Должностной букварь
Правильный подбор, расстановка и закрепление кадров у учреждении во многом зависят от грамотно составленных должностных инструкций сотрудников. Разработка этих документов вызывает множество вопросов, тем более когда речь идет о государственной службе.
Должностная инструкция государственного служащего органа исполнительной власти субъекта должна не только определять служебные обязанности, полномочия, квалификационные требования к образованию и стажу работы сотрудника, но и четко следовать букве закона. Сотрудникам финансовых служб бюджетных учреждений нередко приходится по совместительству заниматься и кадровыми вопросами. Чтобы помочь им в этом, постараемся, как в букваре, расписать каждый раздел должностной инструкции.
Должностные обязанности
Должностные обязанности государственных служащих должны включать в себя основные задачи, которые решает конкретный сотрудник на закрепленном за ним участке работы. В этом же разделе следует указать основные функции, в соответствии с которыми сотрудник готовит, принимает проекты или обеспечивает выполнение соответствующих государственных решений. Непременно должна быть указана и мера ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей.
Также в этом разделе необходимо полностью руководствоваться соответствующими статьями Закона Российской Федерации "Об основах государственной службы Российской Федерации", включая статью 10 "Основные обязанности государственного служащего", статью 14 "Ответственность государственного служащего".
Для иллюстрации приведем сквозной пример типовой должностной инструкции государственного служащего категории "В", ведущего специалиста, начальника отдела органа исполнительной власти субъекта РФ.
Пример. Должностные обязанности. Обеспечивает повышение эффективности проводимой государственной региональной политики в подведомственной сфере экономики по закрепленным показателям; осуществляет руководство деятельностью Отдела. Исходя из возложенных на Отдел задач и функций: разрабатывает предложения и проводит государственную региональную политику по направлению деятельности Отдела.
Организует и регулирует разработку проектов и реализацию федеральных законов и законов субъекта Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, региональных программ. Анализирует и прогнозирует социально-экономическое развитие соответствующей сферы (отрасли) экономики субъекта Российской Федерации. Организует, регулирует и контролирует своевременное и качественное рассмотрение работниками Отдела обращений граждан, общественных объединений, предприятий, учреждений, организаций, государственных органов и органов местного самоуправления по вопросам, относящимся к направлению деятельности Отдела, а также принятия по ним решений в порядке, установленном федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. Обеспечивает исполнение решений, принятых в результате приема граждан в пределах своей компетенции. Координирует разработку государственных региональных программ по развитию приоритетных направлений курируемой сферы (отрасли) экономики.
Контролирует процессы реализации государственной региональной политики по закрепленным показателям; исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов, распоряжений и указаний вышестоящих в порядке подчиненности руководителей органа исполнительной власти в пределах утвержденных должностных обязанностей. Анализирует состояние и тенденции развития курирующей сферы (отрасли) экономики; ход выполнения региональных государственных программ, деятельность Отдела и принимает соответствующие решения по устранению выявленных недостатков и закреплению положительных, прогрессивных тенденций.
Устанавливает круг вопросов, относящихся к компетенции своих заместителей; осуществляет подбор и расстановку кадров госслужащих в Отделе. В пределах своей компетенции обеспечивает применение моральных и материальных стимулов повышения эффективности их работы. Планирует, организует, регулирует и контролирует деятельность Отдела, его эффективное взаимодействие с другими подразделениями, с заинтересованными подразделениями федеральных органов исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, научными организациями. Обеспечивает соблюдение работниками Отдела правил внутреннего трудового распорядка. Несет предусмотренную Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" ответственность за: неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей; за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан; за несохранение государственной тайны, а также разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Должностные полномочия
Раздел "Должностные полномочия" содержит основные права, которыми в пределах своей компетенции государственный служащий может пользоваться при выполнении возложенных на него должностных обязанностей.
Следует иметь в виду, что при разработке этого раздела в него надо включить положения статьи 3 "Права государственного служащего" Закона Российской Федерации "Об основах государственной службы Российской Федерации". Кроме того, в этот раздел вводят отдельные положения статьи 13 "Поощрение государственного служащего", статьи 15 "Гарантии для государственного служащего", статьи 16 "Правовые положения государственного служащего при ликвидации и реорганизации государственного органа", статей 17, 18, 19 и 20 указанного выше Закона. Эти статьи не обязательно переписывать во все должностные инструкции, но рекомендуется давать на них соответствующие ссылки.
Пример. Должностные полномочия. Имеет право представлять орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Отдела. Принимать решения в соответствии с должностными обязанностями, осуществлять контроль (проверку) учреждений, организаций в соответствии с законодательством Российской Федерации и субъекта Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции Отдела, вести переписку с государственными органами, предприятиями, учреждениями и организациями. Запрашивать в установленном порядке и бесплатно получать от государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, граждан и общественных объединений необходимые статистические и оперативные данные, отчетные и справочные материалы по вопросам, относящимся к компетенции Отдела.
Посещать и организовывать посещение работниками Отдела в установленном порядке для исполнения должностных обязанностей предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности, а также докладывать руководству органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации обо всех выявленных недостатках в пределах своей компетенции. Вносить в любые инстанции предложения по совершенствованию работы Отдела и государственной службы в целом. Несет предусмотренную Федеральным законом "Об основах государственной службы Российской Федерации" ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него должностных обязанностей; за действия или бездействие, ведущие к нарушению прав и законных интересов граждан; за несохранение государственной тайны, а также разглашение сведений, ставших ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Требования к уровню знаний и квалификации
В этом разделе должны быть перечислены необходимые требования к уровню знаний и квалификации. Как правило, основные требования, предъявляемые к государственному служащему, подразумевают под собой знание Конституции РФ, Конституции (Устава) субъекта РФ, федеральных законов и законов субъектов РФ и иных нормативных правовых актов.
Здесь же должны быть указаны требования в отношении необходимых и специальных знаний в специальных и смежных областях, знания положений, инструкций и других нормативных документов применительно к исполнению должностных обязанностей и полномочий. Дополнительно может быть указана степень умения применять технические средства и другие прогрессивные методы работы, повышающие оперативность и качество выполнения должностных обязанностей.
В квалификационных требованиях конкретизируются требования по уровню профессионального образования федерального государственного служащего с учетом специализации по государственной должности, установленные статьей 6 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации". В этом же разделе следует указать требования к стажу и опыту работы, которые определены и рекомендованы органам государственной власти субъектов РФ Указом Президента РФ от 30 января 1996 года N 123 "О квалификационных требованиях по государственным должностям федеральной государственной службы". Вопрос о признании образования, необходимого для занятия государственной должности, равноценным производится на основании решения Совета по вопросам государственной службы при руководителе соответствующего субъекта РФ.
Пример. Должен знать и уметь. Должен знать Конституцию Российской Федерации; Конституцию (Устав) субъекта Российской Федерации; федеральные законы и законы субъекта Российской Федерации; указы Президента и постановления Правительства Российской Федерации; другие нормативные правовые акты, регулирующие развитие соответствующей сферы экономики субъекта Российской Федерации. Знать порядок подготовки и внесения в Правительство субъекта Российской Федерации проектов законов субъекта Российской Федерации и иных нормативных правовых актов; научные разработки по направлению деятельности Отдела; формы и методы работы со средствами массовой информации. Знать правила делового этикета, правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты. Должен уметь работать с людьми, пользоваться компьютерной и другой организационной техникой.
Квалификационные требования. Высшее профессиональное специальное образование по специальности "Государственное управление" либо по специальности государственной должности государственной службы или образование, считающееся равноценным, и стаж государственной службы на старших государственных должностях не менее двух лет или стаж работы по специальности не менее трех лет.
Разработка, утверждение и введение инструкции
Разработка должностных инструкций конкретному государственному служащему может осуществляться с привлечением сотрудников научных организаций. Руководитель соответствующего органа исполнительной власти определенного субъекта РФ утверждает должностные инструкции для своих заместителей и для руководителей подразделений, а также типовые должностные инструкции остальным государственным должностям. На основании типовых должностных инструкций руководитель структурного подразделения утверждает должностные инструкции по конкретным государственным должностям и подразделениям.
При разработке должностных обязанностей государственному служащему рекомендуется учитывать методические правила рационального функционального и технологического разделения труда в аппарате по выработке и принятию соответствующих государственных решений.
При формулировке функций для руководителей и специалистов указываются государственные решения по общим функциям управления. Согласно технологическому разделению труда руководители принимают решения и оценивают результаты их выполнения; для специалистов определяется круг обязанностей по подготовке проектов государственных решений в соответствии с перечисленными функциями.
При этом главный специалист готовит решения по сложным перспективным, стратегическим проблемам, требующим высокого уровня профессионализма, и согласовывает их. Ведущий специалист готовит решения по сложным текущим задачам, требующим решения в той или иной сфере деятельности. Специалист I категории готовит решения по текущим вопросам и участвует в подготовке решений компетенции главного и ведущего специалистов, а специалист II категории и специалист участвуют в подготовке всех видов решений и выполняют оперативную текущую работу по обеспечению их выполнения.
В определенных специфических условиях служебной деятельности соответствующего органа исполнительной власти определенного субъекта РФ возможны совмещения должностей государственных служащих и функций руководителей и специалистов. Должностные инструкции по конкретным государственным должностям разрабатываются по приведенной методике, которая включает соответствующие Рекомендации по этому вопросу, разработанные Департаментом по вопросам государственной службы и бюджетным организациям Минтруда России.
С.И. Петрова,
советник Департамента трудовых отношений
Минздравсоцразвития РФ
"Бюджетный учет", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100