Консолидация группы компаний для целей
составления отчетности по МСФО
В данной статье рассматриваются вопросы консолидации финансовой отчетности с целью получения информации о финансовом состоянии и результатах деятельности группы компаний в целом.
Трудно переоценить значение консолидированной отчетности. Ведь, складывая показатели всех компаний, входящих в группу, и удаляя внутригрупповые обороты, мы можем получить отчетность нескольких фирм, входящих в группу, как единую отчетность предприятия. Эта единая отчетность и называется консолидированной. Она показывает финансово-экономическое положение и результаты деятельности группы в целом, что более важно как для управления компанией, так и для инвестора, вкладывающего деньги в любое предприятие группы.
Формирование группы предприятий для включения
в консолидированную отчетность
Особенностями консолидации по МСФО, а также по американским стандартам ГААП, является привязка способа консолидации к наличию контроля над дочерней фирмой. Таким образом, в крайнем случае, если предприятие не имеет ни одного процента акций фирмы, но обладает контролем над ней, то такая фирма будет считаться дочерней и ее надо будет включать в консолидированную отчетность группы. Естественно, будет использоваться так называемый метод покупки. Однако, так как вознаграждение за дочернюю фирму не было уплачено, то, согласно методу покупки, в консолидированную отчетность войдет не только 100% чистых активов дочерней компании, но и гудвил - тот нематериальный актив, который "позволил" нам получить дочернюю компанию бесплатно.
В зависимости от формы контроля, косвенным показателем которого является доля в собственности дочерней компании (или процент акций), существует несколько методов консолидации. Формально свидетельством наличия контроля является владение прямо или косвенно более 50% голосующих акций компании. При доле менее 20% финансового вложения таковое учитывается по себестоимости. При доле от 20 до 50 % инвестируемая фирма называется ассоциированной и ее отчетность включается в консолидированную отчетность группы по методу долевого участия. Методы консолидации финансовой отчетности представлены в таблице "Методы консолидации".
Таблица
Методы консолидации
N |
Доля инвестора |
Тип группы |
Метод консолидации |
Регулиро- вание |
Правила |
1. | менее 20% | Инвестор и инвес- тируемая компания |
По себестоимости | МСФО 39 | Инвестиции отражаются по стоимости финансового вло- жения. |
2. | 20-50% | Инвестор и ассоци- ированная компания |
Метод долевого участия |
МСФО 28 | Инвестиции в ассоциирован- ную компанию отражаются по первоначальной стоимости на дату покупки и увеличивают- ся (уменьшаются) на долю инвестора в сумме прибыли (убытка) ассоциированной компании. |
3. | 50%-100% | Материнская и до- черняя компания |
Метод покупки | МСФО 3 МСФО 27 |
Активы компании оцениваются по справедливой стоимости на дату приобретения. Раз- ница между справедливой стоимостью чистых активов и справедливой стоимостью уп- лаченного вознаграждения отражается как гудвил с дальнейшей его ежегодной переоценкой. Если доля ин- вестора менее 100%, рассчи- тывается доля меньшинства. Исключаются инвестиции ма- теринской компании, капитал дочерней компании и резуль- таты внутрифирменных опера- ций. |
4. | Полный конт- роль над при- надлежащей до- лей |
Инвестор и совмес- тное предприятие |
Пропорциональный метод |
МСФО 31 | Каждая статья участвующей компании суммируется с ее частью в совместном пред- приятии за исключением ин- вестиций и капитала совмес- тного предприятия. |
5. | Инвестиции в компании, удерживаемые для продажи |
Инвестор и инвес- тируемая компания |
Метод учета инвес- тиции по справед- ливой стоимости |
МСФО 5 | Стоимость инвестиции, удер- живаемой на продажу, отра- жается в балансе инвестора по справедливой стоимости (переоценивается), перео- ценка относится на прибыли или убытки периода. |
Для удаления двойного учета одних и тех же операций при консолидации финансовой отчетности удаляется весь внутригрупповой оборот. Это и понятно. Нет смысла в отражении прибылей и убытков при продаже товара от одной компании группы другой.
В целях консолидации финансовой отчетности необходимо распространить единые правила учета операций (учетную политику) на все компании, входящие в группу. Данная процедура может быть легко реализована при наличии контроля над дочерними компаниями. Единые правила учета операций благотворно скажутся на управляемости компании и "едином корпоративном духе".
Особенности финансового учета при слияниях и поглощениях (M&A)
Как известно, последние два десятилетия ознаменовались быстрым развитием интеграционных процессов в различных отраслях экономики, что привело к созданию групп предприятий - концернов, корпораций, финансово-промышленных и банковских групп. В российских условиях эти процессы развивались по двум сценариям.
Согласно первому сценарию, нехарактерному для всего мира, формирование групп компаний проходило в период формирования рыночной экономики. Подчас создание множества компаний было обусловлено желанием минимизировать налогообложение или экономические риски собственности. Множество компаний разрознены в силу исторического фактора.
Согласно второму сценарию, характерному для остальных стран мира, в период укрупнения бизнеса собственники начинают осознавать преимущества, достигаемые слияниями и поглощениями, а именно: эффект от масштаба деятельности, выгоду от вертикальной или горизонтальной интеграции и т.п.
Немногие проблемы экономической теории и практики вызывают более жаркие дискуссии, чем проблемы слияния и поглощения (Mergers and Acquisitions, M&A) компаний. Сталкиваются абсолютно противоположные точки зрения на целесообразность и эффективность подобной реструктуризации компаний: некоторые рассматривают слияния как важный источник повышения результативности деятельности компаний; другие считают их только отражением властных инстинктов менеджеров, чье стремление снижает, а не повышает эффективность компании. Но какие бы ни существовали мнения по этому вопросу, слияния и поглощения компаний - это объективная реальность сегодняшнего российского бизнеса, которая должна находить отражение в учете.
Существует два метода финансового учета при слияниях и поглощениях - покупка активов и объединение интересов.
Между этими методами существует значительная разница. Рассмотрим различия этих двух методов на примере.
Пример
Компания А покупает компанию Б, что приводит к созданию группы АБ.
Балансы компаний до объединения:
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
Чистые оборотные активы | 2,0 | Долги | 3,0 |
Внеоборотные активы | 8,0 | Акционерный капитал | 7,0 |
Баланс компании Б до объединения бизнеса, млн. долл.
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
Чистые оборотные активы | 0,1 | Долги | 0,0 |
Внеоборотные активы | 0,9 | Акционерный капитал | 1,0 |
В соответствии с методом объединения интересов все строки баланса складываются:
Баланс группы компаний АБ по методу слияния интересов, млн. долл.
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
Чистые оборотные активы | 2,1 | Долги | 3,0 |
Внеоборотные активы | 8,9 | Акционерный капитал | 8,0 |
По методу покупки при условии, что компания А купила компанию Б за 1,8 млн. долл., баланс группы АБ будет выглядеть следующим образом:
Баланс группы компаний АБ по методу покупки, млн. долл.
Актив | Сумма | Пассив | Сумма |
Чистые оборотные активы | 2,1 | Долги | 3,0 |
Внеоборотные активы | 8,9 | Акционерный капитал | 8,8 |
Гудвил | 0,8 |
Почему же компания А переплатила 800 тыс. долл. над стоимостью чистых активов компании Б? Ведь стоимость чистых активов равна 0,1 + 0,9 = 1 млн. долл. Однако компания А могла платить за нематериальные активы, которые не числятся на балансе Б. Такими неосязаемыми нематериальными активами могут являться многообещающий продукт или технология, развитая компанией Б. Или такая премия может быть уплачена за дополнительные экономические выгоды от объединения бизнеса (например, эффект масштаба).
В рассмотренном примере переплата 800 тыс. долл. попала в нематериальный актив - гудвил, который должен будет со временем перенести свою стоимость на расходы периода. До 2001 года в США это достигалось путем амортизации гудвила в течение 40 лет (в МСФО до 2003 года - амортизацией гудвила в течение 20 лет). После этого как ГААП США, так и МСФО начали требовать переоценки гудвила и списания обесценения в убытки.
Метод слияния интересов не показывает расходов по амортизации или обесценению гудвила в течение последующих лет, оставляя прибыль завышенной. Поэтому метод слияния интересов запрещен с 2001 и 2003 годов соответственно в ГААП США и МСФО.
Сегментирование отчетности
Сегментирование отчетности представляет собой выделение активов и результатов деятельности, приходящихся на определенный сегмент бизнеса (МСФО 14 "Сегментная отчетность"). Сегментирование в консолидированной отчетности - это некоторый "шаг назад". С одной стороны, мы "сложили" компании группы в консолидированную отчетность. С другой стороны, мы должны представить отдельно отчетность по сегментам, выделение которых по МСФО обычно связано с отделением видов деятельности, выручка которых превышает 20% выручки всей группы. То есть мы снижаемся на уровень вниз - на уровень различных бизнесов, сегментов. Сегменты могут совпадать с компаниями группы, а могут отличаться от них. Здесь играет роль приоритет экономического содержания над юридической формой, так как один бизнес может вестись как в пределах части юридически выделенной компании группы, так и целиком в компании группы, и в нескольких компаниях группы.
Сегментирование обязательно. Оно позволяет видеть, какие инвестиции вложены в сегмент (активы сегмента), а также результаты работы этого сегмента. На основании этого можно принимать управленческие решения - развивать сегмент или продать его.
Порядок действий при консолидации
Такой порядок включает в себя получение индивидуальной отчетности по МСФО компаний группы, а также технические операции, включающие элиминирование внутригрупповых операций, расчет гудвила, расчет доли меньшинства.
Индивидуальная отчетность компании из группы
Получение индивидуальной отчетности по МСФО компаний группы должно быть реализовано на основании единых принципов получения бухгалтерских данных, поэтому должна применяться единая учетная политика, "спущенная" от материнской компании другим компаниям группы. В принципе, МСФО не требует наличия полноценной отчетности по МСФО дочерних компаний - главное, чтобы элементы отчетности были получены в соответствии с единой учетной политикой по МСФО материнской компании.
Это может быть реализовано путем выпуска материнской компанией специальных форм для заполнения компаниями группы, достаточных для сведения консолидированной отчетности.
Элиминирование внутригрупповых операций
В консолидированную отчетность не следует включать показатели, характеризующие внутригрупповые операции, т.е. отношения элементов группы друг с другом.
Напрашивается аналогия с обычной финансовой отчетностью: она характеризует отношения компании с внешней средой, но никак не отношения между подразделениями, находящимися внутри компании
Технические операции: расчет гудвила
При приобретении компании выделяется нематериальный актив - гудвил. Гудвил равен разнице между справедливой стоимостью уплаченного при приобретении вознаграждения и долей приобретающей компании в справедливой стоимости чистых активов приобретаемой компании. Смысл гудвила состоит в оценке дополнительного экономического потенциала компании - когда в силу тех или иных причин предприятие способно получить дополнительные экономические выгоды, в дополнение к "обычной" прибыли от использования своих чистых активов. Причины возникновения гудвила могут быть самыми разными: эффективная маркетинговая кампания ("раскрученность" фирмы), наличие высококвалифицированной команды менеджеров, прогрессивная организация труда и эффективная мотивация персонала, устойчивая клиентская база и т.п.
В общем, гудвил при слияниях и поглощениях отражает все нематериальные активы, которые не подлежат учету по правилам бухгалтерского учета, однако приносят доход.
Расчет доли меньшинства
Расчет доли меньшинства связан с необходимостью продемонстрировать долю в консолидированных чистых активах и результатах деятельности, которые не принадлежат материнской компании.
С.В. Модеров,
руководитель отдела финансовой отчетности по международным
стандартам аудиторско-консалтинговой фирмы Институт проблем
предпринимательства (Санкт-Петербург)
"Налоговый учет для бухгалтера", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Справка к журналу "Налоговый учет для бухгалтера"
Учредитель и издатель ООО "Бизнес-Арсенал".
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-37546 от 17.09.2009.
Адрес: 105064, г. Москва, ул. Земляной Вал, д. 7/1-2, стр. 1
Тел.: (495) 482-30-58
E-mail: public@delo-press.ru