Информационный статус федеральных органов исполнительной власти
В основе любого нормативного правового акта лежат реальные потребности в юридическом регулировании.
Появление в законодательном массиве значительного количества норм информационного характера, регулирующих информационное обеспечение федеральных органов исполнительной власти (далее - ФОИВ), позволяет говорить о процессе формирования информационного статуса субъектов административного права.
Первым указал на информационную составляющую статуса субъектов административного права Ю.А. Тихомиров*(1). В дальнейшем, тема получила развитие в трудах специализирующихся в информационном праве ученых - "Информационный статус закрепляется нормами различных отраслей права, как на федеральном, так и на республиканском уровнях и включает в себя содержание, виды и системы информации, права и обязанности в информационной сфере ..."*(2).
Согласно ст. 71 Конституции РФ федеральная информация и связь находятся в исключительном ведении Российской Федерации, являются одним из предметов ведения и полномочий федеральных органов государственной власти. Устанавливаемые на федеральном уровне нормы, регулирующие информационную деятельность, должны точно очерчивать полномочия ФОИВ - создавать, получать, хранить, использовать, запрашивать информацию в соответствии с присущей данному органу компетенцией. Для органов исполнительной власти характерны подвижные объекты воздействия и фиксированные полномочия, ускоренная динамика в сравнении с компетенциями других субъектов права.
В сочетании с таким предметом ведения, как информационная деятельность, - необходимо установление информационного статуса для структур федеральной исполнительной власти - министерства, агентства, службы.
Информационный статус ФОИВ можно представить как совокупность закрепленных правовыми актами полномочий по предмету ведения субъекта права в информационной сфере.
Результатом административной реформы стало значительное сокращение количества федеральных министерств, на которые возложили лишь функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности. Остальные функции организационно-хозяйственного и контрольно-надзорного характера переданы федеральным агентствам и службам.
Классификатор полномочий, составляющих информационный статус министерства*(3) можно представить как:
- полномочия, связанные с определением направления и реализацией информационной политики;
- полномочия, связанные с принятием нормативных правовых актов - тематических и специальных законов регламентирующих режимы использования специальной информации в отдельных сферах общественной деятельности;
- полномочия, связанные с принятием, внесением изменений в действующие нормативные акты специальных информационных норм, уточняющих информационный режим деятельности субъектов права;
- полномочия, связанные с обеспечением корреляции информационных норм различных нормативных актов во избежание противоречивости и несогласованности;
- полномочия, связанные с информационным обеспечением реализации полномочий органов исполнительной власти на всей территории РФ;
- полномочия, связанные с определением основных направлений информационной деятельности подконтрольных конкретному министерству служб и агентств.
Информационный статус федерального министерства - это совокупность закрепленных правовыми актами правоустанавливающих и правоприменительных полномочий по предмету ведения министерства в информационной сфере.
Федеральная служба согласно Указу Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314*(4) осуществляет функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, но в пределах своей компетенции издает индивидуальные правоприменительные акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, актов Президента и Правительства РФ, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности данной службы.
Информационный статус службы можно представить как совокупность закрепленных правовыми актами правоприменительных полномочий по контролю и надзору за выполнением информационных норм и соблюдением информационной политики во вверенной ей сфере деятельности:
- полномочия, связанные с контролем и надзором за соблюдением и исполнением тематических или специальных законов о режиме и порядке обращения информации, специальных информационных норм;
- полномочия, связанные с выполнением требований информационной политики, разрабатываемой министерствами;
- полномочия, связанные с созданием организационных структур, занимающихся информационным обеспечением деятельности как самой службы, так и сопряженной с деятельностью службы общественной сферы;
- полномочия, связанные с разработкой архитектуры службы, позволяющей ей интегрироваться в создаваемый модуль "электронного правительства";
- полномочия, связанные с составлением правил обращения информации внутри службы;
- полномочия, связанные с составлением правил предоставления информации пользователям вовне;
- полномочия, связанные с планированием и контролем за инвестициями в информационные технологии, внедряемые в структуру соответствующего федерального органа исполнительной власти.
Федеральное агентство является органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции (за исключением функций по контролю и надзору)*(5).
Федеральное агентство в пределах своей компетенции издает индивидуальные правоприменительные акты на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных и конституционных законов, актов и поручений Президента РФ (оно также может быть подведомственно Президенту РФ), Председателя Правительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности агентства.
Федеральное агентство предоставляет федеральным органам исполнительной власти непосредственно, или через подведомственные им федеральные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемым органом государственной власти ценам услуги в областях установленных федеральными законами.
Информационный статус агентства можно представить как совокупность закрепленных правовыми актами правоприменительных полномочий по оказанию услуг информационного характера во вверенной ей сфере деятельности.
Перечень услуг информационного характера, осуществляемых федеральным агентством, формируется на основе нормативного правового акта, устанавливающего круг компетенции агентства: полномочия, задачи и функции.
Агентство может делегировать право осуществления публичных услуг другим учреждениям на возмездной основе.
Реализация информационного статуса ФОИВ подразумевает как предоставление неопределенному кругу лиц информации о деятельности, выполняемой государственными органами, так и соблюдение норм информационного характера для информационного обеспечения деятельности непосредственно ФОИВ, участия в информационных правоотношениях с другими органами власти.
Поскольку информационный статус напрямую зависит от компетенции ФОИВ, то необходимо уделить внимание проблеме компетенционного принципа формирования и использования информации. Статутные акты (закон, положение), регулирующие статус органа власти, должны характеризовать степень юридической самостоятельности и ответственности за свои действия, что подразумевает полный и точный охват функций, закрепленных за органом (работником, в частном случае - в должностной инструкции). В статутных актах необходимо указывать необходимый характер получаемой и передаваемой информации. Акты локального характера должны закреплять объем полномочий сотрудника (управления или иной структурной единицы) по выполнению определенных действий с информацией. Обязательным будет определение ответственности за несвоевременное и неполное предоставление информации.
В данной статье рассмотрена новая для административного права юридическая конструкция, что, безусловно, требует дальнейшего теоретического исследования для последующего оформления в специальных нормах права.
Е.А. Поворова
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", N 5, сентябрь-октябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Тихомиров Ю.А. Информационный статус субъектов права: Сборник "Законодательные проблемы информатизации общества". Труды ИзиСП. N 52. М., 1992.
*(2) Терещенко Л.К. Исполнительная власть в Российской Федерации/ Под ред. А.Ф. Ноздрачева, Ю.А. Тихомирова. М., 1996. С. 126.
*(3) Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". Собрание законодательства РФ. 2004. N 11 ст. 945.
*(4) См.: Там же.
*(5) См.: Там же
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный статус федеральных органов исполнительной власти
Автор
Е.А. Поворова
"Вестник Федерального Арбитражного суда Западно-Сибирского округа", 2005, N 5