За перерасход газа сверх объемов, установленных договором с газоснабжающей организацией, плата за газ предъявляется заводу по повышенному тарифу.
Налоговая инспекция считает, что завод не имеет права учитывать в составе расходов повышенную плату за потребление газа. По мнению работников завода, потребление газа в объемах, превышающих объемы, установленные договором, связано с технологическими особенностями производства завода. Поэтому завод имеет право учитывать расходы в виде оплаты поставленного газа в фактически произведенных суммах. Правы ли в данной ситуации представители налоговой инспекции?
В соответствии с разделом III Правил поставки газа в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 N 162, поставка газа производится на основании договора между поставщиком и покупателем. При этом покупатель должен иметь разрешение для использования газа в качестве топлива, выдаваемое в порядке, установленном Правительством РФ.
Договорные объемы поставки газа не должны превышать объемы, указанные в разрешении на использование газа.
В разделе IV вышеназванных Правил указывается, что при перерасходе газа без предварительного согласования с поставщиком покупатель оплачивает дополнительно объем отобранного им газа сверх установленного договором и стоимость его транспортировки с применением повышающих коэффициентов:
- с 15 апреля по 15 сентября - 1,1;
- с 16 сентября по 14 апреля - 1,5.
Согласно п. 44 Правил пользования газом и предоставления услуг по газоснабжению в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.05.2002 N 317, потребление газа подлежит обязательному нормированию в соответствии с технологическими нормами расхода газа при производстве продукции (работ, услуг), на собственные нужды и технологические потери.
Технологические нормы расхода газа определяются организацией в соответствии с государственными стандартами (техническими условиями) на газоиспользующее оборудование и утверждаются руководителем. Контроль же за соблюдением технологических норм осуществляется как организацией, использующей оборудование, так и органом государственного надзора.
Таким образом, организация - потребитель газа может нести двойную ответственность: за перерасход газа сверх количества, обусловленного договором, - в виде платы по повышенному тарифу и (или) за расход газа сверх технологических норм - в виде штрафных санкций.
Плату за перерасход газа сверх договорного количества взимает поставщик газа - коммерческая организация. Штрафные санкции за перерасход газа сверх технологических норм налагаются органом государственного надзора.
Согласно п. 2 ст. 270 НК РФ при определении налоговой базы не учитываются расходы организаций в виде штрафа и иных санкций, взимаемых государственными организациями, которым законодательством Российской Федерации предоставлено право наложения вышеуказанных санкций.
Что касается расходов организаций по оплате по повышенному тарифу потребляемого газа сверх договорного количества, то в соответствии с п. 2 ст. 254 НК РФ стоимость топлива и энергии всех видов определяется исходя из цен их приобретения, то есть на основании договорных цен.
Следовательно, расходы по оплате по повышенному тарифу потребляемого газа, израсходованного сверх договорного количества, но в пределах технологических норм, организация имеет право учитывать при налогообложении прибыли в полной сумме.
Ю.В. Подпорин,
консультант Департамента налоговой и таможенно-тарифной
политики Минфина России
1 сентября 2005 г.
"Налоговый вестник", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1