Новое правовое регулирование отношений по защите прав потребителей
Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" действует уже 13 лет. За это время практика применения закона неоднократно подсказывала необходимость его совершенствования и в закон вносили изменения. Особое место занимали изменения закона от 9 января 1996 г. - когда он был изложен в новой редакции, и изменения от 17 декабря 1999 г., когда были скорректированы многие положения закона.
В декабре 2004 г. закон о защите прав потребителей был изменен в шестой раз*(1), причем его доработка, также как и предыдущие случаи, подсказана жизнью. Сами изменения носят значительный характер и направлены на совершенствование механизмов защиты прав граждан-потребителей. Основные положения данного закона будут рассмотрены в настоящей статье.
Закон вводит новых участников отношений по защите прав потребителей, уже давно существующих в повседневной действительности: импортера и уполномоченную организацию.
Импортер - организация независимо от организационно-правовой формы или индивидуальный предприниматель, осуществляющие импорт товара для его последующей реализации на территории Российской Федерации.
Понятие импорта товара содержится в Федеральном законе "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ, под которым понимается ввоз товара на таможенную территорию Российской Федерации без обязательства об обратном вывозе (п. 10 ст. 2).
Уполномоченная изготовителем (продавцом) организация - организация, осуществляющая определенную деятельность, или организация, созданная на территории Российской Федерации изготовителем (продавцом), в том числе иностранным изготовителем (иностранным продавцом), выполняющие определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом) и уполномоченные им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.
Данные функции может также выполнять уполномоченный изготовителем (продавцом) индивидуальный предприниматель, выполняющий определенные функции на основании договора с изготовителем (продавцом), в том числе с иностранным изготовителем (иностранным продавцом), и уполномоченный им на принятие и удовлетворение требований потребителей в отношении товара ненадлежащего качества.
Уполномоченным организациям или предпринимателям могут быть поручены, например, функции по принятию и рассмотрению претензий, гарантийному и послегарантийному обслуживанию.
Специфика выполняемых функций позволяет рассматривать импортера и уполномоченную изготовителем (продавцом) организацию или уполномоченного предпринимателя как необходимых участников отношений по защите прав потребителей и в установленных законом случаях предъявлять к ним требования по защите прав потребителей.
Не только к продавцу, но и уполномоченной им организации могут быть предъявлены все установленные ст. 18 Закона о защите прав потребителей требования в случае продажи товара ненадлежащего качества:
- о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- о соразмерном уменьшении покупной цены;
- о замене на товар аналогичной марки (модели, артикула);
- о замене на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- об отказе от исполнения договора купли-продажи (ранее требование о расторжении договора).
К импортеру же могут быть предъявлены лишь два требования: о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их устранение, а также о замене товара на товар аналогичной марки.
Наряду с гарантийным обязательством продавца (изготовителя) законодательное регулирование получает дополнительное обязательство - обязательство в отношении недостатков товаров, обнаруженных по истечению гарантийного срока, установленного изготовителем, и принятое на себя изготовителем или продавцом. Это так называемая дополнительная гарантия на товар, получающая все большее распространение в последнее время. В частности, к нему можно отнести обязательство о бесплатном ремонте товаров определенной марки в течение определенного периода, превышающего гарантийный срок.
Если содержание дополнительного обязательства изготовителя в одностороннем порядке им и устанавливается, то содержание дополнительного обязательства продавца определяется соглашением между продавцом и потребителем. Закон не содержит запретов установления возмездности дополнительной гарантии, весьма распространенной на практике у крупных продавцов бытовой техники. Главное, чтобы условия о возмездности были согласованы между сторонами: продавцом и потребителем и были едины в отношении неограниченного круга потребителей.
Некоторым изменениям в законе подверглась регламентация обязательной информации о товарах, работах, услугах (ст. 10 Закона о защите прав потребителей). К ней добавились сведения:
- о техническом регламенте, которому должен соответствовать товар;
- о стоимости товара в рублях (ранее
это было условие о цене товара, что допускало возможность указывать цену товара в условных единицах, иностранной валюте);
- сведения об импортере товара, уполномоченной организации или уполномоченном предпринимателе (если таковые имеются).
Изменения коснулись и вида требований, которые могут предъявляться потребителем. Вместо расторжения договора, потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения уплаченной суммы. Соответствующие изменения внесены по всему тексту закона о защите прав потребителей (ст. 12, 18, 21, 32, 36).
Несмотря на то, что по своей сущности требования о расторжении договора и об отказе от его исполнения близки и ведут к одинаковому юридическому результату - прекращению договорного обязательства, отказ от исполнения договора более простая с точки зрения реализации процедура.
Хотя в главе 26 ГК РФ "Прекращение обязательств" отказ от исполнения договорного обязательства отсутствует, он вытекает из общих положений ст. 407 ГК РФ: прекращение обязательства по требованию одной из сторон допускается только в случаях, предусмотренных законом или договором. В то же время глава 29 ГК РФ "Изменение и расторжение договора" в одном месте содержит упоминание о данной процедуре - в случае одностороннего отказа от исполнения договора полностью или частично, когда такой отказ допускается законом или соглашением сторон, договор считается соответственно расторгнутым или измененным (п. 3 ст. 450 ГК РФ).
С практической точки зрения процедура отказа от исполнения договора уже известна российскому гражданскому законодательству. Например, Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" от 26 октября 2002 г. за внешним управляющим закреплено право в течение трех месяцев со дня введения внешнего управления отказаться от исполнения любых сделок, заключенных организацией-банкротом, препятствующих восстановлению его платежеспособности (ст. 102 указанного закона).
Скорректированы положения о сроках реализации отдельных требований потребителей.
Законом о защите прав потребителей уже был установлен ряд сроков для реализации некоторых требований потребителя: 7-дневный срок о замене товара ненадлежащего качества с момента предъявления соответствующего требования, а если продавцу необходимо провести дополнительную проверку, то этот срок увеличивается до 20 дней. В случае же если такой товар у продавца отсутствует, то срок увеличивается до 1 месяца (п. 1 ст. 21 закона о защите прав потребителей).
Введен новый срок для предъявления требования о безвозмездном предоставлении товара, если заменяется товар ненадлежащего качества, может быть предъявлено, если для его замены требуется более 7 дней. Это требование должно быть удовлетворено в течение трех дней (п. 1 ст. 21 Закона о защите прав потребителей).
Также в законе закрепляется 3-дневный срок для удовлетворения требования потребителя о возврате уплаченной за товар ненадлежащего качества суммы, если аналогичный товар у продавца отсутствует (п. 2 ст. 25 Закона о защите прав потребителей).
Правовую регламентацию получил новый способ продажи товаров, уже давно широко применяющийся на практике, - дистанционный способ продажи товаров (ст. 26.1 закона о защите прав потребителей). Следует обратить внимание, что Закон о защите прав потребителей не содержит в себе нормы о регламентации отдельных способов продажи товаров. Эти нормы содержатся в ГК РФ в разделе, посвященном розничной купле-продаже (§ 2 гл. 30 ГК РФ), где выделялись: продажа товаров по образцам (ст. 497 ГК РФ), продажа товаров с использованием автоматов (ст. 498 ГК РФ), продажа товаров с условием о его принятии покупателем в определенный срок (ст. 496 ГК РФ), продажа товаров с условием о его доставке покупателю (ст. 499 ГК РФ).
Думается, правильнее было бы включить дистанционный способ продажи товаров в § 2 гл. 30 ГК РФ, так как он в целом относится не только к продаже товаров потребителям, а к розничной купле-продаже в целом. Посредством дистанционного способа, безусловно, могут приобретать товары не только граждане, но и организации. На практике это встречается.
По своей сути продажа товаров дистанционным способом сочетает в себе продажу товаров по образцам и продажу товаров с условием о его доставке покупателю. Правда с той разницей, что покупатель непосредственно товар не видит, а может ознакомиться лишь с его описанием, изображением, содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным на фотоснимках. Дистанционный способ продажи товаров осуществляется посредством таких видов связи, как телевизионной, почтовой, радиосвязи. Сюда можно добавить электронную почту, интернет, телефонную связь (СМС, ММС и др.).
До заключения договора продавцом должна быть предоставлена потребителю информация, которая наряду с такими традиционными сведениями, установленными ст. 10 закона о защите прав потребителей, как:
- сведения об основных потребительских свойствах товара;
- сведения об адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара;
- сведения о полном фирменном на именовании (наименовании) продавца (изготовителя);
- сведения о цене и об условиях приобретения товара;
- сведения о сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке;
должна содержать сведения:
- о доставке товара;
- о порядке оплаты товара;
- о сроке, в течение которого действует предложение о заключении договора.
В момент доставки товара потребителю должна быть в письменной форме предоставлена вся информация о товаре, установленная ст. 10 закона о защите прав потребителей, а кроме того информация о порядке и сроках возврата товара.
Важной гарантией прав потребителя при дистанционном способе продажи товаров является возможность отказаться от товара надлежащего качества не только в любое время до момента передачи товара, как это действует при продаже товара по образцам (п. 3 ст. 497 ГК РФ), но и после его передачи. Это можно сделать в течение 7 дней с момента передачи товара. В случае же если информация о порядке и сроках возврата товара не была предоставлена потребителю в письменной форме, то этот срок увеличивается до 3 месяцев.
Отказ от товара невозможен, если товар имеет индивидуально-определенные свойства, делающие невозможным использование его другими потребителями.
Следует обратить внимание, что в отличие от ст. 25 Закона о защите прав потребителей не устанавливается необходимость мотивирования причины отказа от товара тем, что он не подошел по цвету, размеру, фасону, габариту, комплектации. Причина отказа от товара, проданного дистанционным способом, может быть любая.
При отказе потребителя от товара продавец должен возвратить ему денежную сумму, уплаченную потребителем по договору, за исключением расходов на доставку от потребителя возвращенного товара. Это должно быть сделано не позднее чем через десять дней со дня предъявления потребителем соответствующего требования.
Последствия продажи товара ненадлежащего качества, осуществленное дистанционным способом аналогичны последствиям продажи некачественного товара, проданного обычным способом. Они установлены ст. 18-24 Закона о защите прав потребителей.
Некоторые изменения коснулись вопроса по защите прав потребителей. Новая редакция ст. 17 Закона о защите прав потребителей теперь в большей степени соответствуют положениям ст. 29 ГПК РФ. В частности, иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по месту:
- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;
- жительства или пребывания истца;
- заключения или исполнения договора.
Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства. Из закона о защите прав потребителей исключена возможность предъявления иска по месту причинения вреда, ранее имевшаяся в законодательстве.
Закон дополнился важной гарантией, развивающей положения ст. 493 ГК РФ: отсутствие у потребителя товарного или кассового чека при обмене непродовольственного товара надлежащего качества не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания (п. 1 ст. 25 Закона о защите прав потребителей). Данное правило существенным образом отличается от положения ст. 161, 162 ГК РФ в соответствии с которыми несоблюдение простой письменной формы сделки (а в случае сделок с участием юридического лица требуется письменная форма сделки) лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания.
Законом уменьшен размер ответственности продавца, применяемой судом за несоблюдение добровольного порядка удовлетворения требований потребителя. Данная ответственность установлена п. 6 ст. 13 Закона о защите прав потребителей. Анализ природы этого штрафа позволяет сделать вывод о его административном характере. В то же время порядок его наложения и взыскания отличен от установленного Кодексом РФ об административных правонарушениях порядка. КоАП РФ не содержит в себе и подобный административный состав правонарушения о несоблюдении добровольного порядка удовлетворения требований потребителя, предусматривая:
- осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации либо специального разрешения (ст. 14.1 КоАП РФ);
- незаконная продажа товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена (ст. 14.2 КоАП РФ);
- нарушение законодательства о рекламе (ст. 14.3 КоАП РФ);
- продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг ненадлежащего качества либо с нарушением санитарных правил (ст. 14.4 КоАП РФ);
- продажа товаров, выполнение работ или оказание услуг при отсутствии установленной информации либо без применения контрольно-кассовых машин (ст. 14.5 КоАП РФ);
- нарушение порядка ценообразования (ст. 14.6 КоАП РФ);
- обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ);
- нарушение иных прав потребителей (ст. 14.8 КоАП РФ).
Установленный ст. 13 Закона о защите прав потребителей штраф взыскивается по инициативе суда в виде штрафа в федеральный бюджет в размере цены иска потребителя.
На практике взыскиваемые в пользу потребителя денежные суммы нередко меньше размера заявленных требований. В частности, суммы подлежащей взысканию неустойки на основании ст. 333 ГК РФ могут быть уменьшены судом. Это же касается и взыскиваемых потребителем убытков, а уж тем более компенсации морального вреда, практически всегда уменьшаемой судом в несколько раз от заявленного истцом. В этом обнаруживалась нелогичность, так как цена иска складывается из суммы заявленных истцом требований. Поэтому законодатель теперь устанавливает размер штрафа в 50% от суммы, присужденной в пользу потребителя.
Причем, исходя из п. 29 постановления Верховного Суда РФ "О практике рассмотрения судами дел по защите прав потребителей" от 29 сентября 1994 г. N 7, указанный штраф может либо вообще не взыскиваться судом, либо быть уменьшен.
Следует также отметить, что из ст. 43 Закона о защите прав потребителей исключены конкретные составы административных правонарушений, ранее в ней содержащиеся. В данной статье теперь содержится лишь указание на то, что исполнитель, изготовитель, уполномоченная организация или уполномоченный предприниматель, импортер несут административную, уголовную, гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В законе изменено регулирование отношений по государственной и общественной защите прав потребителей.
Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства по защите прав потребителей в первую очередь осуществляется уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по контролю (надзору) в области защиты прав потребителей. Ранее эти функции выполнялись государственным комитетом по антимонопольной политике, впоследствии - министерством по антимонопольной политике.
В настоящий момент полномочия по контролю и надзору в данной сфере закреплены за Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека. Выбор законодателя далеко не однозначен.
Основными функциями органа, сформированного на базе санитарно-эпидемологической службы, является контроль и надзор в сфере санитарно-эпидемиологического благополучия, защиты прав потребителей и на потребительском рынке. Компетенция этого органа в сфере защиты прав потребителей устанавливается ст. 40-42 Закона о защите прав потребителей, а также постановлением Правительства РФ от 6 апреля 2004 г. N 154 "Вопросы Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека".
За федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека сохранено право давать разъяснения по вопросам применения законодательства по защите прав потребителей (п. 4 ст. 40 Закона о защите прав потребителей). Данная возможность вытекает и из п. 7 ст. 3 ГК РФ. 1669).
Несмотря на то, что по своей юридической природе разъяснения закона не могут содержать в себе нормы права, так как содержат в себе их толкование, значение подобных актов велико. Они позволяют унифицировать практику применения закона по отдельным правовым проблемам.
Наиболее известные разъяснения по защите прав потребителей были даны Министерством по антимонопольной политике РФ "О некоторых вопросах применения Закона РФ от 7 февраля 1992 г. о защите прав потребителей" от 20 мая 1998 г. N 160 (зарегистрировано в Минюсте РФ 28 декабря 1998 г. N
П.В. Сокол
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 5, сентябрь-октябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей" и о признании утратившим силу пункта 28 статьи 1 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации "О защите прав потребителей"" от 21 декабря 2004 г. N 171-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5275.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Новое правовое регулирование отношений по защите прав потребителей
Автор
П.В. Сокол
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", 2005, N 5