Современные подходы к оценке эффективности использования
ресурсов в системе здравоохранения
Реформирование здравоохранения всегда должно преследовать решение одной из главных задач - обеспечение должного уровня доступности и качества оказываемой населению медицинской помощи.
Все медицинские организации заинтересованы в повышении качества медицинской помощи, но эта заинтересованность недостаточно реализуется в современных условиях, когда резко снизились возможности использования административных рычагов управления, а экономические стимулы еще не стали главенствующими и определяющими.
Обеспечение качества является важным структурным элементом здравоохранения, а в условиях ограниченных финансовых ресурсов немаловажную роль играет фактор экономичности и рациональности их использования.
На практике понятие качества можно определить как достигнутое в сравнении с желаемым. При этом качество следует рассматривать как степень достижения цели.
Медицинские услуги являются качественными только тогда, когда они эффективны, существенны, адекватны и рациональны - то есть экономичны.
Основные подходы к повышению эффективности использования финансовых, кадровых и материально-технических ресурсов в бюджетных организациях здравоохранения основываются на:
оценке текущего состояния отрасли (макроуровень),
переходе к эффективному управлению распределением финансирования внутри организации (микроуровень),
переходе к обеспечению полного возмещения затрат за счет доступных источников финансирования,
активном привлечении внебюджетных источников финансирования,
переходе к принципам оплаты деятельности в зависимости от конечных результатов работы,
непрерывном мониторинге структуры и качества оказываемой помощи.
В настоящее время сохраняется низкая эффективность использования имеющегося важного ресурсного потенциала - первичного амбулаторно-поликлинического звена, который до сих пор не является основным в процессе оказания медицинской помощи населению, более того, в амбулаторно-поликлинических учреждениях недостаточно используются ресурсоемкие и наукоемкие технологии диагностики, лечения, реабилитации и организации всего процесса. Институт врача общей практики в стране не создан.
В больничном секторе имеет место нерациональное распределение больничных коек по уровням оказания медицинской помощи (местный, районный, межрайонный, областной), в результате чего неудовлетворительно используются больничные койки в маломощных больницах и перегружены крупные многопрофильные больницы и специализированные центры. Отсутствует интеграция в деятельности служб здравоохранения и социального обеспечения в использовании маломощных стационаров для организации медико-социальной помощи населению.
В силу концентрации специализированных видов помощи и новейших медицинских технологий в федеральных медицинских организациях крупных городов углубляется разрыв в доступности качественной стационарной помощи населению, проживающему в этих городах и жителям небольших городских поселений и сельской местности. При этом нерационально используются дорогостоящие больничные койки в специализированных отделениях из-за отсутствия организации системы долечивания больных и проведения восстановительного лечения в учреждениях (отделениях) соответствующего профиля.
Имеют место факты простоя дорогостоящей медицинской техники и аппаратуры в составе небольших медицинских учреждений и маломощных отделений.
Необходимо в ближайшее время значительно активизировать работу на территориях по развитию амбулаторно-поликлинической помощи и повышению эффективности использования больниц. В каждом субъекте Российской Федерации требуется сформировать программу оптимизации сети медицинских организаций. Программы должны включать развитие общих врачебных практик, перепрофилирование или выведение из системы здравоохранения части финансово необеспеченных и неэффективно используемых мощностей медицинских организаций, перемещение части услуг первичного звена медико-санитарной помощи на амбулаторный этап без ущерба для пациентов.
Структурная перестройка медицинской помощи населению подразумевает выделение больниц (отделений) интенсивного наблюдения, восстановительного лечения, для больных с хроническими заболеваниями, медико-санитарной помощи как этапа стационарной медицинской помощи.
Важными механизмами эффективного управления ресурсами в здравоохранении являются стандартизация медицинской помощи (технологии, процессы, протоколы ведения больных и т.д.) и установление тарифов на медицинские услуги. Тарифная политика должна основываться на эффективных методах ценообразования, комплексном анализе производственных издержек, используемых в составе тарифа на все виды медицинской помощи. Для решения данной проблемы необходимо создание единого тарификатора, позволяющего руководителям медицинских организаций просчитать стоимость отдельных протоколов ведения больных, а на их основе - уточнить стоимость объемов по видам медицинской помощи и общую стоимость государственных и муниципальных заданий на год.
Решение проблем эффективности использования ресурсов в здравоохранении невозможно без мотивации медицинских работников, включающей совершенствование оплаты труда, так как на сегодняшний день уровень заработной платы недопустимо мал - большинство ставок и окладов Единой тарифной сетки ниже прожиточного минимума. Кроме того, отсутствует механизм увязки оплаты труда с конечным результатом работы медицинского персонала - объемом и качеством предоставляемой медицинской помощи.
Наиболее действенными механизмами повышения структурной эффективности здравоохранения являются, на наш взгляд, лицензирование и аккредитация деятельности медицинских организаций. Основной целью реализации этих важнейших функций надзора в сфере здравоохранения должно быть обеспечение обязательств государственных, муниципальных и прочих медицинских организаций по предоставлению населению гарантированных государством видов и объемов бесплатной медицинской помощи. В случае приостановления деятельности медицинской организации по ряду причин виды и объемы медицинской помощи должны быть предоставлены гражданам другими медицинскими организациями в целях обеспечения государственных гарантий медицинской помощи населению Российской Федерации.
Решение проблемы обеспечения качества медицинской помощи населению требует системного подхода, основанного на:
- постепенном переходе от затратного финансирования отрасли к бюджетированию, ориентированному на результат;
- создании системы государственных и муниципальных годовых заданий медицинским организациям по участию в реализации государственных гарантий медицинской помощи населению;
- использовании прогрессивных страховых методов оплаты медицинской помощи (за фактически выполненные объемы работ);
- обеспечении технического и технологического обновления лечебно-диагностического процесса, в первую очередь, в организациях амбулаторно-поликлинического звена;
- повышении эффективности работы медицинского персонала, применение адекватного материального стимулирования работников за высокое качество работы;
- повышение качества подготовки специалистов в сфере экономики, управления здравоохранением.
Конституцией Российской Федерации установлено, что "медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений" (ст. 41). Кроме того, основами законодательства об охране здоровья граждан и другими законодательными актами определено, что государство в соответствии с требованиями Конституции Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами гарантирует охрану здоровья каждого человека.
Президент Российской Федерации В.В. Путин в своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации 26 мая 2004 года подчеркнул, что "главная цель модернизации российского здравоохранения - повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения. Из этого следует, что гарантии бесплатной медицинской помощи должны быть общеизвестны и понятны".
В целях обеспечения государственных гарантий оказания медицинской помощи населению Российской Федерации, разграничения платных услуг и бесплатной медицинской помощи, проведения анализа результативности управления финансовыми потоками в государственном секторе здравоохранения необходимо осуществление аудита эффективности использования ресурсов в отрасли.
Распоряжением Председателя Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашина от 6 февраля 2004 г. N 26-р создан экспертный совет по аудиту эффективности государственных расходов при реализации государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, председателем которого является доктор экономических наук, профессор Воронин Ю.М. (аудитор Счетной палаты Российской Федерации до 10 марта 2004 года, в настоящее время - советник Председателя Счетной палаты Российской Федерации). В состав экспертного совета вошли видные ученые в области здравоохранения доктор медицинских наук, профессор Кравченко Н.А., доктор медицинских наук, профессор Солодкий В.А., доктор медицинских наук, профессор, действительный член Российской Академии медицинских наук Стародубов В.И., доктор медицинских наук, профессор Флек В.О., доктор медицинских наук, профессор, член - корреспондент Российской Академии медицинских наук Щепин В.О. и специалисты Счетной палаты Российской Федерации Мешалкина Р.Е., Соковикова Н.Ф. и др.
Целью проведения аудита эффективности использования государственных ресурсов при оказании гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с требованиями статьи 41 Конституции Российской Федерации является:
- определение единых принципов и подходов к планированию, организации и проведению аудита эффективности использования государственных ресурсов при оказании гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи органами исполнительной власти всех уровней в сфере здравоохранения, Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования, государственными и муниципальными учреждениями здравоохранения, страховыми медицинскими организациями, работающими в системе обязательного медицинского страхования;
- формирование основ методологической базы для осуществления аудита эффективности использования государственных средств в системе здравоохранения, установление критериев выполнения конституционной нормы оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, которыми следует руководствоваться при проведении аудита эффективности для определения уровня реализации территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, разграничения бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг, оказываемых населению субъектов Российской Федерации;
- содействие достижению целей аудита эффективности использования государственных средств для оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Оценка эффективности использования государственных средств, выделяемых на оказание населению бесплатной медицинской помощи, осуществляется с помощью системы критериев и показателей.
Критерий - это признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-либо.
Если критерии отражают прежде всего качественную характеристику оцениваемого явления (системы) и служат мерилом достижения цели, то показатели - это всегда различные количественные измерители самого критерия.
Все требования, предъявляемые к критериям оценки эффективности использования государственных средств для оказания населению бесплатной медицинской помощи, в равной степени относятся и к показателям. При этом к показателям дополнительно предъявляются такие требования, как единство понятий, достоверность и статистическая сопоставимость показателей, единая методика их расчетов и оценки. В толковании показателей разными специалистами и на разных уровнях не должно быть разночтений.
За основу разработки критериев оценки эффективности использования государственных ресурсов для оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с требованиями статьи 41 Конституции Российской Федерации Экспертным советом эффективность рассматривается как отношение полученного результата к произведенным затратам. Для реализации этого подхода необходимо оценить взаимоотношение различных показателей по трем критериям:
- доступность бесплатной квалифицированной медицинской помощи населению;
- уровень обеспеченности ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми) и их организация;
- качество бесплатной медицинской помощи и показатели здоровья населения.
Схематично взаимосвязь критериев эффективности выражается следующим образом:
/----------------------\
/-----------| Ресурсы |-----------\
| \----------------------/ |
| Результат |
| Э = ---------------- |
| Затраты |
/-------------------\ /-------------------\
| Качество |------------------------| Доступность |
\-------------------/ \-------------------/
При организации и проведении аудита эффективности использования государственных ресурсов для оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с требованиями статьи 41 Конституции Российской Федерации, подход к выбору критериев осуществлялся с позиции достижения медицинского и социального эффекта, а также экономической эффективности.
Медицинский эффект определяется степенью адекватности и результативности медицинского вмешательства, уровнем качества лечения конкретного больного и использованием современных инновационных технологий при оказании медицинской помощи.
Социальный эффект отражает степень улучшения показателей здоровья населения или его отдельных групп (средняя продолжительность предстоящей жизни, снижение заболеваемости, инвалидности, смертности и др.) и степень удовлетворенности населения бесплатной медицинской помощью.
При оценке социального эффекта необходимо взвешенно и обоснованно подходить к анализу и выводам, поскольку влияние системы здравоохранения на показатели здоровья нации имеет свои определенные границы.
Экономическая эффективность - полученный результат (критерии медицинского и социального эффекта) в сопоставлении с затратами на его достижение, выраженный в рублях.
Критерии определяются на основе:
- действующих в системе здравоохранения законодательных и иных нормативных правовых актов;
- стандартов, разработанных органами управления здравоохранением;
- отчетов объектов аудита эффективности о проделанной работе и планов их работы по обеспечению граждан бесплатной медицинской помощью;
- общепринятых норм, которыми руководствуются проверяемые объекты в практической деятельности;
- материалов предыдущих проверок.
Разработка критериев проводится с целью обеспечения объективности оценки деятельности органов исполнительной власти всех уровней в сфере здравоохранения, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования, государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, страховых медицинских организаций, работающих в системе обязательного медицинского страхования.
Эффективность в системе здравоохранения необходимо оценивать как на макроэкономическом уровне (территории страны и территории субъекта Российской Федерации), так и на микроуровне (конкретной медицинской организации). На макроэкономическом уровне необходимо оценивать реализацию территориальных программ государственных гарантий оказания населению бесплатной медицинской помощи, показатели здоровья граждан и др. На микроуровне большую значимость приобретают критерии медицинского и социального эффекта, такие как доступность, качество медицинской помощи, использование имеющихся ресурсов, степень удовлетворенности населения медицинской помощью и др.
Критерии и показатели оценки эффективности использования государственных ресурсов для оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии с требованиями статьи 41 Конституции Российской Федерации, разработаны Экспертным советом по аудиту эффективности государственных расходов при реализации государственных гарантий оказания населению Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.
Для разграничения платности и бесплатности медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации предлагается оценить раздельно виды и объемы медицинской помощи и их финансовое наполнение из государственных источников финансирования, рассчитанные на душу населения в год, и объемы оказываемых услуг и их финансирование за счет личных средств граждан (платные медицинские, санаторно-оздоровительные услуги, приобретение медикаментов и изделий медицинского назначения в аптеках), также рассчитанные на душу населения в год.
Кроме того, для более полной картины выявления "теневого сектора" в здравоохранении проводятся выборочные социологические исследования участия граждан в финансировании здравоохранения и эти данные необходимо учитывать в структуре негосударственных источников финансирования отрасли, и только после этого сопоставлять с государственными расходами.
Разграничением бесплатной медицинской помощи и платных медицинских услуг должны стать объемы и виды медицинской помощи, реализуемые ежегодно в рамках территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи, утверждаемых органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также целевых программ.
Адекватность, результативность и качество медицинской помощи не должны быть различными при оказании медицинских услуг на платной и бесплатной основе конкретному больному с конкретным заболеванием, т.е. набор лечебно-диагностических мероприятий, жизненно-необходимый для потребителя, должен быть выполнен и в том и в другом случае - протокол ведения больного должен быть единым.
В заключение статьи приводим критерии, показатели и методики оценки эффективности использования ресурсов в сфере здравоохранения.
Критерии и показатели оценки эффективности использования
государственных ресурсов для оказания гражданам Российской Федерации
бесплатной медицинской помощи, предоставляемой в соответствии
с требованиями статьи 41 Конституции Российской Федерации
1. Критерий - доступность бесплатной медицинской помощи
1. Показатели обеспечения доступности бесплатной медицинской помощи.
1.1. Число единиц объемов фактически предоставляемой гражданам субъекта Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в рамках Программы государственных гарантий (на 1000 населения):
1.1.1. число посещений (амбулаторно-поликлиническая помощь)
1.1.2. число койко-дней (стационарная помощь)
1.1.3. число дней лечения в дневных стационарах, стационарах дневного пребывания (амбулаторно-поликлиническая помощь)
1.1.4. число вызовов скорой медицинской помощи
1.2. Уровень госпитализации (число госпитализированных на 1000 жителей)
1.3. Средняя длительность лечения одного госпитализированного (в днях)
1.4. Объем высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи, оказываемый за счет средств федерального бюджета в учреждениях здравоохранения федерального подчинения:
1.4.1. число пролеченных больных;
1.4.1.1. в т.ч. детей;
1.5. Число пролеченных в санаторно-оздоровительных учреждениях (в расчете на 1000 жителей)
1.6. Удовлетворенность граждан медицинской помощью (по результатам выборочных социологических исследований)
1.7. Число обоснованных жалоб граждан в Территориальные фонды обязательного медицинского страхования по нарушению прав граждан на получение бесплатной, доступной и качественной медицинской помощи
1.8. Доля охвата населения вакцинацией
1.9. Процент охвата декретированных контингентов профосмотрами
1.10. Удельный вес объема платных медицинских услуг (в %), оказанный гражданам в государственных и муниципальных лечебно-профилактических учреждениях и в частных (негосударственных) лечебно-профилактических учреждениях
2. Критерий - достаточность ресурсов
для оказания бесплатной медицинской помощи
2. Показатели уровня обеспеченности ресурсами (финансовыми, материальными, кадровыми) и их использование
2.1. Показатели обеспеченности финансовыми ресурсами (абсолютное выражение и в расчете на душу населения, в рублях):
2.1.1. Показатели обеспеченности государственными финансовыми ресурсами (показатели бесплатности медицинской помощи) за счет средств:
2.1.1.1. консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации (без учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения) - (подушевые нормативы)
2.1.1.2. обязательного медицинского страхования (за счет единого социального налога и страховых взносов на обязательное медицинское страхование неработающего населения) - (подушевые нормативы)
2.1.1.3. федерального бюджета, в том числе на реализацию федеральных целевых программ и предоставление гражданам Российской Федерации высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи (по квотам, устанавливаемым для всех субъектов Российской Федерации)
2.1.1.4. привлеченных международных кредитов (займов)
2.1.1.5. Соотношение средств бюджетов всех уровней и средств государственных внебюджетных фондов (в %)
2.1.2. Показатели негосударственных финансовых ресурсов (показатели платности медицинской помощи):
2.1.2.1. показатели платных медицинских услуг, в том числе по добровольному медицинскому страхованию (абсолютные и подушевые)
2.1.2.2. показатели платных санаторно-оздоровительных услуг (абсолютные и подушевые)
2.1.2.3. показатели оплаты медикаментов, изделий медицинского назначения в аптеках (абсолютные и подушевые)
2.1.3. Показатели финансирования здравоохранения из всех источников, всего (абсолютное выражение и в расчете на душу населения, в рублях)
2.1.4. Удельный вес государственных расходов на здравоохранение в структуре ВВП
2.1.5. Удельный вес негосударственных расходов (включая личные расходы граждан) на здравоохранение в структуре ВВП
2.1.6. Структура расходов на здравоохранение в процентах за счет государственных и негосударственных источников финансирования (включая личные средства граждан)
2.2. Показатели обеспеченности материальными ресурсами:
2.2.1. Обеспеченность населения больничными койками (на 1000 населения)
2.2.2. Обеспеченность населения местами в дневных стационарах (на 1000 населения)
2.2.3. Обеспеченность населения мощностями амбулаторно-поликлинических учреждений (число посещений в смену на 1000 населения)
2.2.4. Обеспеченность населения санаторными койками (на 1000 населения)
2.2.5. Обеспеченность населения скорой медицинской помощью (число бригад скорой помощи)
2.2.6. Износ основных фондов (всего, в том числе активной части в %);
Фондооснащенность больничной койки (стоимость в рублях пассивной и активной части основных фондов в расчете на 1 койку)
2.2.7. Фондооснащенность больничной койки (стоимость в рублях пассивной и активной части основных фондов в расчете на 1 койку)
2.2.8. Фондовооруженность труда врачебного персонала (стоимость в рублях активной части основных фондов в расчете на 1 врача)
2.3. Показатели обеспеченности кадровыми ресурсами:
2.3.1. Обеспеченность населения врачами (на 10 тыс. населения).
Всего, в том числе: в амбулаторно-поликлинических учреждениях и стационарах
2.3.2. Обеспеченность населения средним медицинским персоналом (на 10 тыс. населения). Всего, в том числе: в амбулаторно-поликлинических учреждениях и стационарах
2.3.3. Соотношение врачей и среднего медицинского персонала (в%)
2.3.4. Объем нагрузки врачей амбулаторно-поликлинических учреждений (число посещений в год на 1-го врача)
2.3.5. Объем нагрузки врачей стационарных учреждений (число койко-дней госпитализации на 1-го врача)
2.3.6. Уровень оплаты труда медицинских работников в сопоставлении с уровнем оплаты труда в народном хозяйстве)
3. Критерий - качество бесплатной медицинской помощи
3.1. Медицинский эффект (динамика показателей):
3.1.1. летальность в больничных учреждениях
3.1.2. смертность на дому от управляемых причин
2.1.3. уровень расхождения диагнозов клинических и патологоанатомических; установленных в поликлинике, скорой помощи и стационаре
3.1.4. запущенность патологии (активная форма туберкулеза, онкологических заболеваний, венерических заболеваний и пр.)
3.1.5. количество удовлетворенных судебных исков на некачественную медицинскую помощь и уровень материального возмещения нанесенного ущерба здоровью граждан
3.2. Социальный эффект (динамика показателей):
3.2.1. средняя продолжительность предстоящей жизни
3.2.2. уровень естественного прироста населения (депопуляции)
3.2.3. младенческая смертность
3.2.4. материнская смертность
3.2.5. инвалидность (первичный выход и контингенты)
3.2.6. смертность лиц трудоспособного возраста и средний возраст умерших в трудоспособном возрасте (потери трудового потенциала за счет преждевременной смертности)
3.2.7. заболеваемость важнейшими социально-значимыми болезнями и контингенты (туберкулез, алкоголизм, наркомания, венерические, психические заболевания и пр.)
3.3. Экономическая эффективность предоставляемой бесплатной медицинской помощи:
3.3.1. Плановые и фактические затраты консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации и средств обязательного медицинского страхования на единицу объема медицинской помощи по видам:
3.3.1.1. стационарная (стоимость 1 койко-дня)
3.3.1.2. амбулаторно-поликлиническая (стоимость 1 посещения)
3.3.1.3. скорая медицинская помощь (стоимость 1 вызова)
3.3.1.4. стационарозамещающих технологий (стоимость 1 дня лечения)
3.3.2. Плановые и фактические затраты федерального бюджета на оказание высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи по видам:
3.3.2.1. стационарная (стоимость 1 койко-дня)
3.3.2.2. амбулаторно-поликлиническая (стоимость 1 посещения)
3.3.3. Национальный доход, произведенный одним работником за один рабочий день, рублей.
3.3.4.Среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности на одного работника, рублей
На основании представленных показателей необходимо оценить размеры экономического эффекта (ущерба) с применением следующих методик:
1.1. Расчет эффективности реализации территориальной программы государственных гарантий медицинской помощи населению в субъекте Российской Федерации.
Э (У) = (Пб - Пб ) х З, где
1 2
Э (У) - экономический эффект (ущерб);
Пб - количество пролеченных больных за отчетный год;
1
Пб - количество пролеченных больных за предыдущий год;
2
З - затраты.
1.2. Расчет затрат на стационарную медицинскую помощь населению в субъекте Российской Федерации.
Зстац. = [(Д + ВН) х t х 0,75 х Р/Ч] + Л х t , где
ki i ki
Д - национальный доход, произведенный 1 работником за 1 рабочий
день, руб.;
ВН - среднедневной размер пособия по временной нетрудоспособности на
1 работника, руб.;
t - средняя продолжительность одного случая i-того заболевания в
ki
календарных днях;
0,75 - коэффициент перевода календарных дней в рабочие;
Р/Ч - доля работающих в общей численности больных (Ч);
Л - стоимость лечения в расчете на одного больного на 1
i
календарный день, руб.
2. Расчет эффективности внедрения стационарозамещающих технологий при оказании медицинской помощи населению в субъекте Российской Федерации. (Флек В.О., 2004 год).
Э = (Д - Д ) х 0,56 х З, где
1 2
Э - экономический эффект;
Д - количество дней лечения в ДС* за отчетный год;
1
Д - количество дней лечения в ДС за предыдущий год;
2
0,56 - коэффициент, отражающий долю ДС в больницах в ДС всех типов;
З - затраты на лечение больных как разница показателей средней
стоимости одного к/дня лечения в больницах и средней стоимости одного дня
лечения в ДС.
В.О. Флек,
д.м.н. профессор
Н.А. Кравченко,
д.м.н., профессор
Н.Ф. Соковикова,
специалист счетной палаты
"Менеджер здравоохранения", N 9, сентябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
* ДС - дневные стационары;
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Менеджер здравоохранения"
Издатель: ООО Издательский дом "Менеджер здравоохранения"
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-15481 от 20 мая 2003 г.
Издается с 2004 г.
Периодичность: ежемесячный
Главный редактор: академик РАМН, профессор В.И. Стародубов
Информационная концепция: Административная реформа в здравоохранении.
Новые финансово-экономические механизмы и организационно-правовые формы медицинской организации. Анализ и прогноз рынка медицинских услуг. Программы переподготовки руководителей здравоохранения. Актуальные интервью. Репортажи о заметных событиях
Подписные индексы по каталогу "Газеты и журналы" агентства "Роспечать":
20102 - годовая подписка;
82614 - подписка на полгода.
Адрес редакции: г. Москва, ул. Добролюбова, 11, оф. 234
Телефоны редакции: (495) 618-07-92
факс (495) 618-07-92
Справки о подписке через редакцию по тел/факс (495) 618-07-92, 639-92-45
Адрес электронной почты idmz@mednet.ru
Сайт: www.idmz.ru