"Для столичных бухгалтеров сделали КоАП"
(интервью с А. Семенниковым, разработчиком московского КоАПа, депутатом)
Этой осенью депутаты Московской городской думы собираются принять новый КоАП специально для Москвы. Мы решили узнать, к каким переменам нужно готовиться столичным бухгалтерам и предпринимателям. Для этого побеседовали с разработчиком московского КоАПа, депутатом Александром Семенниковым.
- Александр Григорьевич, почему вдруг появилась идея создания отдельного КоАПа для Москвы?
- Ну почему же вдруг? Этот законопроект возник не спонтанно. Мы уже давно думали объединить более 50 административных актов в кодекс. В основном в этих законах оговорены правонарушения, которые остались вне внимания федерального законодательства. В итоге кодекс получился достаточно внушительным - 16 глав, 160 статей.
- А вам не кажется, что московский КоАП во многом повторяет федеральный, утвержденный законом от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ?
- Некоторое дублирование федерального кодекса действительно имеет место. Но оно связано с тем, что разграничение полномочий между Федерацией и субъектами имеет свои особенности. Как сказано в подпункте "к" пункта 1 статьи 72 Конституции, административное законодательство находится в совместном ведении Федерации и ее субъектов. Действующий КоАП определяет конкретные правонарушения и наказания за них. Однако вне внимания федерального кодекса осталось довольно много действий, которые могут совершить нарушители в тех или иных областях. Соответственно их надо учесть и на уровне субъекта Федерации, в данном случае Москвы.
Например, в главу 12 столичного КоАПа включены нормы, которые устанавливают административную ответственность за нецелевое использование средств городского бюджета. Для столицы они являются новыми. Конечно, аналогичные положения содержатся в федеральном КоАПе (ст. 15.14, 15.15 и 15.16). Но за неправильное использование средств столичного бюджета по ним нельзя наказать.
- Но ведь столице нужен отдельный КоАП не только затем, чтобы решить проблему применения федеральных норм?
- Совершенно верно. Объединяя законы в кодекс, мы решаем сразу несколько задач. Во-первых, обобщаем действующие нормы, которые содержат статьи об ответственности. Например, за нарушения в сфере потребительского рынка, загрязнение природных вод в городе, нанесение вреда экологии владельцами автозаправок, повреждение или уничтожение зеленых насаждений. Вы спрашиваете, какое это имеет отношение к малому бизнесу? Скажем, предприниматель решил установить торговый павильон. Не исключено, что в процессе он ненароком срубит дерево поблизости. А это уже правонарушение.
Во-вторых, мы разрабатываем статьи, которые определяют наказания за нарушения, не прописанные в федеральном КоАПе. В новый кодекс дополнительно будут включены нормы об ответственности фирм за нарушения, посягающие на общественный порядок. Они могут иметь место, например, если продавцы навязывают покупателям товары.
- Сразу хочется уточнить, ужесточает ли московский КоАП меры воздействия на столичных предпринимателей. Какое из правонарушений фирм расценивается по кодексу как самое серьезное?
- Нет, тенденции ужесточения ответственности в проекте нет. Мы постарались сохранить штрафы действующих законов за незначительным исключением. Традиционно высокие размеры наказаний - за экологические правонарушения. Например, за незаконное уничтожение зеленых насаждений предприниматель может быть наказан штрафом 15 000 рублей, а фирма - 150 000 рублей (ст. 4.14). За загрязнение вод в границах природного комплекса Москвы штрафы 20 000 и 100 000 рублей (ст. 4.3).
- В настоящем проекте кодекса нет положений, регулирующих правонарушения в области налогов и сборов. Планируется ли внести такие статьи в московский КоАП?
- Нет, это компетенция федерального законодателя. Хотя, как я уже сказал, штрафные санкции в области бюджетных отношений, финансов и сборов мы тоже предусмотрели. Например, за такие нарушения, как нецелевое использование средств бюджета Москвы, фирмы заплатят штраф до 50 000 рублей (ст. 12.1), за нарушение сроков возврата бюджетных займов - до 100 000 рублей (ст. 12.2). Также грозит штраф от 40 000 до 50 000 рублей организациям за нарушение порядка лицензирования алкогольной продукции (ст. 11.5).
- Наших читателей волнует вопрос использования жилого фонда. Не секрет, что многие московские фирмы перестраивают под офисы квартиры. Что предусматривает на этот счет новый КоАП?
- Этой теме у нас была посвящена статья 9.13. Но скорее всего в части жилых помещений с ней придется расстаться. Новый Жилищный кодекс лишил субъекты права устанавливать порядок выдачи разрешений на перепланировку или переоборудование жилых помещений. Московское законодательство в связи с этим будет изменяться, а данная норма серьезно уточняться.
- Ну а что касается нежилых помещений - стоит ли ожидать сюрпризов в этой области?
- Громких перемен здесь не будет. В кодекс вошли положения из действующего закона города. Составлением протоколов и взысканием штрафов занимаются соответствующие органы исполнительной власти Москвы - Государственная земельная инспекция Москвы и административная комиссия при департаменте земельных ресурсов (по земельным нарушениям), Государственная городская инспекция по контролю за использованием объектов нежилого фонда, а также административная комиссия при Госгоринспекции.
- В статье 9.7 говорится о наказании за использование нежилого фонда без надлежащих документов. Какие именно документы имеются в виду? И где может, например, бухгалтер с ними ознакомиться?
- Спасибо, что заострили на этом внимание. Эта норма перешла из действующего закона. Мы еще будем обсуждать, насколько корректно она изложена, не слишком ли произвольно и широко истолковывают чиновники понятие "правоустанавливающие документы". Возможно, придется внести уточнения в редакцию данной статьи.
Предварительно могу сказать, что скорее всего речь идет о документах, подтверждающих законные основания пользования нежилым помещением, установленные гражданским законодательством. Такие, как договоры купли-продажи, аренды, свидетельства о праве собственности, о внесении в Реестр недвижимого имущества, оперативного управления.
То же самое, кстати, можно сказать и о нарушениях порядка и условий использования объектов нежилого фонда. В статье 9.8 указано, что эти ограничения для пользователей устанавливает собственник, допустим город Москва. Естественно, все должно быть четко зафиксировано в договоре. Если же фирма сама является собственником нежилого помещения, то обязана подчиняться общим требованиям гражданского законодательства о своих правах и обязанностях. Также она должна исполнять нормативные акты, изданные как федеральными органами, так и органами государственной власти Москвы в пределах их компетенции.
- Вы так позитивно подходите к критике вашего детища...
- Не хотелось бы, чтобы столичные компании расценивали наш проект как исключительно репрессивный. Его скорее следует считать мобилизующим и дисциплинирующим. Законопослушным предпринимателям нечего опасаться принятия московского КоАПа.
Беседовал М. Зорский
"Московский бухгалтер", N 12, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007