О правовом понятии "военная организация"
Понятие "военная организация" достаточно широко используется как в законодательстве, так и в юридической литературе. В то же время представляется, что сущность указанного понятия является недостаточно определенной, рассматриваемой применительно лишь к отдельно взятой отрасли правоотношений, как правило, к гражданско-правовой.
В настоящей статье автор сделает попытку выявить сущность указанного правового понятия через рассмотрение различных способов толкования норм российского права, использующих данное понятие.
1. Первоначально рассмотрим понятие "военная организация", исходя из грамматического, текстового толкования словосочетания, основанного на его грамматическом, лексическом анализе.
Под "организацией" в Толковом словаре русского языка понимается "общественное объединение или государственное учреждение; организованность, продуманное устройство"*(1). О.А. Красавчиков, характеризуя понятие "организация", выделял четыре его значения: 1) ячейка, коллектив или иная общность лиц, связанных между собой известного рода отношениями; 2) определенная совокупность таких ячеек, коллективов и т.д., т.е. организационная система; 3) социальная структура, в рамках которой осуществляются определенные мероприятия, своего рода социальная автономия организаций в указанных выше двух смыслах; 4) деятельность по упорядочению связей, субординации и координации усилий в процессе достижения определенной цели*(2).
Также в русском языке выделяются несколько значений слова "военный": 1) обслуживающий оборону страны, потребности армии, относящийся к армии, к войскам государства; 2) основанный на законах военного времени, на законах, касающихся армии; 3) состоящий на военной службе*(3).
Таким образом, военную организацию можно охарактеризовать как коллектив либо совокупность коллективов, относящихся к армии, к войскам государства, имеющий целью обеспечение обороноспособности государства.
2. Следующий шаг - буквальное толкование понятия "военная организация" в законодательстве Российской Федерации.
Понятие "военная организация" в российском законодательстве имеет разное содержание. В Военной доктрине Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 706, говорится, что военная организация государства служит целям обеспечения военной безопасности Российской Федерации (п. 11), и устанавливается структура военной организации государства (п. 12), в состав которой включены Вооруженные Силы Российской Федерации, составляющие ее ядро и основу обеспечения военной безопасности, другие войска, воинские формирования и органы, предназначенные для выполнения задач военной безопасности военными методами, органы управления ими, а также часть промышленного и научного комплексов страны, предназначенная для обеспечения задач военной безопасности. Исходя из указанных определений можно предположить, что в самом широком смысле российское законодательство относит к военным организациям самостоятельные структуры, входящие в военную организацию государства, которые, в свою очередь, можно разделить на три крупные составляющие: 1) Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, решающие задачи военной безопасности военными методами; 2) органы управления войсками, воинскими формированиями и органами, не входящие в состав этих войск, воинских формирований и органов*(4). К ним можно отнести Министерство внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее управление внутренними войсками указанного министерства*(5), Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющее управление войсками гражданской обороны*(6); 3) организации промышленного и научного комплексов страны, предназначенные для обеспечения задач военной безопасности*(7).
В соответствии с п. 1 ст. 10 Федерального закона "Об обороне" Вооруженные Силы Российской Федерации являются государственной военной организацией, составляющей основу обороны страны. Вооруженные Силы Российской Федерации состоят из центральных органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей и организаций, которые входят в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации, в Тыл Вооруженных Сил Российской Федерации и в войска, не входящие в виды и рода войск Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 11 Федерального закона "Об обороне"). Следует отметить, что другие войска, воинские формирования и органы в отличие от Вооруженных Сил Российской Федерации в текстах соответствующих федеральных законов и нормативных правовых актов, регламентирующих их статус и деятельность, к государственным военным организациям не отнесены.
В текстах ряда федеральных законов также используется понятие "военная организация". Так, в соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального конституционного закона "О референдуме Российской Федерации" от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ членами комиссий референдума с правом совещательного голоса не могут быть лица, замещающие командные должности в воинских частях, военных организациях и учреждениях. Аналогично используется это понятие в федеральных законах "О выборах Президента Российской Федерации" от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ, "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 20 декабря 2002 г. N 175-ФЗ. Земельный кодекс Российской Федерации (п. 2 ст. 93) определяет, что в целях обеспечения обороны могут предоставляться земельные участки для строительства, подготовки и поддержания в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов (размещение военных организаций, учреждений и других объектов*(8), дислокация войск и сил флота, проведение учений и иных мероприятий). В некоторых нормативных правовых актах федеральных органов исполнительной власти также выделяются воинские части, учреждения и военные организации. В то же время законодательство Российской Федерации не содержит ни нормативного определения понятия "военная организация", ни определения круга субъектов, к ним относящихся. Следует лишь указать, что как законодательство Российской Федерации, так и нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, как правило, отделяют военные организации от воинских частей и учреждений. В таком случае с гражданско-правовой точки зрения к военным организациям необходимо отнести федеральные государственные предприятия и федеральные казенные предприятия*(9), входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
3. Установив, что в законодательстве Российской Федерации понятие "военная организация" имеет различное содержание - как самое широкое, так и весьма ограниченное, - для раскрытия смысла правового понятия представляется целесообразным применение систематического и ограничительного (расширительного) толкования норм права.
Как уже указывалось выше, из буквального толкования норм Военной доктрины можно выделить три большие группы военных организаций, входящих в военную организацию государства. Однако представляется, что по смыслу нормативного правового акта к военным организациям как к более узкому по сравнению с военной организацией государства понятию следует отнести лишь первую группу организаций, т.е. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, решающие задачи военной безопасности военными методами. Указанный вывод подтверждается сопоставлением нормы Военной доктрины Российской Федерации с нормами других законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации. Так, в разд. III Концепции национальной безопасности Российской Федерации (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 21 апреля 2000 г. N 24) указывается, что усилению негативных тенденций в военной сфере способствуют затянувшийся процесс реформирования военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации... Таким образом, в нормативном правовом акте такой же юридической силы проводится четкое разграничение военной организации и оборонного промышленного комплекса Российской Федерации. Следовательно, организации промышленного и научного комплексов страны, предназначенные для обеспечения задач военной безопасности, не относятся к военным организациям.
Применяя системный подход к анализу законодательства, с учетом лексического смысла понятия "военная организация", следует отметить несомненно существующую взаимосвязь этого понятия с военной службой. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" военная служба - особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации, в войсках гражданской обороны (далее - другие войска), инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти (далее - воинские формирования), Службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее - органы), воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах. В связи с изложенным представляется правомерным ограничить круг военных организаций организациями, в которых федеральным законом предусмотрено прохождение военной службы. Следует исключить из числа военных организаций органы управления войсками, воинскими формированиями и органами, не входящими в состав этих войск, воинских формирований и органов (Министерство внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее управление внутренними войсками указанного министерства, Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, осуществляющее управление войсками гражданской обороны).
В то же время представляется, что к военным организациям следует отнести не только Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, но и входящие в их состав самостоятельные организационные структуры, признаваемые законодательством Российской Федерации субъектами права. С этой позиции представляется логически неверным выделение законодателем наряду с военными организациями воинских частей и учреждений, так как по правовому смыслу понятия "военная организация" воинские части и учреждения являются лишь разновидностями военных организаций.
Таким образом, по смыслу российского законодательства под военными организациями понимаются Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а также входящие в их состав самостоятельные организационные структуры.
4. Обратившись к судебному (казуальному) толкованию понятия "военная организация", основанному на анализе судебных решений по конкретным делам и обзоров судебной практики, следует отметить, что суды общей юрисдикции, в том числе военные суды, а также арбитражные суды, как правило, рассматривают понятие "военная организация" как общее родовое понятие, применяемое к обозначению любой самостоятельной организационной структуры, входящей в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Показательным в этом отношении является известное постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21 апреля 1998 г. N 6068/97, в котором указывается, что факт отсутствия регистрации ответчика как юридического лица в данном случае не может быть принят во внимание, поскольку на момент его создания регистрации военных организаций не требовалось. При этом следует указать, что вопрос о наличии у военной организации той или иной формы соответствующей процессуальной правосубъектности решается судами в соответствии с процессуальными законами*(10).
5. Для правовой науки значительный интерес представляет доктринальное (научное) толкование понятия "военная организация".
Представляется логичным начать обзор доктринальных толкований с толкования понятия "военная организация" в проектах федеральных законов, представляемых в Государственную Думу субъектами законодательной инициативы, как толкования наиболее близкого к аутентичному. Так, в проекте федерального закона "О правовом положении военных организаций"*(11) под военными организациями понимаются органы управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения (включая военные образовательные учреждения профессионального образования), предприятия и другие организации Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Таким образом, в тексте проекта федерального закона понятие "военная организация" так же, как и при судебном толковании, дается как общее родовое понятие, применяемое к обозначению любой самостоятельной организационной структуры, входящей в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
В юридической литературе высказывается ряд мнений относительно правового смысла понятия "военная организация". Рассмотрим некоторые из них.
М.Г. Загорский предложил понимать под военными организациями органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, предприятия, учреждения, военные образовательные учреждения профессионального образования Вооруженных Сил Российской Федерации*(12). Как видим, его позиция в целом идентична позиции, высказываемой судами.
А.Ю. Виноградов, рассматривая понятие "военная организация" применительно к участию военных организаций в гражданских правоотношениях, понимает под ними "разновидность юридических лиц, которые выполняют функции в области обороны и в которых предусмотрено прохождение военной службы"*(13).
О.А. Овчаров указывает, что под военными организациями принято понимать органы военного управления, объединения, соединения, воинские части*(14), учреждения (включая военные образовательные учреждения профессионального образования), предприятия и другие организационно-правовые образования, действующие в войсках, воинских формированиях и органах, в которых предусмотрена военная служба, в совокупности образующих военную организацию государства*(15). Представляется, что последняя часть указанного определения ("в совокупности, образующих военную организацию государства") является фактически неверной, так как в Военной доктрине Российской Федерации состав военной организации государства рассматривается более широко, чем его определяет О.А. Овчаров.
Указывая, что так как единственной формой, в которой может проявляться гражданская правосубъектность организации, является форма юридического лица, О.А. Овчаров полагает, что под военными организациями как участниками гражданских правоотношений следует понимать разновидность юридических лиц, которые выполняют функции в области обороны и организационно входят в состав Вооруженных Сил (других войск, воинских формирований и органов) либо в которых предусмотрено прохождение военной службы, хотя они и не входят в состав указанных органов*(16). Таким образом, его позиция в этом вопросе аналогична позиции А.Ю. Виноградова. Также О.А. Овчаровым предложено среди военных организаций как юридических лиц выделять военные учреждения и военные предприятия. При этом под военным учреждением им понимается состоящая на полном или частичном финансировании из федерального бюджета некоммерческая военная организация, созданная государством в лице уполномоченных им органов для осуществления функций в области обороны страны и безопасности государства*(17), а под военным предприятием - коммерческая военная организация, действующая в Вооруженных Силах (других войсках, воинских формированиях и органах) и не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником*(18).
Если обобщить указанные позиции, можно сделать вывод, что военными правоведами под военными организациями понимаются органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, учреждения (включая военные образовательные учреждения профессионального образования), предприятия и другие организации, входящие в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов. Определенные разногласия возникают лишь при рассмотрении вопроса о том, какие из военных организаций следует относить к самостоятельным субъектам гражданских правоотношений*(19).
По мнению автора, существенной недоработкой указанных теорий является определение не сущности понятия "военная организация", а лишь круга организаций, могущих быть к нему отнесенных в связи с участием в определенных правоотношениях, прежде всего в гражданских. В связи с этим автор предлагает определить сущность понятия "военная организация" и круг военных организаций через понятие "субъект права", являющееся одним из основных понятий в юриспруденции. При определении понятия "субъект права" в юридической литературе прослеживаются четыре позиции. Первая, разработанная и обоснованная советскими правоведами и поддерживаемая большинством российских ученых, рассматривает понятия "субъект права" и "субъект правоотношения" как равнозначные. При этом под субъектом права понимается реальный носитель субъективных прав и обязанностей (конкретные юридические и физические лица)*(20). Одним из сторонников такой позиции был С.Ф. Кечекьян*(21). В современных учебниках по теории государства и права понятия "субъект права" и "субъект правоотношения" в основном также употребляются как равнозначные*(22). Вторая, лишь относительно самостоятельная позиция, усматривает некоторое различие между рассматриваемыми понятиями. По мнению С.С. Алексеева, в понятие субъекта права объединяются две основные характеристики: возможность участвовать в различных правоотношениях и реальное участие в них*(23). Р.О. Халфина при этом указывала, что понятие "субъект правоотношения" является более узким, чем понятие "субъект права", поскольку носитель прав и обязанностей может и не быть участником конкретного, реального правоотношения*(24). В то же время, по мнению сторонников указанной позиции, круг субъектов права и круг субъектов правоотношений практически совпадают*(25). Субъект права, вступая в конкретное правоотношение, становится субъектом этого правоотношения. Третья, достаточно новая для российского правоведения, позиция, опираясь на достижения западноевропейской юриспруденции, рассматривает "субъект права" как некую правовую абстракцию*(26). Так, А.Ю. Якимов предлагает под субъектом права понимать "абстрактное лицо (физическое или юридическое), предусмотренное правовыми нормами, которое наделено определенным объемом абстрактных юридических прав и обязанностей"*(27).
По мнению автора настоящей статьи, наиболее обоснованной является четвертая позиция, предложенная С.И. Архиповым. По его мнению, "субъект права... пребывает в особой социально-правовой реальности, отличной от физической, является частью этой особой реальности, он - не фикция, не признание несуществующего существующим, а понятие, вбирающее в себя значимые для права свойства, признаки, качества индивидов. В отличие от понятия - фикции, которое не основывается на действительности, на реальных предметах, свойствах, отношениях, понятие субъекта права создается в результате абстракции как обобщающий образ реальности, как правовой слепок с человека, приложимый в равной мере и к государству, и к коммерческой, некоммерческой организации, и к индивиду"*(28).
Субъект права рассматривается С.И. Архиповым, в отличие от А.Ю. Якимова, не только как носитель абстрактных юридических прав и обязанностей, но и как многоаспектное явление. При этом выделяются семь аспектов:
1) субъект права рассматривается как лицо - юридическая внешность (субъект с внешней стороны). Как существенные для данного аспекта рассматриваются такие свойства, как возможность обособления субъекта от других лиц, возможность идентификации, его опознаваемость (обозначение, наименование субъекта права для его участия в правовых отношениях, в правовом общении), волеспособность, способность быть участником правовых отношений, правовых связей. Субъект права как лицо выражает два момента: внешний и внутренний. Первый не раскрывает сущности субъекта права, а указывает лишь на формальную черту, на отношение к нему со стороны правопорядка как к персоне. На этом основании С.И. Архипов предлагает его признавать технико-юридическим, условным термином. Второй, содержательный, момент состоит в том, что в обозначаемом данным термином понятии субъекта права находят отражение внутренние социально-правовые качества правовой личности, ее способность принимать решения и их осуществлять, быть участником отношений, обладать самоценностью и т.д.
2) субъект права рассматривается как правовая воля. Данный аспект выражает не просто некоторую совокупность стремлений, желаний, а того, кто принимает и осуществляет решения в правовой сфере. Принятие правовых решений, а также их осуществление характеризуют лицо как действительного субъекта права;
3) субъект права рассматривается как совокупность правовых отношений, правовых связей. Субъект права как совокупность его юридических связей - это правовая личность, объективированная вовне. Одну часть этих связей составляют правоотношения лица, т.е. конкретные, персонифицированные связи субъекта, выражающие практическую направленность его воли. Другую часть составляют неперсонифицированные связи, где контрагентом лица выступает не другое лицо, а неопределенное множество субъектов права. Субъекты права, вступая в правовую коммуникацию, формируют свой правовой мир, окружающую их правовую сферу, объективную юридическую реальность, в которой происходит реализация их интересов, воли;
4) субъект права рассматривается как правовое сознание, как внутренний мир правовых представлений и переживаний, как правовая субъективность, сфера "правочувствования". Правовое сознание субъекта существует как рациональный элемент его воли, как ее интеллектуальная сторона. Воля определяет деятельностный, активный характер правосознания, его нацеленность на практический результат;
5) субъект права рассматривается как правовой деятель, в котором выражается активное начало субъекта права, его участие в процессе правотворчества, применения, реализации права. В качестве правового деятеля, по мнению С.И. Архипова, совсем не обязательно должно выступать лицо, которое само совершает физические действия; главный момент, который характеризует правового деятеля - это созидание своей волей, сознанием права и всей правовой сферы: правовых норм, правоотношений, актов применения права и т.д. При этом воля правового деятеля может осуществляться в праве посредством действий других лиц - исполнителей его воли;
6) субъект права рассматривается в качестве социально-правовой ценности. Он как центр права определяет все и вся в нем, формирует систему правовых ценностей и реализует их;
7) субъект права рассматривается как праводееспособность (правосубъектность), в которой, по мнению С.И. Архипова, выражается лишь формальная сторона отношения лица к правопорядку, а именно: момент признания его со стороны правопорядка субъектом права. Правосубъектность не является единственным свойством, качеством субъекта права, она - лишь один из аспектов, одна из сторон правовой личности*(29).
Тем не менее вслед за большинством авторов следует признать, что "субъект права в текстах законодательных актов определялся и продолжает определяться с некоторыми вариациями и дополнениями в качестве формальной способности (возможности) лица иметь права и обязанности (правоспособности), дополняемой способностью самостоятельно, своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя и исполнять обязанности (дееспособность)"*(30).
Каковы же существенные для права признаки военной организации? Представляется, что к ним следует отнести следующие признаки:
а) общие правовые признаки:
- определяемость, относимость военной организации правопорядком к правовым лицам, к коллективным субъектам права*(31) с установлением правовой возможности выступать в качестве правового деятеля;
- наличие правовой способности формировать, принимать правовые решения и реализовывать их;
- наличие органа, выражающего посредством своих действий волю военной организации;
- наличие правовых связей, участие в правовой коммуникации. Организация, не имеющая правовых связей, является своеобразной "вещью в себе";
б) признаки, выводимые из действующих правовых норм российского законодательства:
- является государственной организацией, которая создана государством в целях обеспечения военной безопасности, обороны Российской Федерации и в которой законом предусмотрено прохождение военной службы;
- наделение специальной правосубъектностью, в том числе правовыми возможностью и способностью при наступлении определенных юридических фактов решать возложенные задачи специфическими военными методами;
- наличие в составе военной организации индивидуальных субъектов права, обладающих статусом военнослужащего.
Имущественный признак (наделение имуществом) не представляется общим, неотъемлемым для всех военных организаций правовым признаком. В соответствии с действующим законодательством имущество закрепляется на праве оперативного управления или хозяйственного ведения за определенной военной организацией (органом военного управления, воинской частью, учреждением и т.д.), входящей в состав Вооруженных Сил Российской Федерации. Юридически за Вооруженными Силами Российской Федерации имущество не закреплено (в реестре федеральной собственности нет такого субъекта имущественных прав)*(32). В то же время указанное обстоятельство не является основанием для непризнания Вооруженных Сил Российской Федерации субъектом права, военной организацией. Кроме того, следует отметить, что именно потому, что отдельные военные организации входят в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, вышестоящие по отношению к указанным военным организациям органы военного управления, воинские должностные лица обладают определенными полномочиями по распоряжению закрепленным за ними имуществом, что, безусловно, является необходимым для решения задач, поставленных перед Вооруженными Силами Российской Федерации. Так, в соответствии с подп. 71 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации*(33) Министерство обороны Российской Федерации как орган управления Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, в также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам*(34). Полномочия воинских должностных лиц по списанию с учета вооружения, военной техники и других материальных средств, закрепленных за военными организациями, определены приказом Министра обороны 1986 г. N 0190.
Таким образом, под военной организацией предлагается понимать признаваемую законодательством в качестве коллективного субъекта права организацию, созданную государством в целях обеспечения военной безопасности, обороны Российской Федерации, наделенную специальной правосубъектностью, в том числе правовыми возможностью и способностью при наступлении определенных юридических фактов решать возложенные задачи специфическими военными методами, в состав которой входят индивидуальные субъекты права, обладающие статусом военнослужащего.
Исходя из предлагаемого определения к кругу военных организаций можно отнести: Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, а также входящие в их состав организационные структуры, признаваемые правопорядком субъектами права.
К формам указанных организационных структур российское законодательство относит: центральные органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, военные образовательные учреждения профессионального образования, научно-исследовательские организации, ремонтные предприятия (бригады, отдельные отряды, военные госпитали и т.д.). При этом ряд военных организаций в установленном законодательством порядке наделяется (может наделяться) гражданской правосубъектностью и имеет, кроме указанных форм, одну из следующих организационно-правовых форм юридического лица: федеральное государственное учреждение, федеральное государственное унитарное предприятие, федеральное казенное предприятие. Некоторые военные организации могут сразу создаваться в одной из указанных организационно-правовых форм юридического лица в целях участия в гражданском обороте в интересах обеспечения потребностей Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.
При этом можно выделить военные организации, в состав которых входят как коллективные (другие военные организации), так и индивидуальные субъекты права, а также военные организации, в состав которых входят только индивидуальные субъекты права.
В качестве примера рассмотрим такую военную организацию, как военный округ.
В соответствии с Положением о военном округе Вооруженных Сил Российской Федерации*(35) военный округ Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - военный округ) является основной военно-административной единицей Российской Федерации, общевойсковым оперативно-стратегическим территориальным объединением Вооруженных Сил Российской Федерации и предназначен для осуществления мер по подготовке к вооруженной защите и для вооруженной защиты Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории в установленных границах ответственности.
В состав военного округа как объединения Вооруженных Сил Российской Федерации входят органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты, находящиеся на его территории, по перечням, утверждаемым Министром обороны Российской Федерации и начальником Генерального штаба. Таким образом, в состав военного округа как военной организации включаются другие военные организации, которые в одних правоотношениях выступают как самостоятельные субъекты права, а в других - как составная часть субъекта права - военного округа.
Решения о создании, реорганизации и ликвидации военных округов принимаются Президентом Российской Федерации по представлению Министра обороны Российской Федерации.
Управление военным округом осуществляет командующий войсками военного округа.
Командующему войсками военного округа непосредственно подчиняются входящие в состав военного округа органы военного управления, объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты. Непосредственное подчинение предусматривает подчиненность командующему войсками военного округа по всем вопросам. Непосредственно подчиненные объединения, соединения, воинские части, организации Вооруженных Сил Российской Федерации и военные комиссариаты используются и выполняют поставленные задачи по решениям и планам командующего войсками военного округа. Военные организации, подчиненные командующему военным округом в оперативном и специальном отношении и дислоцированные на территории военного округа, в состав военного округа не включаются.
Командующий войсками военного округа возглавляет управление военного округа (оперативно-стратегическое командование), которое организует и обеспечивает решение возложенных на военный округ задач во взаимодействии с главными командованиями видов и командованиями родов войск Вооруженных Сил Российской Федерации, главными и центральными управлениями Министерства обороны Российской Федерации и Тылом Вооруженных Сил Российской Федерации. Командующий войсками военного округа через управление военного округа выражает волю субъекта права - военного округа и организует реализацию этой воли.
В соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации 2003 г. N 324 управления военных округов были созданы как юридические лица в организационно-правовой форме "федеральное государственное учреждение". В результате увеличился общий объем право- и дееспособности уже существующих субъектов права - управлений военных округов, они были наделены гражданской правосубъектностью. Поэтому в гражданских правоотношениях участвует не военный округ, а управление военного округа как самостоятельный субъект права, юридическое лицо, организующее и обеспечивающее решение возложенных на военный округ задач, в том числе задач по всестороннему обеспечению деятельности входящих в состав военного округа и передаваемых ему в подчинение военных организаций. Сделки, заключаемые управлением военного округа, по существу, совершаются в интересах третьего лица - военного округа, в целях децентрализованного обеспечения материальных потребностей указанной военной организации.
Военный округ представляет собой, по мнению автора, правовую корпорацию, включающую в себя и других коллективных и индивидуальных субъектов права, объединенных общей целью и общими задачами. Военный округ как правовая корпорация является корпорацией публичного права, отличающейся от частноправовой корпорации. Для частного права военный округ не воспринимается как субъект регулируемых им отношений*(36). Субъекты права, входящие в состав рассматриваемой правовой корпорации, не являются равноправными, между ними существуют отношения власти и подчинения. По существу, военный округ представляет из себя строго иерархированную систему входящих в его состав других военных организаций, в свою очередь, включающих индивидуальных субъектов права.
Представляется, что как правовые корпорации можно рассматривать и некоторые другие военные организации с сложным субъектным составом, в том числе Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы. Указанное представление, на наш взгляд, создает довольно широкие перспективы для проведения научно-правовых исследований этих сложных субъектов права.
С.В.Терешкович,
полковник юстиции, офицер юридической службы
Вооруженных сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", N 10, октябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М. 1994. С. 449.
*(2) Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Антология уральской цивилистики. 1925-1989. М. 2001. С. 159.
*(3) Толковый словарь русского языка / Под ред. Д.Н. Ушакова. Т. 1. М., 1935. С. 330.
*(4) Так, например, Министерство обороны Российской Федерации входит в состав Вооруженных Сил Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации - в единую централизованную систему органов федеральной службы безопасности.
*(5) См. Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 927.
*(6) См. Положение о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 868.
*(7) Нередко в нормативных правовых актах и литературе их называют организациями оборонно-промышленного комплекса государства.
*(8) Недоумение вызывает качество указанной правовой нормы, в которой законодатель "успешно" соединил как общее понятие субъекты (военные организации и учреждения) и объекты права.
*(9) В юридической литературе, в том числе и автором настоящей статьи, достаточно убедительно доказано, что военные организации как субъекты гражданско-правовых отношений могут существовать лишь в следующих формах: федерального государственного учреждения, федерального государственного предприятия и федерального казенного предприятия. При этом воинские части могут быть лишь федеральными государственными учреждениями.
*(10) Анализ норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (АПК РФ) показывает, что к организациям, обладающим соответствующей процессуальной правосубъектностью (гражданской процессуальной и арбитражной процессуальной), законодатель относит организации, обладающие статусом юридического лица. Организации, не обладающие статусом юридического лица, могут быть субъектами соответствующих процессуальных отношений при прямом указании на это в законе. Указанный вывод наиболее характерен при определении арбитражной процессуальной правосубъектности военной организации. Так, в соответствии со ст. 126 АПК РФ к документам, прилагаемым к исковому заявлению в обязательном порядке, относится свидетельство о государственной регистрации в качестве юридического лица. В гражданском процессе исключение из общего правила, на наш взгляд, установлено Федеральным конституционным законом от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ "О военных судах Российской Федерации", которым к субъектам гражданских процессуальных отношений отнесены органы военного управления.
*(11) Был внесен в Государственную Думу 4 октября 2002 г. и снят с рассмотрения Советом Государственной Думы 1 апреля 2003 г.
*(12) Загорский М.Г. Военные организации как участники арбитражного процесса: Дисс. ... канд. юрид. наук. М. 1998. С. 55.
*(13) Виноградов А.Ю. Гражданская правосубъектность воинской части: Дисс. ... канд. юрид. наук. М. 2000.
*(14) Под воинскими частями им предложено понимать состоящие, как правило, на государственном федеральном бюджете России боевые подразделения, являющиеся в тактическом, административном и хозяйственном отношении самостоятельными организационными единицами Вооруженных Сил Российской Федерации, повседневная деятельность которых регламентируется специфическими военно-административными актами - общевоинскими и специальными уставами, положениями, наставлениями и другими нормативными правовыми документами. К воинским частям он относит полки (корабли 1 ранга), бригады, отдельные батальоны, дивизионы и авиаэскадрильи, не входящие в состав полков, корабли 2 ранга, отдельные роты, не входящие в состав батальонов и полков, корабли 3 ранга, а также им подобные воинские формирования (Овчаров О.А. Правовое положение военных организаций // Военное право: Учебник. М. С. 440).
*(15) Там же. С. 440.
*(16) Военное право: Учебник. С. 442.
*(17) Там же. С. 447.
*(18) Там же. С. 452.
*(19) Помимо указанных работ, см., например: Гейвандов Я.А. Организации, обеспечивающие вооруженную защиту Российской Федерации (некоторые аспекты соотношения публично-правового содержания и организационно-правовой формы) // Государство и право. 1999. N 2; Бараненков В.В. Некоторые проблемы создания и функционирования юридических лиц - военных организаций // Проблемы создания и функционирования системы юридических лиц федерального органа исполнительной власти: Материалы межведомственной научно-практической конференции / Под ред. И.К. Харичкина. М. 2003; Он же. Требования к системе юридических лиц федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба // Российский военно-правовой сборник. 2004. N 1; Терешкович С.В. Проблемы, связанные с определением гражданской правосубъектности военных организаций, подлежащие разрешению в проектах Военного кодекса и принимаемых в соответствии с ним законах и нормативных правовых актах // Там же и др.
*(20) Так, в Юридической энциклопедии дается следующее определение понятия "субъект права": "лицо (физическое или юридическое), обладающее по закону способностью иметь и осуществлять непосредственно или через представителя права и юридические обязанности" (Юридическая энциклопедия. М., 1997. С.430).
*(21) Кечекьян С.Ф. Правоотношения в социалистическом обществе. М., 1958. С. 84.
*(22) Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2001. С. 388, Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебно-методическое пособие. М., 2001. С. 263. В современной юридической энциклопедии отмечается, что "субъект права - необходимый элемент правоотношений во всех отраслях права..." (Юридическая энциклопедия. С. 430).
*(23) Алексеев С.С. Проблемы теории права. Т. 1. Свердловск., 1972. С. 278-279.
*(24) Халфина Р.О. Общее учение о правоотношении. М., 1974. С. 114-115. Подобных взглядов придерживаются и ряд других известных ученых. См., например: Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. М., 1982. С. 138-139.
*(25) Халфина Р.О. Указ. соч. С. 115. В этом проявляется относительная самостоятельность указанной позиции.
*(26) См., например: Якимов А.Ю. Статус субъекта права (теоретические вопросы) // Государство и право. 2003. N 4. С. 5.
*(27) Там же. С. 6.
*(28) Архипов С.И. Субъект права. СПб., 2004. С. 30-31.
*(29) Архипов С.И. Указ. соч. С. 120-123.
*(30) Архипов С.И. Указ. соч. С. 124-125.
*(31) Следует отметить, что, на наш взгляд, наличие коллективного субстрата именно для военной организации является в отличие от некоторых участников гражданско-правовых отношений (например, общества с ограниченной ответственностью с единственным участником) существенным признаком.
*(32) В связи с этим в юридической литературе неоднократно подвергалась критике норма, установленная п. 12 ст. 1 Федерального закона "Об обороне", в соответствии с которой имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления (см., например: Гейвандов Я.А. Указ. соч).
*(33) Указ Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082.
*(34) Представляется, что юридически более правильным было бы изложение указанной нормы в следующей редакции: "осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за военными организациями, входящими в состав Вооруженных Сил, в также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование указанным военным организациям".
*(35) Указ Президента Российской Федерации от 27 июля 1998 г. N 901.
*(36) Указанный признак является одним из отличий военных организаций со сложным субъектным составом от ряда других правовых корпораций публичного права, в частности от государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Так, в соответствии со ст. 2, 124 Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами. Главой 5 ГК РФ определен порядок участия этих субъектов права в гражданско-правовых отношениях. Военные организации, не являющиеся юридическими лицами, к участникам гражданско-правовых отношений не относятся (п. 1 ст. 2 ГК РФ).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
О правовом понятии "военная организация"
Автор
С.В. Терешкович - полковник юстиции, офицер юридической службы Вооруженных сил Российской Федерации
"Право в Вооруженных Силах", 2005, N 10