Новое в исчислении и уплате акцизов
(с 1 января 2006 г.)
Федеральным законом от 21 июля 2005 года 107 N-ФЗ "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых положений законодательных актов Российской Федерации" внесен ряд существенных изменений в главу 22 НК РФ "Акцизы".
Изменения коснулись следующих элементов налогообложения:
Налоговые ставки
Проведена ежегодная индексация налоговых ставок акцизов (статья 193 НК РФ). Размер повышения акцизных ставок можно оценить из данных таблицы:
Виды подакцизных товаров | Налоговая ставка (в процентах и (или) в рублях и копейках за единицу измерения |
Процент повышения |
|
по 31.12.2005 г. | с 01.01.2006 г. | ||
Этиловый спирт из всех видов сырья (в том числе этиловый спирт-сырец из всех видов сырья) |
19 руб. 50 коп. за 1 литр безводного спирта этилового |
21 руб. 50 коп. за 1 литр безводного спирта этилового |
10,3 |
Алкогольная продукция с объем- ной долей спирта этилового свыше 25 процентов (за исклю- чением вин) и спиртосодержащая продукция |
146 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащего- ся в подакцизных това- рах |
159 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащего- ся в подакцизных това- рах |
8,9 |
Алкогольная продукция с объем- ной долей спирта этилового свыше 9 и до 25 процентов включительно (за исключением вин) |
108 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этило- вого спирта, содержаще- гося в подакцизных то- варах |
118 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержащего- ся в подакцизных това- рах |
9,3 |
Алкогольная продукция с объем- ной долей спирта этилового до 9 процентов включительно (за исключением вин) |
76 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этило- вого спирта, содержаще- гося в подакцизных то- варах |
83 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этолового, содержаще- гося в подакцизных то- варах |
9,2 |
Вина (за исключением натураль- ных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипу- чих) |
95 руб. 00 коп. за 1 литр безводного этило- вого спирта, содержаще- гося в подакцизных то- варах |
112 руб. 00 коп. за 1 литр безводного спирта этилового, содержаще- гося в подакцизных то- варах |
17,9 |
Вина натуральные (за исключе- нием шампанских, игристых, га- зированных, шипучих) |
2 руб. 20 коп. за 1 литр |
2 руб. 20 коп. за 1 литр |
0 |
Вина шампанские, игристые, га- зированные, шипучие |
10 руб. 50 коп. за 1 литр |
10 руб. 50 коп. за 1 литр |
0 |
Пиво с нормативным (стандарти- зированным) содержанием объем- ной доли спирта этилового до 0,5 процента включительно |
0 руб. 00 коп. за 1 литр |
0 руб. 00 коп. за 1 литр |
0 |
Пиво с нормативным (стандарти- зированным) содержанием объем- ной доли спирта этилового свы- ше 0,5 и до 8,6 процента вклю- чительно |
1 руб. 75 коп. за 1 литр |
1 руб. 91 коп. за 1 литр |
9,1 |
Пиво с нормативным (стандарти- зированным) содержанием объем- ной доли спирта этилового свы- ше 8,6 процента |
6 руб. 28 коп. за 1 литр |
6 руб. 85 коп. за 1 литр |
9,1 |
Табак трубочный | 620 руб. 00 коп. за 1 кг |
676 руб. 00 коп. за 1 кг |
9,0 |
Табак курительный, за исключе- нием табака, используемого в качестве сырья для производст- ва табачной продукции |
254 руб. 00 коп. за 1 кг |
277 руб. 00 коп. за 1 кг |
9,1 |
Сигары | 15 руб. 00 коп. за 1 штуку |
16 руб. 35 коп. за 1 штуку |
9,0 |
Сигариллы | 170 руб. 00 коп. за 1 000 штук |
200 руб. 00 коп. за 1 000 штук |
17,6 |
Сигареты с фильтром | 65 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 20 процен- тов от отпускной цены* |
78 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 25 процен- тов от отпускной цены* (от суммы, полученной в результате сложения та- моженной стоимости и подлежащей уплате тамо- женной пошлины) |
20,0 |
Сигареты без фильтра, папиросы | 28 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 20 процен- тов от отпускной цены* |
35 руб. 00 коп. за 1 000 штук + 8 процентов, но не менее 25 процен- тов от отпускной цены* (от суммы, полученной в результате сложения та- моженной стоимости и подлежащей уплате тамо- женной пошлины) |
25,0 |
Автомобили легковые с мощ- ностью двигателя до 67,5 кВт (90 л.с.) включительно |
0 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
0 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
0 |
Автомобили легковые с мощ- ностью двигателя свыше 67,5 кВт (90 л.с.) и до 112,5 кВт (150 л.с.) включительно |
15 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
16 руб. 50 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
10,0 |
Автомобили легковые с мощ- ностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.), мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л.с.) |
153 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
167 руб. 00 коп. за 0,75 кВт (1 л.с.) |
9,1 |
Бензин автомобильный с октано- вым числом до "80" включитель- но |
2 657 руб. 00 коп. за 1 тонну |
2 657 руб. 00 коп. за 1 тонну |
0 |
Бензин автомобильный с иными октановыми числами |
3 629 руб. 00 коп. за 1 тонну |
3 629 руб. 00 коп. за 1 тонну |
0 |
Дизельное топливо | 1 080 руб. 00 коп. за 1 тонну |
1 080 руб. 00 коп. за 1 тонну |
0 |
Моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжектор- ных) двигателей |
2 951 руб. 00 коп. за 1 тонну |
2 951 руб. 00 коп. за 1 тонну |
0 |
Прямогонный бензин | 0 руб. 00 коп. за 1 тонну |
2 657 руб. 00 коп. за 1 тонну |
- |
* Отпускной ценой признается стоимость реализованных (переданных) сигарет, папирос, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений статьи 40 НК РФ, без учета акциза и налога на добавленную стоимость. |
Нетрудно убедиться, что большая часть изменений находится в пределах уровня инфляции, запланированной на 2005 год, - 9, 10 процентов. В большей степени повышены ставки акциза на вина (за исключением натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих) - 17 процентов, а также минимальные ставки акциза на табачные изделия. Причем, чем ниже качество табачных изделий, тем больше размер повышения ставки.
Кроме того, изменен уровень минимальной ставки по отношению к отпускной цене (табачных изделий) - с 20 до 25 процентов. Порядок определения и заявления таможенной стоимости товаров установлен статьей 323 Таможенного кодекса Российской Федерации:
таможенная стоимость товаров определяется декларантом согласно методам определения таможенной стоимости, установленным законодательством РФ, и заявляется в таможенный орган при декларировании товаров;
заявляемая декларантом таможенная стоимость товаров и представляемые им сведения, относящиеся к ее определению, должны основываться на достоверной и документально подтвержденной информации;
при отсутствии данных, подтверждающих правильность определения заявленной декларантом таможенной стоимости товаров, либо при обнаружении признаков того, что представленные декларантом документы и сведения не являются достоверными и (или) достаточными, таможенный орган вправе принять решение о несогласии с использованием избранного метода определения таможенной стоимости товаров и предложить декларанту определить таможенную стоимость товаров с использованием другого метода. В указанном случае между таможенным органом и декларантом могут проводиться консультации по выбору метода определения таможенной стоимости товаров;
в случаях, когда декларантом не представлены в установленные таможенным органом сроки дополнительные документы и сведения либо таможенным органом обнаружены признаки того, что представленные декларантом сведения могут не являться достоверными и (или) достаточными, и при этом декларант отказался определить таможенную стоимость товаров на основе другого метода по предложению таможенного органа, таможенный орган самостоятельно определяет таможенную стоимость товаров, последовательно применяя методы определения таможенной стоимости товаров.
Таким образом, нельзя однозначно сказать о том, что таможенная стоимость (увеличенная на суммы таможенной пошлины) будет ниже рыночной стоимости товара, как, впрочем, нельзя сказать и обратное. Тем не менее, скорее всего минимальная ставка акциза увеличится. Весьма велика вероятность того, что это обусловит значительное повышение цен, особенно, на сигареты без фильтра и папиросы.
Ставки акциза на нефтепродукты не изменились. Вместе с тем, введены ставки акциза на прямогонный бензин. Ранее данный вид товара также являлся подакцизным, но налог с него фактически не взимался, так как ставка акциза была нулевой.
Одновременно с 1 января 2006 года признаны утратившими силу пункты 2 и 3 статьи 193 НК РФ.
Пунктом 2 статьи 193 НК РФ:
уточнялся порядок налогообложения отдельных видов алкогольной продукции (с объемной долей этилового спирта до 9 процентов включительно, вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов и т.д.);
отдельно был установлен порядок, в соответствии с которым при реализации налогоплательщиками - производителями алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов на акцизные склады, за исключением акцизных складов, являющихся структурными подразделениями налогоплательщиков - производителей алкогольной продукции, налогообложение осуществляется в отношении алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 20 процентов соответствующих налоговых ставок, указанных в пункте 1 статьи 193 НК РФ, в отношении вин, за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, по налоговым ставкам в размере 35 процентов соответствующих налоговых ставок;
устанавливалось, что при реализации оптовыми организациями с акцизных складов алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением реализации указанной продукции на акцизные склады других оптовых организаций или на акцизные склады, являющиеся структурными подразделениями налогоплательщиков - оптовых организаций, а также алкогольной продукции, ввозимой на таможенную территорию Российской Федерации, налогообложение осуществлялось в отношении такой алкогольной продукции, за исключением вин, по налоговым ставкам в размере 80 процентов соответствующих налоговых ставок, а, в отношении вин, за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, по налоговым ставкам в размере 65 процентов соответствующих налоговых ставок. Следует иметь в виду, что статьей 3 Федерального закона N 107-ФЗ отдельно оговорено, что оптовые организации, учредившие акцизные склады до 1 января 2006 года и осуществляющие с 1 января 2006 года реализацию алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, поступившей на акцизные склады этих организаций до 1 января 2006 года и (или) отгруженной в их адрес до указанной даты, признаются налогоплательщиками акцизов. Налогообложение указанной продукции будет осуществляться также по налоговым ставкам в размере 80 процентов соответствующих налоговых ставок, указанных в пункте 1 статьи 193 НК РФ, в отношении вин, за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, по налоговым ставкам в размере 65 процентов соответствующих налоговых ставок.
Пунктом 3 статьи 193 НК РФ был определен порядок установления размера авансового платежа по акцизам, уплачиваемого при приобретении акцизных либо региональных специальных марок, по подакцизным товарам, подлежащим обязательной маркировке (устанавливается Правительством Российской Федерации), а также устанавливался минимальный размер авансового платежа (от размера ставки акциза) на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 25 процентов. Таким образом, можно сделать вывод, что в дальнейшем авансовые платежи по всем видам подакцизных товаров будут уплачиваться в общем порядке.
Порядок выдачи свидетельства о регистрации лиц,
совершающих операции с подакцизными товарами
Статья 179.1 НК РФ, регулирующая порядок выдачи свидетельства о регистрации лица, совершающего операции с нефтепродуктами, дополнена нормами, регулирующими выдачу свидетельств организациям и индивидуальным предпринимателям, осуществляющим производство продукции нефтехимии, при котором в качестве сырья используется прямогонный бензин. Здесь же приведено определение продукции нефтехимии, используемое в целях главы 22 НК РФ.
Соответствующие изменения внесены в пункт 2 статьи 179.1 НК РФ, которая устанавливает состав обязательных реквизитов свидетельства - для налогоплательщиков, осуществляющих указанные выше виды деятельности, в свидетельстве должны быть указаны реквизиты договора на оказание услуг по переработке прямогонного бензина с организацией, осуществляющей производство продукции нефтехимии (при наличии указанного договора).
Также уточнен текст пункта 4, в котором приведены требования, при соблюдении которых свидетельства могут быть выданы.
Свидетельство на переработку прямогонного бензина может быть выдано только при наличии в собственности (на праве хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) организации или индивидуального предпринимателя (организации, в которой организация-заявитель владеет более чем 50 процентами уставного (складочного) капитала (фонда) общества с ограниченной ответственностью либо голосующих акций акционерного общества), мощностей по производству, хранению и отпуску продукции нефтехимии и (или) при наличии договора на оказание услуг по переработке принадлежащего данному налогоплательщику прямогонного бензина с организацией, осуществляющей производство продукции нефтехимии.
Новым абзацем пункта 4 статьи 179.1 НК РФ уточнено, что для получения свидетельства на переработку прямогонного бензина организация или индивидуальный предприниматель - собственник сырья вместо документов, подтверждающих право собственности (право хозяйственного ведения и (или) оперативного управления) на мощности по производству, хранению и отпуску продукции нефтехимии, могут представить в налоговые органы заверенную копию договора на оказание услуг по переработке прямогонного бензина с организацией, осуществляющей производство продукции нефтехимии, с отметкой налогового органа по месту нахождения организации, осуществляющей производство продукции нефтехимии.
Текст главы 22 НК РФ дополнен новой статьей 179.2, регулирующей порядок выдачи свидетельств о регистрации организации, совершающей операции с денатурированным этиловым спиртом. Следует обратить внимание, что свидетельства будут выдаваться, как организациям, занятым производством денатурированного этилового спирта (свидетельство на производство денатурированного этилового спирта), так и организациям, выпускающим неспиртосодержащую продукцию, в качестве сырья для производства которой используется денатурированный этиловый спирт (свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции).
Также рекомендуем обратить внимание на пункт 5 статьи 179.2 НК РФ, которым устанавливаются основания для приостановления действия свидетельства, а также последствия такого приостановления - в частности, оговорено, что срок действия свидетельства на время приостановления его действия не продлевается. Помимо приостановления действия свидетельства налоговые органы имеют право его аннулировать. Причем перечень поводов для аннулирования свидетельства существенно шире, чем для приостановления его действия.
Перечень подакцизных товаров и объект налогообложения
Перечень подакцизных товаров (статья 181 НК РФ) претерпел некоторые изменения: он несколько расширился за счет включения в него продукции нефтехимии и сократился за счет исключения парфюмерно-косметической продукции в металлической аэрозольной упаковке.
В связи с этим уточнен текст статьи 197.1, вследствие чего налоговые посты теперь могут создаваться и для проведения мероприятий по проверке организаций, осуществляющих переработку прямогонного бензина и деятельность по производству продукции нефтехимии.
Перечень объектов налогообложения (статья 182 НК РФ) также изменился:
из числа объектов налогообложения исключена реализация организациями с акцизных складов алкогольной продукции, приобретенной у налогоплательщиков - производителей указанной продукции, либо с акцизных складов других организаций. Следует иметь в виду, что для оптовых организаций, учредивших акцизные склады до 1 января 2006 года установлен особый порядок налогообложения (см. комментарий к статье 179.2 НК РФ);
вместе с тем перечень несколько расширился - за счет включения в него получения (оприходования) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции. Уточнено, что получением денатурированного этилового спирта признается приобретение денатурированного этилового спирта в собственность.
Одновременно соответствующие изменения внесены в статью 183 НК РФ, которой устанавливается перечень операций, не подлежащих налогообложению, - из него исключены операции по реализации организациями денатурированного этилового спирта из всех видов сырья и денатурированной спиртосодержащей продукции.
Налоговая база и дата реализации
В статью 187 НК РФ, которой установлен порядок определения налоговой базы при реализации (передаче) или получении подакцизных товаров, внесено только одно изменение - вновь введенным пунктом 7 установлен порядок определения налоговой базы при получении (оприходовании) денатурированного этилового спирта организацией, имеющей свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции (налоговая база определяется как объем полученного денатурированного этилового спирта в натуральном выражении).
Соответствующие уточнения внесены и в статью 195 НК РФ, регулирующую порядок определения даты реализации (передачи) или получения подакцизных товаров - для организаций, использующих денатурированный этиловый спирт для производства неспиртосодержащей продукции датой реализации признается день получения (оприходования) организацией денатурированного спирта.
Кроме того, в новой редакции изложен пункт 4 статьи 195 НК РФ, вследствие чего порядок определения даты реализации при недостаче распространяется на все подакцизные товары (а не только на алкогольную продукцию на акцизном складе, как это было в прежней редакции).
Налоговые режимы для отдельных видов подакцизных товаров
Признаны утратившими силу статьи 196 и 197 НК РФ.
Статьей 196 НК РФ в отношении алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, за исключением вин натуральных, в том числе шампанских, игристых, газированных, шипучих, производимой на территории РФ, устанавливался режим налогового склада.
Статьей 197 НК РФ детализировалось понятие режима налогового склада (комплекс мер и мероприятий налогового контроля, осуществляемых налоговыми органами).
Сумма акциза, предъявляемая продавцом покупателю
В статью 198 НК РФ, которой устанавливается обязанность налогоплательщика предъявлять к оплате сумму акциза (и детализируется порядок документального оформления данной операции), внесено два изменения:
в пункте 1 уточнено, что соответствующая сумма акциза должна быть предъявлена к оплате и при осуществлении операций по реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции;
введен новый пункт 9, которым установлено, что при реализации денатурированного этилового спирта сумма акциза, исчисленная налогоплательщиком в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 182 НК РФ, в расчетных документах и счетах-фактурах не выделяется, а на указанных документах делается надпись или ставится штамп "Без акциза".
Порядок отнесения сумм акциза
и осуществления налоговых вычетов
Подпункт 3 пункта 4 статьи 199 НК РФ уточнен - в связи с расширением перечня подакцизных товаров - установлен порядок учета акцизов организациями, использующими полученный ими прямогонный бензин для дальнейшей переработки.
Соответствующее изменение внесено в статью 200 НК РФ ("Налоговые вычеты") - суммы акциза, начисленные налогоплательщиком, имеющим свидетельство на переработку прямогонного бензина, при дальнейшем использовании этого бензина в качестве сырья для производства продукции нефтехимии, подлежат вычету на общих основаниях.
Кроме того, урегулирован порядок осуществления налоговых вычетов организациями, имеющими свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции, при использовании денатурированного этилового спирта для производства неспиртосодержащей продукции, а также организациями, имеющими свидетельство на производство денатурированного этилового спирта, при реализации денатурированного этилового спирта налогоплательщику, имеющему свидетельство на производство неспиртосодержащей продукции.
Соответствующие изменения внесены в статью 201 НК РФ, которой регулируется порядок предоставления налоговых вычетов, - статья дополнена двумя новыми пунктами - 11 и 12, которыми установлен перечень документов, представляемых налогоплательщиком в налоговые органы, подтверждающих факт производства из денатурированного этилового спирта неспиртосодержащей продукции.
Из пункта 6 статьи 200 исключена норма, регулировавшая порядок осуществления налогового вычета при приобретении специальных региональных марок.
Сроки уплаты акциза
Статья 204 НК РФ, которой устанавливаются сроки и порядок уплаты акциза при совершении операций с подакцизными товарами, дополнена нормами, которые устанавливают сроки уплаты акцизов организациями, осуществляющими операции с прямогонным бензином не позднее 25-го числа третьего месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (для сравнения - организации, осуществляющие операции с нефтепродуктами, за исключением прямогонного бензина, должны будут уплачивать акциз не позднее 25-го числа второго месяца, следующего за истекшим налоговым периодом), а также организациями, осуществляющими операции с денатурированным спиртом. Сроки уплаты акцизов при реализации алкогольной продукции с акцизных складов теперь будут общими (ранее такие налогоплательщики уплачивали акцизы не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом).
Статьей 3 Федерального закона N 107-ФЗ установлены особые сроки уплаты акцизов и представления налоговых деклараций для оптовых организаций, учредивших акцизные склады до 1 января 2006 года и осуществляющие с 1 января 2006 года реализацию алкогольной продукции с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, поступившей на акцизные склады этих организаций до 1 января 2006 года и (или) отгруженной в их адрес до указанной даты:
уплата акциза производится исходя из фактической реализации (передачи) за истекший налоговый период:
1) не позднее 25-го числа отчетного месяца (авансовый платеж) - по алкогольной продукции, реализованной с 1-го по 15-е число включительно отчетного месяца;
2) не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным, - по алкогольной продукции, реализованной с 16-го по последнее число отчетного месяца.
Налоговая декларация представляется в налоговые органы в срок не позднее 15-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом.
Кроме того, обращаем особое внимание на норму статьи 4 Федерального закона N 107-ФЗ (регулирующую порядок вступления внесенных изменений в силу): в отношении прямогонного бензина и денатурированного этилового спирта, полученных (оприходованных) по состоянию на 1 января 2006 года, положения главы 22 части второй НК РФ (в редакции Федерального закона N 107-ФЗ) не распространяются. То есть, данные товары и в 2006 году не будут подпадать под налогообложение.
"Консультант бухгалтера", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru