Центры стратегического моделирования как основа
эффективного управления
Информация - основа процесса принятия управленческих решений. Для подготовки оптимального решения необходимо выполнить целый комплекс мероприятий по информационно-аналитическому обеспечению управленческой деятельности.
Эффективность управления компанией напрямую зависит от "правильности" выбора соответствующей стратегии и тактики развития. Можно выделить множество критериев этого выбора. На наш взгляд, только комплексный подход к оценке этих критериев и прогноз развития ситуации при управленческих воздействиях могут обеспечить выбор оптимальной стратегии и тактики развития. Одним из подходов к повышению эффективности управленческих решений является интеграция передовых технологий поддержки принятия решений в систему управления.
В современных условиях эффективная информационная и аналитическая поддержка деятельности компании не только способствует принятию оптимальных управленческих решений, но и помогает избежать возможных конфликтов и кризисов. Важнейшим условием своевременного и обоснованного принятия решений является надежное обеспечение должностного лица необходимой информацией о положении дел в компании. Однако проблема состоит в том, что получаемые данные в основном обрабатываются и докладываются лицам, принимающим решения, со значительной потерей времени, вне единого информационного поля и с некоторыми искажениями реальной обстановки. Решить данную проблему можно с использованием центров стратегического моделирования (ЦСМ).
Центр стратегического моделирования
В последние годы особую актуальность приобрели центры стратегического моделирования как инструменты поддержки принятия управленческих решений. Этому способствует возрастающая потребность в повышении эффективности управления и развитии информационных технологий.
ЦСМ представляет собой совокупность технических, программных, организационных и интеллектуальных средств для принятия руководством управленческих решений. Он объединяет работу технического персонала, систем безопасности, экспертов и аналитиков. Слаженная работа всех составляющих ЦСМ обеспечивает наглядное и информативное отображение текущей ситуации на предприятии или даже в целом регионе и варианты ее развития, а также приводит к разработке ряда мер по корректировке ситуации в интересах руководства. По своей сути, ЦСМ - это командный пункт руководителя.
Средства отображения информации, такие, как видеостена, VIP АРМы, и подсистема визуализации создают единое пространство воспроизведения ситуации в регионе или бизнес-среде и позволяют формировать среду поддержки принятия решений.
Лицу, принимающему решение, предоставляются данные по прогнозам развития ситуации в вверенной ему сфере и варианты парирования угроз. Для каждого решения формируется оценка рисков, измеряются сила воздействия решения на обстановку и стоимость его реализации. На основе всей этой информации и личного опыта руководство выбирает наиболее рациональный вариант для реализации запланированных действий. Одновременно с предоставлением агрегированных данных по запросу руководителя в режиме реального времени предоставляется и детализированная информация на интересующую его тему.
Создание ЦСМ предполагает реализацию нового подхода, который состоит в том, что наиболее эффективное управленческое решение принимается на основе критериев оптимальности и представления итоговой информации заинтересованным руководителям в виде, наиболее соответствующем их потребностям. Данный подход позволяет оценить последствия принятия тех или иных стратегических решений с учетом краткосрочных и долгосрочных целей развития компании. ЦСМ дает возможность высшему руководству постоянно не только контролировать выполнение принятых решений, но и производить своевременную корректировку планов.
Технологии поддержки принятия решений
В ЦСМ в качестве основы используются информационные технологии и экономико-математические методы моделирования, которые позволяют осуществлять предварительную классификацию и обработку информации, а потом и визуализацию основных параметров для анализа и принятия решения.
Располагая информацией о текущем положении дел, руководитель может, варьируя значения параметров, оценить степень их влияния на анализируемые показатели (индекс экономической безопасности, индексы состояния социально-экономической обстановки, уровень конкурентной среды, выручка отраслей, уровень безработицы). На основе подобной информации можно более взвешенно принимать решения в области управления и стратегического развития организации. Рассмотрим более подробно технологию принятия решений.
Параметрические потоки. Социально-экономические и политические процессы, изучение которых необходимо для эффективной управленческой деятельности, связаны с анализом фактографического материала большого объема.
В процессе функционирования ЦСМ выполняет непрерывный регламентированный сбор исходных данных о складывающейся обстановке внутри компании/региона. Данные сразу после их производства в соответствующем подразделении, департаменте, министерстве или ведомстве поступают напрямую в информационное хранилище центра, что обеспечивает отражение реального положения дел в различных сферах бизнеса или отраслях региона. Программные комплексы ЦСМ позволяют выполнить следующие операции:
автоматизированный сбор данных (департаменты, подведомственные организации);
распознавание и ввод данных;
обеспечение полноты собираемой информации;
контроль за исполнением планов;
расчет агрегированных данных, характеризующих ситуацию в целом и по интересующим аспектам;
автоматический контроль выхода параметров за границы критических значений;
расчет интегральных индексов состояния обстановки.
Рейтинги и конфликты. Чтобы обеспечить формирование более точного "портрета" ситуации, в состав ЦСМ включаются решения, позволяющие учитывать как вербальные потоки, так и экспертные оценки и данные различных социологических опросов. В результате ЦСМ гарантирует предоставление руководству результатов анализа существующей социально-политической обстановки и возможные варианты ее развития.
Решение обеспечивает получение регулярной статистики социального климата в регионе и сбор консолидированной информации об уровне удовлетворенности сотрудников/населения деятельностью компании/руководством региона.
На основе решения можно проводить моделирование развития внутриполитической обстановки, прогнозировать наиболее конфликтные ситуации.
Программные комплексы центра обеспечивают осуществление следующих мероприятий:
исследование социального климата в регионе;
прогнозирование социально-политических предпочтений населения;
изучение возможных вариантов развития социально-политической ситуации;
построение плана мероприятий для необходимого изменения предпочтений;
анализ и оценка отношения населения к деятельности компании, подведомственных структур;
анализ, моделирование и разрешение конфликтных ситуаций.
Вербальные потоки. Для решения задач информационно-аналитического обеспечения деятельности руководителя необходимо использовать аналитические инструменты, которые обеспечивают проведение событийного анализа, - многоаспектного изучения обстановки, складывающейся вокруг объектов интереса, включая выделение знаний из собранной информации, представление этих знаний в виде семантической сети, выявление неявных связей.
Система событийного анализа позволяет осуществлять обработку вербальных потоков, при этом обеспечиваются получение и формализация знаний, анализ ситуации по данным СМИ и другим источникам информации.
Вербальные потоки, с которыми работает ЦСМ, - это СМИ, Интернет, аналитические отчеты и др. Их обработка и анализ существенно расширяют информационный "портрет" текущей ситуации.
В результате работы с вербальными потоками можно осуществлять следующие мероприятия:
регистрация и описание различных фактов;
мониторинг событий;
выявление связей между объектами и событиями;
проведение POST-анализа;
получение статистики произошедших событий по географической принадлежности, временным интервалам, участникам событий;
определение тем, на фоне которых формируется информационный портрет;
мониторинг, анализ и оценка эффективности мероприятий и решений.
Визуализация и анализ. Для поддержки управленческих процессов необходимо не только регистрировать информацию, но и иметь возможность представлять целостную совокупность взаимосвязанных процессов и тенденций их развития.
Подсистема визуализации и анализа наряду с другими компонентами ЦСМ обеспечивает выполнение его основной задачи - предоставление руководителю интегральной аналитической информации о текущей обстановке и оценка возможных вариантов ее развития.
Данная подсистема эффективно инкорпорирует результат работы всех комплексов и подсистем центра, а также поступающие из различных министерств и ведомств данные и обеспечивает ЛПР интегральной аналитической информацией о текущей и прогнозируемой обстановке.
Подсистема визуализации и анализа, во-первых, обеспечивает аналитиков инструментами формирования витрин (форм визуализации данных), позволяя конструировать единое пространство отображения ситуации в регионе произвольной сложности. Во-вторых, подсистема обеспечивает единообразие визуализируемой информации. В-третьих, формы визуализации подсистемы являются максимально информативными и интуитивно понятными, что позволяет существенно повысить эффективность информационно-аналитического обеспечения деятельности руководителя.
Моделирование и прогноз. Основой модельного обеспечения ЦСМ является совокупность статических и динамических моделей, с помощью которых описываются объекты предметной области, фиксируется и при необходимости корректируется их состояние на основе данных мониторинга, а также отражается взаимодействие между ними в процессе их развития.
Структура модельного обеспечения обладает определенной универсальностью и адаптивностью к организации динамических расчетов. По мере уточнения исходных данных и параметров модели расчеты на ближайшую перспективу приобретают необходимую точность действий. Они осуществляются как в пакетном, так и в итеративном режиме и служат основой для рекомендаций и корректировки программ.
Инструментарий ЦСМ позволяет выявить тенденции и области деятельности, требующие пристального внимания руководства, а также смоделировать развитие ситуации в будущем, прогнозировать варианты развития ситуации.
Прогнозирование осуществляется несколькими способами: прогноз на основе ранее накопленных данных и проведение модельного эксперимента (вариационный и имитационный).
В результате анализа ситуации и данных прогноза происходит выбор вариантов воздействия на обстановку и парирования угроз. Решения проверяются путем проведения модельного эксперимента.
Применение проектов
ЦСМ применяются прежде всего там, где неизмеримо высока ответственность при принятии решений. В качестве примера можно привести проект по созданию ситуационного центра для управления субъектом Российской Федерации.
За последние два года в органах государственной власти компанией IBS реализованы два крупных проекта - созданы Информационный центр при президенте Республики Саха (Якутия) и Ситуационный центр губернатора Иркутской области. Основная цель внедряемых компанией IBS центров - обеспечение устойчивого и эффективного развития региона.
В. Шатров,
заместитель генерального директора,
А. Загорулько,
директор по развитию бизнеса,
С. Курилко,
менеджер по продажам Центр технологий безопасности IBS
"Финансовая газета", N 45, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Газета "Финансовая газета"
Учредители: Министерство Финансов Российской Федерации, Главная редакция международного журнала "Проблемы теории и практики управления"
Газета зарегистрирована в Госкомпечати СССР 9 августа 1990 г.
Регистрационное свидетельство N 48
Издается с июля 1991 г.
Индексы 50146, 32232
Адрес редакции: г. Москва, ул. Ткацкая, д. 5, стр. 3
Телефон +7 (499) 166 03 71