответственно.
На региональном уровне. Правомочие по предоставлению инвестиционных налоговых кредитов реализовали многие субъекты РФ. Наилучшая практика их применения сложилась в трех наиболее инвестиционно-привлекательных регионах России: Москва и Московская область, Ленинградская область и Краснодарский край. Динамика инвестиционных процессов в указанных субъектах РФ способствует развитию инвестиционного кредитования, а заинтересованность руководства данных регионов в привлечении инвесторов создает максимально привлекательные предложения в вопросах налогообложения.
Так, в Краснодарском крае принят Закон от 07.07.2000 N 280-кз "Об инвестиционном налоговом кредите", аналогичный Закон имеет и Ленинградская область от 08.11.1999 N 56-оз. Как видно из реквизитов нормативных актов, история регионального инвестиционного кредитования насчитывает уже более 5 лет. Прямым свидетельством эффективности законодательства в указанных регионах служит динамика роста инвестиций в них.
Как получить?
Документы. Для получения инвестиционного налогового кредита заемщику потребуется представить в профильный комитет исполнительного органа власти*(3) субъекта РФ (муниципального образования) следующий перечень документов в виде нотариально удостоверенных копий:
1. Устав со всеми изменениями и дополнениями;
2. Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
3. Учредительный договор (при его наличии);
4. Протокол об избрании единоличного исполнительного органа (директора);
5. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
6. Справка комитета статистики;
7. Доверенность на представление интересов инвестора;
8. Бизнес-план на период окупаемости;
9. Заявление на заключение договора об осуществлении инвестиционной деятельности и предоставление в рамках данного договора режима наибольшего благоприятствования.
Практика получения инвестиционных налоговых кредитов свидетельствует о том, что вышеперечисленный перечень не является исчерпывающим и, как правило, дополняется следующими документами:
- справкой от юридического лица о средней заработной плате по предприятию за 12 месяцев. Для соискателей инвестиционных кредитов отметим, что размер указанной зарплаты будет сравниваться со средним размером минимальной заработной платы, установленной в данной местности. Поэтому при составлении указанной справки необходимо учитывать местный размер минимальной заработной платы (не путать с МРОТ - минимальным размером оплаты труда, устанавливаемым на федеральном уровне, обычно в нереально низком размере). В случае, если средняя заработная плата окажется меньше местного минимального ее размера, то заемщику может быть отказано в предоставлении кредита;
- справкой о численности сотрудников предприятия-заемщика. Рекомендуемая численность - от 60 человек. Формальную численность на дату составления справки можно "увеличить" путем заключения срочных трудовых договоров с уже имеющимися сотрудниками и "незначительной корректировки" штатного расписания;
- бухгалтерскими балансами за последний отчетный период и предшествующий календарный год. Структура представленного баланса может сравниваться с исходными данными, использованными в бизнес-плане на предмет проверки достоверности расчетов;
- данными о предполагаемых сроках и источниках погашения инвестиционного налогового кредита;
- расчетом налога, по которому возможно предоставление инвестиционного налогового кредита, заверенным налоговой инспекцией;
- правоустанавливающими документами на имущество, которое может быть предметом залога, либо принадлежит заявленному поручителю.
Как видно из представленного перечня, самым специфическим документом из необходимого является бизнес-план. Практика общения с потенциальными заемщиками инвестиционных кредитов выявила небрежное отношение последних к данному документу. Нередко приходится сталкиваться с "бизнес-планами", составленными самими заемщиками, которые, собственно, и образуют основную статистику по отказам в предоставлении инвестиционных налоговых кредитов.
Стоит помнить: отсутствие задолженности по налогам и возбужденных уголовных дел совершенно не приближает вас к "заветному кредиту", ведь единственный фактор, зримо подтверждающий ваши отличия от иных добропорядочных заемщиков - это бизнес-план. От тщательности, глубины и реалистичности составления данного документа зависит не только сама возможность получения кредита, но и будущее вашей компании на весь срок кредитования. Вся будущая финансово-хозяйственная деятельность заемщика в дальнейшем сравнивается и оценивается (в том числе налоговыми органами) на основе параметров, заданных и утвержденных в бизнес-плане.
В связи с изложенным, настоятельно рекомендуем доверить составление бизнес-плана опытным специалистам. Особо следует учитывать, что практически при всех администрациях (региональных и местных) существует список аккредитованных консалтинговых компаний, специально уполномоченных на разработку бизнес-планов. Такие компании учитывают всю "специфику местных требований" к документу и за "определенное вознаграждение", чаще легальное, помогут вам согласовать основные параметры бизнес-плана с профильным комитетом, что практически гарантирует получение инвестиционного кредита.
Сложившаяся практика деятельности аккредитованных консалтинговых компаний совершенно не исключает "рыночную конкуренцию". Однако бизнес-планы, подготовленные не аккредитованными компаниями, естественно, за плату, подлежат обязательной "экспертизе" аккредитованными консультантами. Подобные требования устанавливаются внутренними распоряжениями региональных и местных администраций, заинтересованных в наличии "специально уполномоченных и профессиональных" специалистов в бизнес-планировании.
Наряду с требованиями к процедуре разработки бизнес-плана, следует учитывать и требования к его содержанию.
Бизнес-план - Конституция на пять лет
Итак, содержание, требования и форма бизнес-плана установлены постановлением Правительства РФ от 22.11.1997 N 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития РФ и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития РФ".
В соответствии с указанным постановлением Правительства РФ, структура бизнес-плана выглядит следующим образом:
1. Вводная часть (резюме проекта), описывающая общую характеристику, название, цели и доказательства его выгодности;
2. Анализ положения дел в отрасли, общую характеристику потребности в выпускаемой продукции и объемы ее производства в регионе (стране, мире - в зависимости от планируемого ареала продвижения продукта). Значимость данного производства для экономического и социального развития региона;
3. Производственный план с программой производства и реализации продукции;
4. Маркетинговый план, учитывающий: организацию сбыта и качественные характеристики сбытовой сети; обоснование объема инвестиций, связанных с реализацией продукции; расчет торгово-сбытовых издержек;
5. Организационный план состоит из общих сведений о претенденте, его юридическом статусе, размере уставного капитала;
6. Финансовый план, который является ключевым разделом, где детализируются статьи затрат по проекту и определяется экономическая эффективность проекта.
Наряду с обязательными требованиями, установленными федеральным законодательством, субъекты РФ и муниципальные образования вправе предъявлять дополнительные требования к бизнес-плану, предусматривающему получение инвестиционного налогового кредита. Как правило, такие требования издаются в форме Методических рекомендаций (например, постановление Правительства Ленинградской области от 30.03.1998 N 11 "Об утверждении методики расчета срока окупаемости и периода фактической окупаемости инвестиций для реализации льготного режима налогообложения").
Процедура получения кредита
Организационно процесс получения и использования инвестиционного налогового кредита подразделяется на следующие этапы:
- подготовка бухгалтерской отчетности к получению кредита, включающая улучшение структуры баланса, погашение задолженности по налогам и прочим бюджетным платежам;
- разработка бизнес-плана и сбор необходимых документов;
- представление заявления с приложениями уполномоченному госоргану;
- согласительные процедуры по проектам документов, согласование параметров бизнес-плана и размера кредита (в среднем 2 месяца);
- подписание инвестиционного договора с условиями о налоговом кредитовании (см. Пример. В Примере формы графиков (и их нумерация) приведены в соответствии с распоряжением Комитета финансов Санкт-Петербурга от 06.08.2002 N 56-р "Об утверждении положения об инвестиционном налоговом кредите". Исполнительные органы других субъектов РФ могут утверждать свои формы графиков);
- извещение налогового органа об изменениях в структуре налогового учета и налогообложения;
- формирование раздельного налогового учета объектов инвестирования;
- периодические контрольные процедуры на стадии исполнения бизнес-плана.
Пример
Договор
о предоставлении инвестиционного налогового кредита N КФ-32/415
г. Санкт-Петербург 1 сентября 2005 г.
Комитет финансов Администрации Санкт-Петербурга, именуемый в дальнейшем Комитет, в лице председателя Комитета А.П. Волкова, действующего на основании Положения, с одной стороны, и Закрытое акционерное общество "Адмиралтейская игла", ИНН 7820000012, именуемое далее Организация, в лице генерального директора И.М. Зайцева, действующего на основании Устава, с другой стороны, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 26.06.2002 N 316-28 "Об инвестиционном налоговом кредите" и согласно распоряжению Комитета финансов Санкт-Петербурга от 06.08.2002 N 56-р, заключили настоящий Договор о нижеследующем:
1. Предмет Договора
1.1. Комитет предоставляет Организации с 01.09.2005 на возвратной и платной основе инвестиционный налоговый кредит (в дальнейшем - Кредит) сроком на 24 месяца в сумме 120000000 (сто двадцать миллионов) рублей (в том числе 60000000 руб. по налогу на имущество организаций (в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга) и 60000000 руб. по налогу на прибыль организаций (в части, зачисляемой в бюджет Санкт-Петербурга)) на условиях уплаты процентов за пользование Кредитом в размере 1/2 ставки рефинансирования Центрального банка РФ под 7% годовых.
В случае изменения ставки рефинансирования Банка России в период срока действия Договора о предоставлении инвестиционного налогового кредита величина процентов за пользование Кредитом может быть изменена по согласованию сторон.
1.2. Кредит предоставляется за счет уменьшения суммы платежа по налогу на прибыль, в части, причитающейся зачислению в доход бюджета Санкт-Петербурга, в размере, не превышающем 50 процентов соответствующего платежа по налогу по каждому отчетному периоду. При этом накопленная в течение налогового периода сумма Кредита не может превышать 50 процентов суммы налога, подлежащего уплате организацией за этот налоговый период.
1.3. Указанный Кредит имеет строго целевое назначение и предназначен на модернизацию обслуживающего производства.
2. Порядок предоставления инвестиционного налогового кредита
и начисления на сумму Кредита процентов
2.1. Организация вправе уменьшать свои платежи по налогу на прибыль в части, поступающей в доход городского бюджета Санкт-Петербурга, в течение установленного настоящим Договором срока, пока сумма, не уплаченная им (накопленная сумма Кредита), не станет равной сумме Кредита, предусмотренной настоящим Договором.
2.2. Организация в каждом отчетном (ежемесячно или ежеквартально) периоде оформляет с налоговым органом протоколы по накоплению средств и начисленным процентам, которые представляет для учета в налоговые органы в течение пяти первых дней месяца, следующего за отчетным.
2.3. Накапливаемые средства кредита фиксируются налоговым органом в лицевой карточке Организации.
2.4. Начисление налоговым органом процентов за пользование Кредитом производится начиная с даты предоставления Кредита до полного его погашения и фиксируется в карточке лицевого счета Организации.
3. Обязательства сторон
3.1. Стороны обязуются выполнять все требования настоящего Договора.
3.2. Организация обязуется своевременно и в полном размере уплачивать текущие налоги и сборы во все уровни бюджетной системы.
3.3. Организация обязуется использовать Кредит строго по целевому назначению и представлять Комитету ежеквартально документы (договоры на выполнение работ, услуг или поставку оборудования и прочие документы, а также платежные документы с выписками банка), подтверждающие целевое использование полученных средств.
3.4. Организация обязуется не реализовывать и не передавать во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудование или иное имущество, приобретение которого явилось основанием предоставления Кредита.
Если в течение срока действия настоящего Договора Организация нарушит предусмотренные настоящим Договором условия реализации либо передачи во владение, пользование или распоряжение другим лицам оборудования или иного имущества, приобретение которого явилось основанием предоставления Кредита, то Организация в течение 30 дней со дня расторжения настоящего Договора обязана уплатить все неуплаченные ранее в соответствии с настоящим Договором суммы налога, а также соответствующие пени и проценты на неуплаченные суммы налога, начисленные на каждый день действия настоящего Договора, исходя из ставки рефинансирования Центрального банка РФ, действовавшей за период от заключения до расторжения настоящего Договора.
4. Порядок возврата Кредита и процентов за пользование им
4.1. Погашение Кредита производится Организацией ежемесячно (ежеквартально) в течение 2 (двух) лет в соответствии с графиком возврата.
График возврата средств согласовывается с Комитетом до подписания настоящего Договора и в случае необходимости может быть уточнен после полного накопления суммы Кредита.
4.2. Уплата процентов производится после полного получения Кредита Организацией ежемесячно в соответствии с графиком, согласованным с Комитетом.
5. Ответственность сторон
5.1. Стороны настоящего Договора несут ответственность за невыполнение своих обязательств по настоящему Договору в соответствии с законодательством РФ.
6. Внесение изменений и дополнений в Договор
6.1. Изменения и дополнения в Договор вносятся по согласию сторон в письменном виде и являются с момента их подписания уполномоченными на то лицами неотъемлемой его частью.
7. Срок действия Договора
7.1. Настоящий Договор действует с момента его подписания сторонами и до полного возврата Кредита и уплаты процентов за пользование им.
7.2. Действие настоящего Договора может быть досрочно прекращено:
а) в случае уплаты всей причитающейся суммы инвестиционного налогового Кредита и соответствующих процентов до истечения установленного срока;
б) по соглашению сторон;
в) по решению суда.
8. График погашения Кредита
8.1. Организация погашает Кредит в соответствии с графиком, утвержденным Комитетом финансов Санкт-Петербурга, приведенном в Приложении 2 к настоящему Договору, являющемся его неотъемлемой частью.
9. Разрешение споров
Споры и разногласия, связанные с исполнением настоящего договора, разрешаются в установленном законом порядке в Арбитражном суде г. Санкт-Петербурга.
10. Юридические адреса и платежные реквизиты сторон Договора
Комитет Организация
Комитет финансов Администрации Закрытое акционерное общество
Санкт-Петербурга "Адмиралтейская игла"
190000, г. Санкт-Петербург, 198035, г. Санкт-Петербург,
Вознесенский пр., д. 16 ул. Гапсальская, д. 10 корп. 3
р/счет 40201810332005101018 р/счет 40702810272000001622
в ОАО "Банк "Санкт-Петербург", в ОАО "ПромСтройБанк",
Коммерческий департамент N 1 г. Санкт-Петербург,
кор/счет 30101810900000000790 кор/счет 30101810200000000791
БИК 044030790 БИК 044030791
ИНН 7830002430 ИНН 7820000012
тел. (812) 314-56-74 тел. (812) 121-12-13
факс. (812) 319-90-09 факс. (812) 121-12-15
11. Подписи и печати
Председатель Комитета финансов Генеральный директор
Администрации Санкт-Петербурга ЗАО "Адмиралтейская игла"
А.П. Волков И.М. Зайцев
____________________ ________________________
Главный бухгалтер Главный бухгалтер
В.М. Евсюкова А.Р. Казначеев
____________________ ________________________
Приложение N 1 к Договору
о предоставлении инвестиционного
налогового кредита
от 01.09.2005 N КФ-32/415
Форма N 7
График накопления сумм инвестиционного налогового кредита
Закрытое акционерное общество "Адмиралтейская игла" 7820000012
----------------------------------------------------------------
(полное наименование налогоплательщика, его ИНН)
(в рублях)
N п/п |
Наименование налога |
Установленный срок уплаты |
Сумма налога, под- лежащая уплате по сроку согласно гра- фе 3 без учета До- говора об ИНК |
Сумма налога, на которую организация уменьшает свой пла- теж по налогу в связи с заключением Договора об ИНК |
Накапливаемая сумма инвестиционного на- логового кредита с момента его предос- тавления (нараста- ющим итогом) |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1. | налог на иму- щество органи- заций (в части, зачисляемой в бюджет Санкт- Петербурга) |
31.10.2005 | 10000000 руб. | 7500000 руб. | 7500000 руб. |
31.01.2006 | 10000000 руб. | 7500000 руб. | 15000000 руб. | ||
30.04.2006 | 10000000 руб. | 7500000 руб. | 22500000 руб. | ||
31.07.2006 | 10000000 руб. | 7500000 руб. | 30000000 руб. | ||
31.10.2006 | 10000000 руб. | 7500000 руб. | 37500000 руб. | ||
31.01.2007 | 10000000 руб. | 7500000 руб. | 45000000 руб. | ||
30.04.2007 | 10000000 руб. | 7500000 руб. | 52500000 руб. | ||
31.07.2007 | 10000000 руб. | 7500000 руб. | 60000000 руб. | ||
Итого: | - | 80000000 руб. | 60000000 руб. | - | |
2. | налог на при- быль организа- заций (в части, зачисляемой в бюджет Санкт- Петербурга) |
28.09.2005 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 2500000 руб. |
28.10.2005 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 5000000 руб. | ||
28.11.2005 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 7500000 руб. | ||
28.12.2005 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 10000000 руб. | ||
28.01.2006 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 12500000 руб. | ||
28.02.2006 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 15000000 руб. | ||
28.03.2006 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 17500000 руб. | ||
28.04.2006 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 20000000 руб. | ||
28.05.2006 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 22500000 руб. | ||
28.06.2006 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 25000000 руб. | ||
28.07.2006 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 27500000 руб. | ||
28.08.2006 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 30000000 руб. | ||
28.09.2006 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 32500000 руб. | ||
28.10.2006 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 35000000 руб. | ||
28.11.2006 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 37500000 руб. | ||
28.12.2006 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 40000000 руб. | ||
28.01.2007 | 5000000 руб. | 2500000 руб. | 42500000 руб. |
Руководитель организации ________________ И.М. Зайцев
(подпись)
Главный бухгалтер ________________ А.Р. Казначеев
(подпись)
Исполнитель Иванов И.И.
Телефон: +7 (812) 121-12-13
Приложение N 2 к Договору
о предоставлении инвестиционного
налогового кредита
от 01.09.2005 N КФ-32/415
Форма N 8
График погашения сумм инвестиционного налогового кредита и начисленных процентов
Закрытое акционерное общество "Адмиралтейская игла" 7820000012
--------------------------------------------------------------
(полное наименование налогоплательщика, его ИНН)
(в рублях)
N п/п |
Наименование налога |
Установленный срок уплаты налога (= графа 3 Графика накоп- ления) |
Накапливаемая сумма ИНК с мо- мента его пре- доставления (= графа 5 Гра- фика накопления) |
Сумма ИНК, под- лежащая погаше- нию, в рублях |
Срок уплаты сумм ИНК |
Срок уплаты на- численных про- центов по дого- ру об ИНУ |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | налог на иму- щество органи- заций (в час- ти, зачисля- емой в бюджет Санкт-Петербу- рга) |
31.10.2005 | 7500000 руб. | 60000000 руб. | 31.10.2007 | в течение пяти дней со срока, установленного в гр.6 для уп- латы данной суммы ИНК |
31.01.2005 | 7500000 руб. | |||||
30.04.2006 | 7500000 руб. | |||||
31.07.2006 | 7500000 руб. | |||||
31.10.2006 | 7500000 руб. | |||||
31.01.2007 | 7500000 руб. | |||||
30.04.2007 | 7500000 руб. | |||||
31.07.2007 | 7500000 руб. | |||||
Итого: | - | 60000000 руб. | 60000000 руб. | - | - | |
2. | налог на при- быль организа- ций (в части, зачисляемой в бюджет Сакт- Петербурга |
28.09.2005 | 2500000 руб. | 60000000 руб. | 28.09.2007 | в течение пяти дней со срока, установленного в гр.6 для уп- латы данной суммы ИНК |
28.10.2005 | 2500000 руб. | |||||
28.11.2005 | 2500000 руб. | |||||
28.12.2005 | 2500000 руб. | |||||
28.01.2006 | 2500000 руб. | |||||
28.02.2006 | 2500000 руб. | |||||
28.03.2006 | 2500000 руб. | |||||
28.04.2006 | 2500000 руб. | |||||
28.05.2006 | 2500000 руб. | |||||
28.06.2006 | 2500000 руб. | |||||
28.07.2006 | 2500000 руб. | |||||
28.08.2006 | 2500000 руб. | |||||
28.09.2006 | 2500000 руб. | |||||
28.10.2006 | 2500000 руб. | |||||
28.11.2006 | 2500000 руб. | |||||
28.12.2006 | 2500000 руб. | |||||
28.01.2007 | 2500000 руб. | |||||
28.02.2007 | 2500000 руб. | |||||
28.03.2007 | 2500000 руб. | |||||
28.04.2007 | 2500000 руб. | |||||
28.05.2007 | 2500000 руб. | |||||
28.06.2007 | 2500000 руб. | |||||
28.07.2007 | 2500000 руб. | |||||
28.08.2007 | 2500000 руб. | |||||
Итого: | - | 60000000 руб. | 60000000 руб. | - | - |
Примечание. Итоговая графа столбца 4 Графика погашения сумм инвестиционного налогового кредита и начисленных процентов должна быть равна итоговой графе столбца 5 Графика.
Руководитель организации ________________ И.М. Зайцев
(подпись)
Главный бухгалтер ________________ А.Р. Казначеев
(подпись)
Исполнитель Иванов И.И.
Телефон: +7 (812) 121-12-13
Что хорошо инвестору, то хорошо государству
К инвестиционному налоговому кредиту относятся многие признаки обычного банковского кредита. Наиболее существенными признаками рассматриваемого кредита являются: статус кредитора - уполномоченный государственный орган и существенные экономические условия кредита, закрепленные законодательно.
Экономический эффект заемщика
До получения любого, в том числе налогового, кредита финансовым службам предприятия - потенциального заемщика, необходимо рассчитать два существенных условия, определяющих экономическую эффективность проекта:
1. Ожидаемую норму чистой прибыли (чистый денежный поток), которую предполагается получить от реализации инвестиционного проекта. Данный показатель зависит от сферы деятельности заемщика, срока оборота капитала и объема затрат, необходимых для достижения расчетной нормы прибыли. В расчет затрат включаются и расходы на уплату налогов, возможность дисконтирования которых предоставляет инвестиционный налоговый кредит. Соответственно, чем выше налоговая нагрузка, тем выше срок окупаемости и ниже норма чистой прибыли предприятия;
2. Реальную ставку процента за пользование кредитом, которая находится в непосредственной связи со ставкой рефинансирования ЦБ РФ.
На основе данных, приведенных в сравнительной таблице (см. ранее) и числовых значений нормы прибыли и ставки процентов можно рассчитать экономическую эффективность инвестиционного проекта с использованием инвестиционного налогового кредита и принять управленческое решение о целесообразности его привлечения для конкретного предприятия. Сравнительными индикаторами в таком расчете станут:
- срок окупаемости проекта - период полного возврата инвестиций;
- объем прямых затрат на реализацию проекта;
- чистая прибыль инвестора.
Организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, вправе уменьшать свои платежи по соответствующему налогу в течение срока действия договора об инвестиционном налоговом кредите.
При расчете экономической эффективности инвестиционного проекта с использованием инвестиционного налогового кредита необходимо учитывать следующие условия:
1. Уменьшение производится по каждому платежу соответствующего налога, по которому предоставлен инвестиционный налоговый кредит, за каждый отчетный период до тех пор, пока сумма, не уплаченная организацией в результате всех таких уменьшений (накопленная сумма кредита), не станет равной сумме кредита, предусмотренной инвестиционным договором. Процедурно порядок уменьшения налоговых платежей определяется в соответствующих положениях инвестиционного договора;
2. При наличии у заемщика более одного действующего договора об инвестиционном налоговом кредите, накопленная сумма кредита определяется отдельно по каждому из этих договоров. При этом увеличение накопленной суммы кредита производится вначале в отношении первого (по сроку заключения договора), а при достижении этой суммы заемщик может увеличивать накопленную сумму кредита по следующему договору;
3. При наличии у предприятия убытков по результатам отдельных отчетных периодов (в течение налогового периода), либо убытков по итогам всего налогового периода, излишне накопленная по итогам налогового периода сумма кредита переносится на следующий налоговый период и признается накопленной суммой кредита в первом отчетном периоде нового налогового периода;
4. В каждом отчетном периоде суммы, на которые уменьшаются платежи по налогу, не могут превышать 50 процентов размеров соответствующих платежей по налогу, определенных по общим правилам налогообложения без учета договоров об инвестиционном налоговом кредите.
Экономический эффект государства
Эффект от инвестиционного налогового кредитования получает не только заемщик (инвестор), но и государство, как основной регулятор рыночных отношений. Государственные выгоды от этого проявляются в следующем:
- государство получает доход в форме дополнительных поступлений по всем налогам, возникшим в результате исполнения инвестиционного проекта, под который предоставлялся кредит, а также сумму уплачиваемых заемщиком процентов от размера полученного кредита. Прогнозируемый государственный доход от инвестиционного налогового кредита при первоначальных расчетах подлежит уменьшению на расходы, недополученные бюджетом за счет налоговых льгот, предоставленных заемщику;
- косвенный налоговый эффект от роста производительности заемщика и увеличения численности персонала, либо роста его зарплат;
- осуществляется управление перераспределением между отдельными отраслями экономики инвестиций, направляемых на решение стратегических государственных задач. В настоящее время наибольший объем инвестиционных налоговых кредитов приходится на долю предприятий сырьевого сектора экономики: энергетики, нефтедобычи и добычи полезных ископаемых, добычи и переработки природных ресурсов (особенно лесопереработка);
- осуществляется экономическое регулирование региональных макроэкономических показателей: потребление, накопление, инвестирование через управление объемом взимаемых налогов и предоставленных льгот.
Стоит ли браться?
Изучив основные механизмы и процедуры получения инвестиционного налогового кредита, обратимся к главному вопросу - брать или не брать? Мнения практиков по данному вопросу разделились.
Для немногочисленных крупных компаний с белыми зарплатами и прозрачным бухгалтерским учетом инвестиционный налоговый кредит имеет прямые показания, для большинства же остальных предприятий инвестиционный налоговый кредит вместо экономии на заемных средствах может повлечь затраты на налоговые проверки и локализацию их последствий.
Итоговое решение остается за собственником, с учетом того, что денежные средства можно привлечь не только посредствам получения налогового кредита, но и иными законными способами, не содержащими риска общения с налоговыми органами.
Что делать если отказали?
В случае, если вам было отказано в предоставлении инвестиционного налогового кредита, в Арбитражном суде следует оспаривать не факт не заключения договора, а ненормативный акт ответчика - налогового органа об отказе в предоставлении кредита, в порядке ст. 197 главы 24 Арбитражно-процессуального кодекса РФ. В случае, если у финансового органа имелась возможность предоставить инвестиционный налоговый кредит (имелся неизрасходованный лимит бюджетных средств, предусмотренных в порядке п. 5 ст. 53, п. 4 ст. 59, п. 4 ст. 64 Бюджетного кодекса РФ), то налогоплательщик имел законное право на его использование для изменения срока уплаты налогов. И при выполнении организацией всех законно установленных условий финансовый орган должен удовлетворить заявление предприятия. В случае же, если лимита нет, то, как известно, на нет и суда тоже нет.
* * *
Окончательный ответ на вопрос "брать или не брать" может сформулировать лишь собственник, неоднократно взвесивший все расходы на получение такого кредита и последующие налоговые риски с потенциальными финансовыми выгодами, которые предлагает государство.
М.М. Меркулов,
к.ю.н., руководитель Юридического департамента ЗАО "МКД" PKF
В.С. Давыдов,
зам.руководителя Юридического департамента ЗАО "МКД" PKF
"Налоговый учет для бухгалтера", N 10, октябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Под инновационной деятельностью, в соответствии с совместным письмом Инновационного совета при председателе Совета министров РСФСР от 19.04.1991 N 14-448 и Министерства финансов РСФСР от 14.05.1991 N 16/135, понимается деятельность по созданию и использованию интеллектуального продукта, доведению новых оригинальных идей до их реализации в виде готового товара на рынке. В частности: организация экспертиз, внедрение и тиражирование объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и техники, а также создание опытных образцов, проведение опытных испытаний, создание и передача новых образцов техники, технологий и научно-технической документации, подготовка производства, проведение научно-исследовательских, проектных, опытно-конструкторских, маркетинговых исследований с целью создания образцов новой техники и технологий. Отдельные положения инновационной деятельности раскрываются в ФЗ от 23.08.1996 N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".
*(2) Ставка по налоговым кредитам равна доле банковской ставки рефинансирования. Так, на 25.07.2005, в соответствии с телеграммой Банка России от 11.06.2004 N 1443-У, такая ставка рассчитывается, исходя из 13%. Пунктами 6.1-6.3 Приложения N 1 к приказу ФНС России от 30.03.2005 N САЭ-3-19/127 установлены случаи применения конкретной процентной ставки к определенному основанию возникновения права на кредит и сроку кредитования. В сравнительной таблице процентные ставки приводятся как интервал минимальных и максимальных значений.
*(3) решение об изменении сроков уплаты федеральных налогов и сборов принимает учреждение, уполномоченное по контролю и надзору в области налогов и сборов (письмо ФНС России от 22.10.2004 N САЭ-6-19/175@). Поэтому вопрос о том, куда подавать документы на право получения инвестиционного налогового кредита, не имеет однозначного решения, ввиду чего рекомендуется подавать документы одновременно в два органа: налоговую инспекцию и уполномоченный исполнительный орган власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru