Акцизы и сборы как элемент искусства налогообложения
Целым рядом федеральных законов внесены поправки в регулирование налогообложения и оборота подакцизных товаров, напрямую касающиеся не только производителей и продавцов данной продукции, но и остальных потребителей. Ведь с ростом акцизов, сборов, увеличением дополнительных мер контроля неизбежно растут и цены на такие товары.
Государственное регулирование алкогольной продукции
Федеральным законом от 21.07.2005 N 102-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
С 1 января 2006 г. действие названного Закона не будет распространяться на деятельность по производству и обороту пива, а также натуральных напитков с содержанием этилового спирта не более 6%, изготовленных из натуральных виноматериалов, произведенных без добавления этилового спирта.
Кроме того, Закон N 102-ФЗ конкретизирует и уточняет отдельные понятия, а также определяет дополнительные меры, направленные на дальнейшее усиление государственного контроля в данной сфере экономики.
Определение водки теперь такое: это спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56% объема готовой продукции.
С определениями все ясно, а вот с мерами контроля возникли проблемы. Ведь Закон N 102-ФЗ предусматривает, в частности:
- отмену механизма квотирования закупок этилового спирта;
- выдачу лицензий на пять лет;
- исключение из перечня лицензируемых видов деятельности импорта и экспорта алкогольной продукции;
- отмену системы акцизных складов и маркировки алкогольной продукции региональными специальными марками;
- отмену других избыточных мер государственного регулирования (регистрации оборудования, наименования продукции);
- создание единой государственной информационной системы учета алкогольной продукции.
Вот по поводу последнего мероприятия производители и продавцы алкоголя высказали Правительству РФ твердое мнение, что до нового года с реализацией нововведений они не успеют. Так что, может быть, министры пойдут на некоторые уступки по срокам.
Кроме этого Закон N 102-ФЗ установил монополию организаций на рынке розничной продажи алкогольной продукции. Это теперь смогут делать только организации при наличии лицензий и при условии предварительной оплаты поставляемой алкогольной продукции. Предпринимателям фактически запрещено заниматься розничной продажей алкоголя.
Лицензионный сбор
Федеральный закон от 21.07.2005 N 114-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанных с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" направлен на устранение противоречий между нормами Федерального закона от 08.01.1998 N 5-ФЗ "О сборах за выдачу лицензий и право на производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и законодательством Российской Федерации о государственном регулировании производства и оборота алкогольной продукции, лицензировании, законодательством о налогах и сборах. Однако вместе с тем в разы увеличен размер лицензионного сбора, а также изменен порядок его уплаты.
Так, с нового года сбор за выдачу лицензии на производство, хранение и поставки произведенной алкогольной продукции (за исключением вина) составит 3 млн руб. Для вина сумма сбора составит 250 тыс. руб.
Прямогонный бензин
Федеральным законом от 21.07.2005 N 107-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" (далее - Закон N 107-ФЗ) внесены изменения в порядок исчисления и уплаты акцизов на спирт этиловый и пиво, а также проиндексированы ставки акцизов почти на все виды подакцизных товаров.
Изменения, внесенные Законом N 107-ФЗ, вводятся в действие с 1 января 2006 г.
Больше всего нововведения должны порадовать владельцев автотранспортных средств. На фоне безудержного роста мировых цен на нефть законодатели решили ставки акцизов на горюче-смазочные материалы не поднимать.
Особняком, правда, стоит прямогонный бензин, ставка акциза на который поднялась с нулевой отметки, применявшейся в прошлые годы, сразу до 2657 руб. за 1 тонну. Несмотря на то что данный вид бензина не является автомобильным, его дешевизна подталкивала недобросовестных продавцов к тому, чтобы все же продавать его автовладельцам в качестве автомобильного топлива, примешивая в него различные присадки, которые портят двигатель автомобиля.
Так что мы видим редкий случай, когда значительная часть населения приветствует рост ставок акцизов на этот товар, надеясь, что теперь прямогонный бензин с присадками продавать будет невыгодно.
Однако, поскольку основная часть прямогонного бензина используется все-таки в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, налогоплательщикам, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при дальнейшем использовании этого бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии предоставлено право вычета суммы уплаченного акциза (п. 9 ст. 200 НК РФ).
Для получения свидетельства на переработку прямогонного бензина организация или индивидуальный предприниматель должны теперь выполнить целый перечень условий, которые специально для этого случая вводятся в ст. 179.1 НК РФ.
К ним относятся, в частности, наличие договора на оказание услуг по переработке прямогонного бензина с организацией, осуществляющей производство продукции нефтехимии, и наличие в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% уставного капитала ООО либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству, хранению и отпуску продукции нефтехимии.
Денатурированный этиловый спирт
Свидетельство о регистрации, но уже при совершении операций с денатурированным этиловым спиртом с нового года необходимо получать и организациям. При этом согласно новой ст. 179.2 НК РФ, для операций по производству денатурированного этилового спирта будет выдаваться одно свидетельство, а для производства неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт, - другое.
Наличие свидетельства также будет давать возможность для получения налогового вычета по суммам акцизов, предусмотренного вводимыми пунктами 11 и 12 ст. 200 НК РФ.
Статья 179.2 НК РФ устанавливает перечень требований, необходимых для получения свидетельства.
К ним, в частности, относятся наличие в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50% уставного капитала ООО либо голосующих акций акционерного общества) мощностей по производству, хранению и отпуску денатурированного этилового спирта или мощностей по производству, хранению и отпуску неспиртосодержащей продукции, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт.
В пункте 5 ст. 179.2 НК РФ установлены случаи, когда действие свидетельства приостанавливается или аннулируется.
Для приостановки свидетельства организации достаточно не представить в налоговые органы в порядке, предусмотренном ст. 201 НК РФ, реестр счетов-фактур или нарушить работу и условия эксплуатации контрольного и учетно-измерительного оборудования на оборудовании по производству, хранению и реализации денатурированного этилового спирта.
Аннулировать свидетельство налоговые органы обязаны, например, при утрате права собственности на мощности, заявленные при получении свидетельства, изменении места нахождения или наименования организации.
Акцизные склады
С 1 января 2006 г. утрачивают силу статьи 196 и 197 НК РФ. В них определялись налоговые режимы и устанавливался режим налогового склада в отношении алкогольной продукции.
Вероятно, налогоплательщики за последние годы выработали ряд эффективных схем ухода от налогообложения, в том числе с использованием фирм-"однодневок", при реализации алкогольной продукции с акцизных складов одного региона на акцизные склады другого. Использовались также краденые региональные специальные марки.
Видимо понимая, что жить этим схемам осталось недолго и налогоплательщики постараются до конца года их максимально использовать, ФНС России издала письмо от 19.07.2005 N ШТ-6-07/599@, в котором потребовала от налоговых органов на местах усилить контроль за деятельностью организаций, осуществляющих реализацию алкогольной продукции через акцизные склады.
При выявлении факта внесения изменений в учредительные документы, предусматривающие смену учредителей, организациями, имеющими статус акцизного склада, налоговым органам необходимо направлять информацию об этом в МВД России и другие контролирующие органы.
Кроме того, управлениям ФНС по субъектам Российской Федерации предписано решение о выдаче разрешения на учреждение акцизных складов принимать только при полном соответствии представленных документов и наличии условий, соответствующих установленным требованиям на территории данного субъекта Российской Федерации.
Потребовала ФНС России и усилить контроль за выдачей региональных специальных марок. При принятии заявок на изготовление и выдачу марок следует учитывать информацию о среднемесячном использовании региональных специальных марок организацией, не допускать образования больших остатков марок на акцизных складах.
ФНС России даже потребовала выдавать марки организациям только при отсутствии задолженности по уплате налогов и сборов в бюджет.
На особый контроль налоговое ведомство потребовало взять безусловную и своевременную (в течение двух дней) передачу информации об обмене организациями уведомлениями об отгрузке алкогольной продукции с акцизного склада отправителя и поступлении ее на акцизный склад получателя, а также информации о штрихкодировании региональных специальных марок, передаваемую организацией по системе ПИК "ЕСУДАП".
Ставки акцизов
Наименование | Ставки акцизов | ||
2004 год | 2005 год | 2006 год | |
1 | 2 | 3 | 4 |
Алкогольная продукция | |||
Алкогольная продукция с объем- ной долей этилового спирта свыше 25% (за исключением вин) и спиртосодержащая продукция |
135 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в товарах |
146 руб. 00 коп. за 1 л безводного эти- лового спирта, со- держащегося в това- рах |
159 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в товарах |
Алкогольная продукция с объем- ной долей этилового спирта свыше 9 и до 25% включительно (за исключением вин) |
100 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в товарах |
108 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в товарах |
118 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в товарах |
Алкогольная продукция с объем- ной долей этилового спирта до 9% включительно (за исключением вин) |
70 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в товарах |
76 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в товарах |
83 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в товарах |
Вина нетрадиционные крепленые | 88 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в товарах |
- | - |
Вина (за исключением натураль- льных нетрадиционных, вин шампанских и игристых) |
52 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в товарах |
- | - |
Вина натуральные нетрадицион- ные некрепленые |
4 руб. 00 коп. за 1 л |
- | - |
Вина (за исключением натураль- ных, в том числе вин шампанс- ких, игристых, газированных, шипучих) |
- | 95 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в товарах |
112 руб. 00 коп. за 1 л безводного этилового спирта, содержащегося в товарах |
Вина натуральные (за исключе- нием шампанских, игристых, газированных, шипучих) |
2 руб. 20 коп. за 1 л |
2 руб. 20 коп. за 1 л |
2 руб. 20 коп за 1 л |
Вина шампанские, игристые, газированные и шипучие |
10 руб. 50 коп. за 1 л |
10 руб. 50 коп. за 1 л |
10 руб. 50 коп за 1 л |
Спирт этиловый из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) |
18 руб. 00 коп. за 1 л безводного спирта этилового |
19 руб. 50 коп. за 1 л безводного спирта этилового |
21 руб. 50 коп. за 1 л безводного спирта этилового |
Пиво с нормативным (стандарти- зированным) содержанием объем- ной доли спирта этилового до 0,5% включительно |
0 руб. 00 коп. за 1 л |
0 руб. 00 коп. за 1 л |
0 руб. 00 коп. за 1 л |
Пиво с нормативным (стандарти- зированным) содержанием объем- ной доли спирта этилового свыше 0,5 и до 8,6% включи- тельно |
1 руб. 55 коп. за 1 л |
1 руб. 75 коп. за 1 л |
1 руб. 91 коп. за 1 л |
Пиво с нормативным (стандарти- зированным) содержанием объем- ной доли спирта этилового свыше 8,6% |
5 руб. 30 коп. за 1 л |
6 руб. 28 коп. за 1 л |
6 руб. 85 коп. за 1 л |
Табачные изделия | |||
Табак трубочный | 574 руб. 00 коп. за 1 кг |
620 руб. 00 коп. за 1 кг |
676 руб. 00 коп. за 1 кг |
Табак курительный, за исключе- нием табака, используемого в качестве сырья для производст- ва табачной продукции |
235 руб. 00 коп. за 1 кг |
254 руб. 00 коп. за 1 кг |
277 руб. 00 коп. за 1 кг |
Сигары | 14 руб. 00 коп. за 1 шт. |
15 руб. 00 коп. за 1 шт. |
16 руб. 35 коп. за 1 шт. |
Сигариллы | 157 руб. 00 коп. за 1000 шт. |
170 руб. 00 коп. за 1000 шт. |
200 руб. 00 коп. за 1000 шт. |
Сигареты с фильтром | 60 руб. 00 коп. за 1000 шт. + 5% от отпускной цены |
65 руб. 00 коп. за 1000 шт. + 8% от отпускной цены, но не менее 20% от отпускной цены |
78 руб. 00 коп. за 1000 шт. + 8%, но не менее 25% от отпускной цены (от суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимос- ти и подлежащей уплате таможенной пошлины) |
Сигареты без фильтра, папиросы | 23 руб. 00 коп. за 1000 шт. + 5% от отпускной цены |
28 руб. 00 коп. за 1000 шт. + 8% от отпускной цены, но не менее 20% от отпускной цены |
35 руб. 00 коп. за 1000 шт. + 8%, но не менее 25% от отпускной цены (от суммы, полученной в результате сложения таможенной стоимос- ти и подлежащей уплате таможенной пошлины) |
Автомобили | |||
Автомобили легковые с мощнос- тью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно |
0 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
0 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
0 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобили легковые с мощнос- тью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно |
14 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
15 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
16 руб. 50 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
Автомобили легковые свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоцик- лы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) 142 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
142 руб. 00 коп. (1 л.с.) 153 руб. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
153 руб. (1 л.с.) | 167 руб. 00 коп. за 0,75 кВт |
ГСМ | |||
Бензин автомобильный с октано- вым числом до 80 включительно |
2460 руб. 00 коп. за 1 т |
2657 руб. 00 коп. за 1 т |
2657 руб. 00 коп. за 1 т |
Бензин автомобильный с иными октановыми числами |
3360 руб. 00 коп. за 1 т |
3629 руб. 00 коп. за 1 т |
3629 руб. 00 коп. за 1 т |
Дизельное топливо | 1000 руб. 00 коп. за 1 т |
1080 руб. 00 коп. за 1 т |
1080 руб. 00 коп. за 1 т |
Прямогонный бензин | - | - | 2657 руб. 00 коп. за 1 т |
Масло для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей |
2732 руб. 00 коп. за 1 т |
2951 руб. 00 коп. за 1 т |
2951 руб. 00 коп. за 1 т |
Как видим, по большинству товаров изменение ставок акцизов сопоставимо с темпами роста инфляции. Так, на алкогольную продукцию и пиво они вырастут на 8-9%. По винам, за исключением натуральных и шампанских, ставка поднята почти на 18%. Для остальных вин все осталось по-прежнему. Для легковых автомобилей ставки вырастут на 9-10%. Рекордсменами повышения стали ставки на сигареты с фильтром (на 20%) и сигареты без фильтра и папиросы (на 25%). Если посчитать ставки за последние два года, то по самым массовым табачным изделиям они увеличились более чем в полтора раза.
Никола Фуке, министр финансов Франции при Людовике ХIV, говорил, что искусство налогообложения состоит в том, чтобы ощипать гуся так, чтобы он при этом поменьше шипел.
Наши финансисты, наверно, решили, что гусь с сигаретой во рту шипеть не будет вовсе.
В. Егоров,
АКДИ "Экономика и жизнь"
"Новая бухгалтерия", выпуск 11, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16