К вопросу об исчислении выслуги лет для определения размера
процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим,
проходящим военную службу по контракту
Здравствуйте, уважаемая редакция!
Искренне благодарю всех сотрудников журнала "Право в Вооруженных Силах" за честную гражданскую позицию в вопросах защиты прав военнослужащих и членов их семей, а также за своевременность, качество и доступность в понимании для широкого круга читателей проблем, о которых мы читаем на страницах популярнейшего среди военных журнала.
Вместе с тем я хотел бы поднять вопрос, который обсуждался на страницах журнала но, на мой взгляд, не исследован на 100%.
Вопрос касается исчисления выслуги лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, для назначения процентной надбавки за выслугу лет.
Размеры процентной надбавки за выслугу лет к окладам денежного содержания военнослужащих установлены п. 6 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих". В этом же пункте указано, что порядок исчисления выслуги лет для назначения указанной процентной надбавки определяется Правительством Российской Федерации.
В развитие указанного выше закона Правительство Российской Федерации 14 июля 2000 г. приняло постановление N 524 "Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей", которым утвердило Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту.
В пунктах 3 и 4 Правил предусмотрены случаи, когда в выслугу лет военнослужащих для назначения надбавки засчитывается время военной службы на льготных условиях. Также в п. 6 Правил определено, что "отдельным категориям военнослужащих в выслугу лет для назначения надбавки, в том числе на льготных условиях, включаются иные периоды военной службы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации".
К сожалению, данная норма сформулирована очень неопределенно, то есть в Правилах не указан исчерпывающий перечень "отдельных категорий военнослужащих". Это породило догадки и предположения. А именно: законно ли будет включать в выслугу лет для начисления надбавки периоды военной службы, которые засчитываются военнослужащим в льготном исчислении, в частности, в соответствии с постановлением Правительства РФ "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов, военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации" от 22 сентября 1993 г. N 941.
Начальник финансовой части нашей войсковой части считает, что п. 6 Правил на военнослужащих, проходящих военную службу по контракту и имеющих льготную выслугу лет согласно постановлению Правительства Российской Федерации N 941, не распространяется, но при этом сослаться на какой-либо нормативный правовой акт не может.
Я, в свою очередь, считаю, что раз в Федеральном законе N 76-ФЗ конкретно не указано, что в выслугу лет военнослужащим для назначения процентной надбавки за выслугу засчитываются периоды военной службы только в календарном исчислении, то п. 6 Правил, возможно, следует толковать с учетом правовых норм, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 941.
Мою точку зрения в какой-то степени разделяет кандидат юридических наук, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации, полковник юстиции В.М. Корякин, но не совсем убедительно.
В N 2 (92) научно-практического журнала "Право в Вооруженных Силах - Военно-правовое обозрение" за 2005 г. в рубрике "Социальная защита военнослужащих" В.М. Корякин опубликовал свою статью "Выслуга лет и ее роль в социальном обеспечении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы". В ней, в частности, содержатся следующие умозаключения: "...помимо исчисления срока военной службы в календарном исчислении, в ряде случаев производится льготное исчисление выслуги лет. Целью установления данного порядка исчисления продолжительности военной службы является дифференцирование количества дополнительных льгот, гарантий и компенсаций, предоставляемых военнослужащим, выполняющим (выполнявшим) задачи в особых условиях" (стр. 2). Данные утверждения, на мой взгляд, сомнению не подлежат и являются бесспорными.
Далее автор пишет: "...следует отметить, что в соответствии с действующим законодательством продолжительность военной службы в льготном исчислении учитывается только в трех случаях:
1) при определении размеров пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы;
2) при расчете продолжительности основного отпуска военнослужащих;
3) при исчислении размера процентной надбавки за выслугу лет к денежному довольствию" (стр. 2).
Пункты 1 и 2 изложенного выше абзаца также бесспорны, поскольку указанные в них правоотношения закреплены и урегулированы соответствующими законами Российской Федерации. А п. 3, возможно, противоречит Правилам исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524. К сожалению, о данном постановлении В.М. Корякин в своей работе не упоминает, что и настораживает.
Поскольку я проходил службу в отдаленной местности (станция Даурия Забайкальского района Читинской области) и имею более 2 лет и 6 месяцев льготной выслуги, то прямо заинтересован в установлении истины по спорному правоотношению. Кроме меня, в части проходят службу порядка 20 военнослужащих, выполнявших задачи в особых условиях, и решение возникшего вопроса затрагивает и их интересы.
Исходя из изложенного выше, в соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции Российской Федерации 21 апреля 2005 г. я обратился за разъяснениями к военному прокурору Костромского гарнизона полковнику юстиции Т.А. Колесникову с просьбой сообщить мне, кто относится к отдельным категориям военнослужащих, в выслугу лет для назначения надбавки которым, в том числе на льготных условиях, включаются иные периоды военной службы. Что это за периоды, порядок и условия их включения, и какими нормативными правовыми актами Российской Федерации это предусмотрено. К сожалению, до настоящего времени ответа я не получил и, очевидно, не получу.
Но исходя из личного опыта знаю, что на все вопросы, с которыми я обращался в Ваш журнал, я получал квалифицированные ответы, которые публиковались на страницах журнала. Думаю, что данный вопрос будет интересен широкому кругу читателей.
В моей статье "Выслуга лет и ее роль в социальном обеспечении военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы" ("Право в Вооруженных Силах". 2005. N 2) действительно указано, что продолжительность военной службы в льготном исчислении учитывается в трех случаях:
- при определении размеров пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы;
- при расчете продолжительности основного отпуска военнослужащих;
- при исчислении размера процентной надбавки за выслугу лет.
Подробного анализа того, каким образом в указанных трех случаях производится исчисление льготной выслуги, в данной статье не проводилось.
В связи с обращением В.К. Маркевича рассмотрим данную проблему (в части, касающейся учета выслуги лет при определении размера процентной надбавки за выслугу лет) более подробно.
В соответствии с п. 6 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" определение порядка исчисления выслуги лет для назначения указанной процентной надбавки законодатель делегировал Правительству Российской Федерации. В этих целях Правительством Российской Федерации издано постановление от 14 июля 2000 г. N 524, которым утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту (далее - Правила).
Согласно Правилам в большинстве случаев при исчислении размера указанной надбавки учитывается выслуга лет в календарном исчислении. Вместе с тем в отдельных случаях может учитываться выслуга и в льготном исчислении. Так, Правилами установлены следующие основания зачета в выслугу лет для назначения надбавки за выслугу лет на льготных условиях:
1) из расчета один месяц службы за два месяца:
- время военной службы на воинских должностях летного состава военнослужащих;
- время военной службы на воинских должностях испытателей парашютов и катапультных установок.
2) из расчета один месяц службы за полтора месяца:
- на воинских должностях, выполнение обязанностей по которым связано с систематическим совершением прыжков с парашютом;
- на воинских должностях, предусмотренных в штатах управлений океанографических экспедиций, экспедиций особого назначения, экспедиционных аварийно-спасательных отрядов, гидрографических и океанографических экспедиций, соединений кораблей и судов, военно-морских баз, флотилий, флотов;
- на воинских должностях, предусмотренных в штатах боевых кораблей и катеров, кораблей специального назначения, морских судов обеспечения, самоходных катеров и самоходных рейдовых судов обеспечения, а также в управлениях соединений кораблей и судов, экспедиций и отрядов, постоянно размещенных на кораблях и самоходных судах;
- иные периоды военной службы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Помимо исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет, законодателем установлен порядок исчисления выслуги лет для определения размера пенсии. В этих целях издано постановление Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 (подробный анализ содержания данного постановления приведен в упоминаемой выше статье).
Сравнительный анализ указанных двух постановлений Правительства Российской Федерации (т.е. от 14 июля 2000 г. N 524 и от 22 сентября 1993 г. N 941) позволяет сделать три важных вывода:
во-первых, основным принципом льготной выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет является особый характер служебной деятельности военнослужащих, связанной с повышенным риском и опасностью для жизни и здоровья (летная работа, прыжки с парашютом, служба на боевых кораблях и др.), а также привязка указанных периодов службы к исполнению обязанностей по конкретным воинским должностям. При льготном исчислении выслуги лет на пенсию, помимо этого, применяется территориальный принцип (служба в определенных местностях), а также принцип участия военнослужащих в государственно-значимых мероприятиях (война, боевые действия, миротворческие и контртеррористические операции и т.п.);
во-вторых, при определении выслуги лет для назначения пенсии законодателем установлен значительно больший по объему круг обстоятельств, когда учитывается выслуга лет в льготном исчислении, чем при исчислении выслуги лет для определения размера надбавки за выслугу лет;
в-третьих, при исчислении льготной выслуги для определения размера процентной надбавки за выслугу лет законодателем установлены два норматива такого исчисления: 1) один месяц за два месяца службы и 2) один месяц за полтора месяца службы. В то же время при льготном исчислении выслуги лет на пенсию установлены пять нормативов: 1) 1 месяц за 6 месяцев; 2) 1 за 3; 3) 1 за 2; 4) 1 за 1,5; 5) 1 за 1,3.
Таким образом, законодателем (в рассматриваемом случае - Правительством Российской Федерации) установлены два относительно самостоятельных института выслуги лет, аналогии между которыми проводить нельзя:
- выслуга лет, учитываемая при исчислении размера пенсии;
- выслуга лет, учитываемая при исчислении размера процентной надбавки за выслугу лет.
Что касается указания в постановлении Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524 на возможность зачета в льготном исчислении в выслугу лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет иных периодов военной службы, то порядок и условия такого зачета должны быть предусмотрены законодательством Российской Федерации. При этом в нормативных актах должно быть прямо указано, для каких целей устанавливается льготная выслуга лет: либо для определения размера пенсии, либо для определения размера надбавки за выслугу лет.
Отметим при этом, что в настоящее время не имеется иных, кроме постановления Правительства Российской Федерации от 14 июля 2000 г. N 524, нормативных правовых актов, которыми были бы определены периоды военной службы, засчитываемые в льготном порядке для установления размера надбавки за выслугу лет.
Резюмируя сказанное, можно вполне обоснованно утверждать, что мнение В.К. Маркевича о возможности учета при льготном исчислении выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет оснований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941, в частности периодов прохождения военной службы в отдаленных местностях, является ошибочным.
В.М. Корякин,
полковник юстиции, доктор юридических наук, начальник
юридической службы Главного управления воспитательной
работы Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
К вопросу об исчислении выслуги лет для определения размера процентной надбавки за выслугу лет военнослужащим, проходящим военную службу по контракту
Автор
В.М. Корякин - полковник юстиции, доктор юридических наук, начальник юридической службы Главного управления воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", 2005, N 10