Москву накрыл ураган "Девять месяцев"
Пару дней назад закончилась отчетная пора. Бухгалтеры хоть и вздохнули с облегчением, но еще не отошли от перенесенных страданий. Не успеют оглянуться - и снова нервотрепка, бесконечные очереди в налоговых и мытарства по кабинетам. Пример столичного бухгалтера Инги Михайловой может показаться типичным. Но все же лучше учиться на чужих ошибках, чем потом корить себя за свои.
"Веселенькое" наследство
На прошлой неделе Инга позвонила в редакцию "Московского бухгалтера" и пожаловалась, что сдача 9-месячной отчетности обернулась для нее и ее коллег хождением по мукам. "Напишите мою историю, - попросила она. - Пусть руководители налогового ведомства посмотрят на работу инспекций с нашей стороны..."
Небольшая предыстория. Шеф Инги, Кирилл, решил в дополнение к рекламному бизнесу открыть сеть салонов красоты. На пробу были куплены уже готовый салон в упадочном состоянии, но с действующей лицензией и классическая нулевка, зарегистрированная в ноябре 2004 года. Вести их он, конечно, поручил своему "основному" главбуху - Инге. Вот что из этого получилось.
Прежний бухгалтер "упадочного" салона Алина, передав документы, сообщила: "Книгу доходов и расходов в конце года сформируете сами. Базу я вам на CD солью". Обещанного пришлось ждать несколько месяцев. До тех пор, пока не подошло время сдавать отчеты. Оказалось, что данные по упрощенке забивались в конфигурацию для обычной бухгалтерии.
- Вы же говорили, что книгу доходов и расходов нужно только распечатать, - недоумевала Инга.
- Ну чего там сложного? Распечатаете оборотку по 90-му счету и по ней забьете данные в Excel. Расходную часть книги формировать не нужно!
Инга рассказала об этом факте начальнику, и он удержал с бывшего владельца бизнеса 300 долларов, благо они были связаны арендными отношениями. Разменяв полученные деньги, Инга выложила 1000 рублей за то, чтобы записать отчетность на дискетки.
Драконовские меры
Решиться на эту неприятную трату ее заставили элементарная нехватка времени и упадок сил. В ИФНС N 19 по Восточному административному округу ни в какую не принимали бумажную отчетность без двухмерных штрихкодов. А отправлять ее по почте Инга посчитала опасным. Потеряется еще - потом проблем с налоговой не оберешься.
В других налоговых (например, в N 1 и 9 по ЦАО) Михайловой всегда удавалось отстоять право сдавать отчеты так, как ей удобно. "Не уверена, что инспекторы вовремя разнесут платежи, - объяснила она. - А вот слить начисления с дискетки успеют точно. Бегай потом и доказывай, что инкассо выставлено неправомерно".
Из-за того, что прежний главбух использовала не ту конфигурацию бухгалтерской программы, сформировать отчетность в электронном виде самой было нельзя. Перебивать базу тоже не имело смысла, так как с IV квартала фирма переходила на обычную систему налогообложения.
Коллеги-бухгалтеры оказались на редкость миролюбивы. Они почти не возмущались драконовскими мерами по приемке отчетности. Строгости начались с 1 октября, поэтому прежний главбух услугами фирм, набивающих отчетность на дискетки, не пользовалась.
А вот Инге пришлось обратиться за помощью к Михаилу - предпринимателю, чей бизнес процветал за счет налоговой отчетности на дискетках. Подруга, которая постоянно пользовалась услугами операторов Михаила, сообщила, что с нее за обычный комплект берут 1200 рублей. "По упрощенке всего два отчета, должен взять не больше 500", - решили подруги. Однако Михаил скинул лишь 200 рублей "Оператору же придется на вашу фирму новую базу заводить, все данные вбивать", - объяснил он.
Документы по второй фирме Инге передали только в конце сентября. В пакете лежали пухлые растрепанные папки с отчетностью. Учредительные документы были подшиты вперемешку с какими-то счетами и другими второстепенными документами.
Инга начала наводить порядок и обнаружила заявление о переходе на упрощенку по схеме "доходы минус расходы" с отметкой налоговой инспекции. Еще раз просмотрела отчеты и убедилась, что все они были сданы по обычной системе налогообложения. Более того, прежний главбух умудрилась даже сдать уточненку по налогу на имущество - учредитель внес в уставный капитал компьютер за 10 тысяч рублей. Следов уплаты копеечного налога обнаружить не удалось.
"Может, им отказали в переходе на упрощенку?" - с надеждой гадала Инга. Впрочем, внутренний голос говорил ей, что этого не может быть: заявление было подано при регистрации фирмы.
- Можно телефончик того, кто сдавал отчеты до меня? - спросила Инга у шефа.
- Кто их только не сдавал! Хотя все-таки это была фирма, которая нас зарегистрировала. Сейчас попробую найти номерок.
Естественно, по набранному номеру никто не отвечал. За истиной пришлось отправиться в налоговую инспекцию.
Сдача отчетности
Приемный зал ИФНС N 18 из-за обилия стекла напомнил операционный зал банка. Но большее впечатление на Ингу произвело то, что на окошках, за которыми принимали отчетность инспекторы, висели таблички: "НДС", "Налог на прибыль", "ЕСН" и т.д. Решив добиться от бухгалтеров "добровольного" перехода на электронную отчетность, инспекция максимально усложнила им жизнь. Ведь чтобы подать декларации в бумажном виде, Инге пришлось бы занимать сразу несколько очередей, поскольку сдать сразу весь комплект в этой инспекции было невозможно.
"Отчетность нулевая будет, отправлю по почте", - тут же решила Инга. Впрочем, такое решение тоже ее не особо радовало. Женщина с усердием принялась выяснять, где найти неполученное уведомление о переводе на упрощенную систему. Но из-за неорганизованности работы инспекции только через несколько часов она смогла найти нужного инспектора, который вручил ей "забытое" уведомление.
Потом за советом, сдавать или не сдавать уточненные расчеты по УСН, бухгалтер отправилась к знакомому аудитору.
- Штраф с вас так и так возьмут, но если не будете колоть глаза запоздалыми отчетами, может, никто и не заметит.
- А налог на имущество? Я взяла повторные выписки в банке, несчастные 150 рублей не оплачены...
- Камеральщики могли их и не разнести, да и отдел учета вряд ли будет тратить время на такие мелочи. Если же вам все-таки начислят пени - подадите еще одну уточненку.
Инга передала содержание беседы шефу, он вынес вердикт: "Сдавай отчетность только за 9 месяцев. Если с предыдущим периодом будут проблемы, я знаю с кого спросить и кого оштрафовать".
"Сдаваться" Инга отправилась 20 октября на Центральный телеграф. В тот день там было сонное царство. А в это время в налоговых клубились очереди, инспекторы отсылали бухгалтеров фирм-"нулевок" за справками из банка и слышались возмущенные крики...
Кстати
Почтовые работники - друзья бухгалтера. Всегда можно найти сердобольную приемщицу, которая поставит на конверте штамп за прошлый день. Но учтите, многие московские почты работают по полдня по одному им известному графику (например, в Царицыно). А в период отчетности некоторые отделения украшены объявлениями: "Заказные и ценные письма временно не принимаются!"
Такую картину можно наблюдать даже в центре Москвы, например в районе метро "Тверская". В почтовых отделениях Юго-Запада объявления не вывешивают. И только когда просишь уведомление для заказного письма, объясняют, что работать некому и письма "временно" не принимаются.
Т. Гронь
"Московский бухгалтер", N 13, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Московский бухгалтер"
ООО "Международное агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27516 Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия от 07.03.2007