Дополнительный отпуск,
установленный организацией
В соответствии со статьей 116 ТК РФ наряду с законодательно установленными отпусками, организации с учетом своих производственных и финансовых возможностей могут самостоятельно устанавливать дополнительные отпуска для работников, если только иное не предусмотрено федеральными законами.
Порядок и условия предоставления этих отпусков определяются коллективными договорами или локальными нормативными актами организации.
При этом следует учитывать, что любые положения коллективного договора, в том числе касающиеся условий и порядка предоставления работникам дополнительных оплачиваемых отпусков в соответствии с главами 6 и 7 ТК РФ принимаются по соглашению работодателя и представительного органа работников. Локальные нормативные акты, касающиеся вопросов условий и порядка предоставления работникам дополнительных оплачиваемых отпусков, в соответствии со статьей 8 ТК РФ принимаются работодателем. Если издание таких нормативных актов в соответствии с положениями коллективного договора требует учета мнения представительного органа работников или согласования с данным органом, локальные нормативные акты могут быть приняты работодателем с соблюдением указанных процедур.
Напомним, что согласно статьям 116-119 ТК РФ предусмотрено предоставление работникам следующих дополнительных оплачиваемых отпусков - занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда; имеющим особый характер работы; с ненормированным рабочим днем; работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.
Предоставление оплачиваемых дополнительных отпусков предусмотрено также в соответствии с отдельными федеральными законами.
В частности, гражданским служащим в соответствии с пунктом 5 статьи 46 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за выслугу лет из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы.
Однако при предоставлении указанного отпуска необходимо учитывать, что при исчислении общей продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, ежегодный оплачиваемый отпуск суммируется с ежегодным оплачиваемым отпуском за выслугу лет, и общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслуг лет для гражданских служащих, замещающих высшие и главные должности гражданской службы, не может превышать 45 календарных дней, а для гражданских служащих, замещающих должности гражданской службы иных групп, - 40 календарных дней.
Право на дополнительные оплачиваемые отпуска имеют также отдельные категории лиц, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, на которых распространяется действие Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (в редакции изменений и дополнений).
Коренным отличием дополнительных оплачиваемых отпусков, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации и приведенными выше федеральными законами, от дополнительных отпусков, введенных коллективным договором или локальным нормативным актом организации, является то обстоятельство, что они оплачиваются либо за счет средств, признаваемых в целях налогообложения прибыли, либо за счет средств целевого финансирования (это касается, в частности, дополнительных отпусков, предоставляемых лицам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС).
Дополнительно (к нормам действующего законодательства) предоставляемые в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом организации отпуска в соответствии с пунктом 24 статьи 270 главы 25 НК РФ оплачиваются из собственных средств организации, оставшихся в ее распоряжении после уплаты налога на прибыль.
Фактически необходимость в предоставлении дополнительного оплачиваемого отпуска возникает в том случае, когда действующие нормативные правовые акты не предусматривают их предоставление вовсе (в том числе по причине "давности" таких документов), или определяют продолжительность предоставляемого отпуска, которая в определенных случаях является недостаточной.
Например, в соответствии со статьей 117 ТК РФ ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, включая работу на подземных горных работах и открытых горных работах в разрезах и карьерах, в зонах радиоактивного заражения, а также на других работах, связанных с неустранимым неблагоприятным воздействием на здоровье человека физических, химических, биологических и иных факторов.
Согласно общему правилу, перечни производств, работ, профессий и должностей, работа в которых дает право на дополнительный оплачиваемый отпуск за работу с вредными и (или) опасными условиями труда, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия его предоставления утверждаются Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
Учитывая то обстоятельство, что приведенный перечень до настоящего времени не принят, продолжительность дополнительного оплачиваемого отпуска определяется согласно утвержденному постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 Списку производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день. На применение данного нормативного акта в настоящее время указано в письме Минтруда России от 12 августа 2003 г. N 861-7 "О порядке применения "Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день".
Условия предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска определяются согласно Инструкции о порядке применения Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день, которая утверждена постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21 ноября 1975 г. N 273/П-20.
Со времени принятия указанных нормативных актов прошло значительное время, создано большое количество новых производств, профессий и должностей, особенности осуществления трудовых обязанностей в которых для целей предоставления дополнительных отпусков не оценивались. Если влияние вредных производственных факторов при проведении аттестации рабочих мест и может быть оценено, то все равно предоставить оплачиваемые дополнительные отпуска в соответствии с положениями действующего законодательства не представляется возможным, а единственным выходом из создавшейся ситуации является урегулирование данного вопроса на основе коллективных договоров или иных принятых на уровне организации локальных нормативных актов.
Такая же проблема на практике возникает с сотрудниками, постоянно занятыми выполнением трудовых обязанностей на персональных компьютерах. Так как они не поименованы в законодательно установленном перечне, то дополнительный оплачиваемый отпуск им также может предоставляться только в соответствии с коллективным договором или локальным нормативным актом.
По отдельным категориям работников результаты аттестации рабочих мест могут указывать на необходимость установления дополнительного отпуска продолжительностью, превышающей значения, указанные в Списке производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда. В таких случаях по решению работодателя дополнительные дни отпуска могут предоставляться в соответствии с коллективным договором или иным локальным нормативным актом.
Можно взять за пример также и дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, предусмотренный статьей 118 ТК РФ.
Указанный отпуск предоставляется отдельным категориям работников, труд которых связан с особенностями выполнения работы. По общим правилам перечень категорий работников, которым устанавливается ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы, а также минимальная продолжительность этого отпуска и условия предоставления определяются Правительством Российской Федерации.
Так как соответствующий нормативный акт Правительством Российской Федерации до настоящего времени не принят, то дополнительный оплачиваемый отпуск за особый характер работы может предоставляться работникам только на условиях, определенных коллективным договором или локальным нормативным актом организации. Следовательно, и оплачиваться дни такого отпуска могут только из средств, оставшихся в распоряжении организации после уплаты налога на прибыль.
Необходимо учитывать, что не предоставляются в настоящее время дополнительные отпуска сотрудникам за работу в многосменном режиме, ранее установленные пунктом 9 постановления ЦК КПСС, Совмина СССР и ВЦСПС от 12 февраля 1987 г. N 194 "О переходе объединений, предприятий и организаций промышленности и других отраслей народного хозяйства на многосменный режим работы с целью повышения эффективности производства". В части предоставления указанного дополнительного отпуска пункт 9 указанного нормативного акта признан недействующим Решением Верховного Суда Российской Федерации от 21 мая 2002 г. N ГКПИ 2002-353. Следовательно, право соответствующих категорий работников на рассматриваемый отпуск может быть закреплено только в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте организации.
Большое количество вопросов вызывает предоставление в настоящее время ранее распространенного дополнительного отпуска за выслугу лет в той или иной отрасли народного хозяйства. На практике налоговые органы настаивают на признании таких отпусков, как не предусмотренных действующим законодательством и потому подлежащим оплате за счет собственных средств организации. Как возможный выход из указанной ситуации можно действительно предусмотреть такие отпуска в коллективном договоре или ином локальном нормативном акте. Хотя, по мнению автора, организации вправе со своей стороны исходя из положений статьи 423 ТК РФ настаивать на возможности применения ранее действовавшего законодательства (бывшего СССР), предусматривавшего предоставление таких дополнительных отпусков.
Как указывалось выше условия о порядке предоставления работникам дополнительных отпусков могут быть закреплены в коллективном договоре или локальном нормативном акте организации. Как возможный вариант, в коллективном договоре может содержаться ссылка на то, что продолжительность и порядок предоставления соответствующим категориям работников дополнительных отпусков определяются отдельным локальным нормативным актом организации.
Проект соответствующего документа (коллективного договора и (или) локального нормативного акта) должен содержать перечень должностей руководителей, служащих и специалистов, а также профессий рабочих, выполнение трудовых обязанностей по которым гарантирует предоставление соответствующего дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность отпуска (в соответствии со статьей 120 ТК РФ - в календарных днях), а также условия предоставления отпусков.
Как отмечалось ранее, в качестве дополнительных мер может предусматриваться как предоставление отпусков, не предусмотренных действующим законодательством (например, за выполнение срочных работ, за достигнутые производственные результаты и др.), так и предоставление увеличенной (по сравнению с действующими нормативными правовыми актами) продолжительности ежегодного или любого из дополнительных отпусков (в частности, увеличенная продолжительность дополнительного отпуска, предоставляемого за работу во вредных условиях труда или за работу в районах Крайнего Севера или приравненных к ним местностях).
При определении продолжительности предоставляемого дополнительного отпуска необходимо учитывать нормы статьи 120 ТК РФ, согласно которой общая продолжительность предоставляемых ежегодных оплачиваемых отпусков определяется путем суммирования основного отпуска и каждого из установленных дополнительных отпусков.
Конкретная продолжительность любого из дополнительных отпусков не ограничивается пределами, но должна быть обоснованной.
Перечень сотрудников, имеющих право на получение того или иного дополнительного отпуска, определяется исходя из целей его введения, штатного расписания организации и классификаторов (справочников) профессий рабочих, должностей служащих (в частности, - утвержденного постановлением Госстандарта Российской Федерации от 26 декабря 1994 г. N 367 Общероссийского классификатора профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР)).
В рамках условий и (или) порядка предоставления дополнительного отпуска коллективным договором и (или) иным локальным нормативным актом могут предусматриваться положения, касающиеся:
порядка определения стажа работы (в ряде случаев - в конкретных условиях труда), дающего право на получение дополнительного отпуска;
порядка предоставления дополнительного отпуска в зависимости от отработки определенного рабочего времени в соответствующих условиях труда (например, - исключительно при отработке 11 месяцев в условиях, дающих право на получение отпуска);
порядка соединения дополнительного отпуска с ежегодным основным оплачиваемым отпуском (в том числе за первый и последующие годы работы);
возможности реализации работниками права на оплачиваемый дополнительный отпуск посредством его замены выплатой денежной компенсации или посредством предоставления в натуральной форме при увольнении работника;
порядка определения продолжительности дополнительного отпуска за неполностью отработанный период (в т.ч. по причине увольнения; не включения определенных периодов работы в стаж работы, дающий право на отпуск; при переходе на другую работу и др.).
Оплата среднего заработка за предусмотренный коллективным договором или локальным нормативным актом дополнительный отпуск осуществляется по общим правилам, предусмотренным в статье 139 ТК РФ и утвержденным постановлением Правительством Российской Федерации от 11 апреля 2003 г. N 213 Положении об особенностях порядка исчисления средней заработной платы.
В качестве расчетного периода при исчислении сумм среднего заработка принимаются три календарных месяца, предшествующих месяцу, на который приходится начало отпуска. При этом коллективным договором может быть предусмотрено применение расчетного периода, отличного от трех календарных месяцев.
Пример 1. Предположим, что коллективным договором организации предусмотрено предоставление сотрудникам организации дополнительного отпуска за стаж работы на предприятии продолжительностью 1 календарный день за каждый полностью отработанный в организации рабочий год.
С 15 августа 2005 года работнику предоставлен основной оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, дополнительный оплачиваемый отпуск за ненормированный рабочий день продолжительностью 7 календарных дней, а также предусмотренный коллективным договором дополнительный отпуск за стаж работы на предприятии продолжительностью 5 календарных дней. Всего продолжительность отпуска составила 40 календарных дней (28 + 7 + 5).
В расчетном периоде, в качестве которого принимаются три календарных месяца, предшествующих августу (с 1 мая по 31 июля 2005 г.), сотрудник отработал все рабочие дни по графику работы. Сумма учитываемой заработной платы за расчетный период составила 15 760 руб.
Сумма среднего заработка за отпуск составит 7 099 руб. 10 коп. (15 760 руб. / 3 мес. / 29,6 x 40 календарных дней отпуска).
Из указанной суммы средний заработок в размере 6 211 руб. 71 коп. (15 760 руб. / 3 / 29,6 x 35 дней) принимается в целях налогообложения прибыли, а средний заработок в размере 887 руб. 39 коп. (15 760 руб. / 3 мес. / 29,6 x 5 дней) оплачивается из средств чистой прибыли организации.
В том случае, если дополнительный отпуск предоставляется отдельно от основного, расчетный период и среднедневной заработок для его оплаты определяются отдельно.
Пример 2. Воспользуемся условиями примера 1, и предположим, что предусмотренный коллективным договором дополнительный отпуск за стаж работы на предприятии предоставляется работнику с 3 октября 2005 года.
Основной оплачиваемый отпуск и дополнительный отпуск за ненормированный рабочий день были предоставлены работнику в период с 15 августа по 18 сентября 2005 г. включительно.
Для расчета среднего заработка за дополнительный отпуск применяется расчетный период в три календарных месяца, предшествующих октябрю, а именно период с 1 июля по 30 сентября 2005 г. Все остальные дни (за исключением приходящихся на период оплачиваемого отпуска) отработаны сотрудником полностью. Сумма учитываемой при расчете среднего заработка оплаты труда составила 7 860 руб.
Расчет среднего заработка за дополнительный отпуск необходимо произвести в следующем порядке:
1) количество календарных дней за расчетный период, учитываемых при расчете среднего заработка - 57,6 календарных дней, в том числе за полностью отработанный июль месяц - 29,6 календарных дней; за неполностью отработанный август - 14 календарных дней (10 x 1,4, где 10 - количество отработанных в месяце рабочих дней по графику пятидневной рабочей недели в период с 1 по 14 августа); за неполностью отработанный сентябрь - 14 календарных дней (10 x 1,4, где 10 - количество отработанных в месяце рабочих дней по графику пятидневной рабочей недели в период с 19 по 30 сентября 2005 г.);
2) размер среднедневного заработка - 136 руб. 46 коп. (7 860 руб. / 57,6 календарных дней);
3) сумма среднего заработка за отпуск - 682 руб. 30 коп. (136 руб. 46 коп. x 5 календарных дней отпуска).
По таким же правилам производится исчисление суммы денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии со статьями 126 и 127 ТК РФ за дополнительный отпуск, предусмотренный коллективным договором или локальным нормативным актом.
Пример 3. Воспользуемся условиями примера 2, и предположим, что по согласованию с работодателем работнику в октябре 2005 г. выплачивается денежная компенсация за предусмотренный коллективным договором дополнительный отпуск.
Выплата компенсации установлена статьей 126 ТК РФ.
Сумма компенсации составит 682 руб. 30 коп.
Что касается вопросов налогообложения сумм выплачиваемого за дополнительный отпуск (предусмотренный коллективным договором или локальным нормативным актом) среднего заработка, то как отмечалось выше, они в соответствии с пунктом 24 статьи 270 НК РФ не учитываются в целях налогообложения прибыли. Не могут уменьшать налоговую базу по налогу на прибыль также и суммы денежной компенсации, выплачиваемой взамен указанного дополнительного отпуска.
Бюджетные учреждения вправе устанавливать для своих работников дополнительные отпуска только при условии, что это предусмотрено соответствующим нормативным правовым актом, а расходы на оплату отпусков предусмотрены в утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов.
Финансируемые за счет целевых средств некоммерческие организации дополнительные отпуска предоставляют исходя из наличия соответствующих источников оплаты расходов.
Налогом на доходы физических лиц указанные выше выплаты облагаются в полном объеме.
Что касается единого социального налога, то им в соответствии с пунктом 3 статьи 236 НК РФ не облагаются выплачиваемые в оплату дополнительных отпусков суммы среднего заработка, а также выплачиваемые в соответствии со статьей 126 ТК РФ суммы денежной компенсации, оплачиваемые из средств чистой прибыли текущего года.
Если денежная компенсация за неиспользованный дополнительный отпуск выплачивается в соответствии со статьей 127 ТК РФ, то есть при увольнении работника, она освобождается от обложения единым социальным налогом во всех случаях вне зависимости от источника финансирования (подпункт 2 пункта 1 статьи 238 НК РФ).
В таком же порядке, как при исчислении единого социального налога, суммы среднего заработка и денежной компенсации учитываются при исчислении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, что следует из пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (в редакции изменений и дополнений).
Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не начисляются только на суммы денежной компенсации за неиспользованный дополнительный отпуск, выплачиваемой при увольнении работника (пункт 1 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 7 июля 1999 г. N 765).
Ю.А. Петров
"Консультант бухгалтера", N 9, сентябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Консультант бухгалтера"
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ПИ N ФС77-24863 от 30.06.2006 г.
Издается с сентября 1993 г.
Адрес редакции: 107014, г. Москва, а/я 112
Телефоны редакции: (495) 963-19-26
Адрес электронной почты - zakaz@dis.ru
Адрес в Интернете - www.dis.ru