Процедура разрешения налоговых споров в Нидерландах
Источники и принципы налогового процессуального права
Налоговый процесс в Нидерландах до 1 сентября 1999 года регулировался общим законом о государственных налогах и законом об административном регулировании налоговых споров. Применение закона об административном регулировании заменено общим законом - Кодексом административного права.
Налоговые споры рассматриваются по правилам административных споров с некоторыми исключениями. Влияние на налоговый процесс оказывают также международные конвенции, в частности, статья 6 Конвенции о защите прав и свобод человека применима к процессам о наложении налоговых штрафов. Принимаются во внимание также Международный пакт о гражданских и политических правах*(1), Договор Европейского Союза и судебная практика Европейского Суда.
Судебный налоговый процесс строится на следующих принципах*(2): независимость и беспристрастность суда, рассмотрение спора в разумный срок, состязательность (заслушивание обеих сторон), публичность процесса и обоснованность (мотивированность) решения.
Альтернативное разрешение налоговых споров - медиация*(3)
Медиация определяется как форма посредничества в разрешении конфликтов, где нейтральный специалист-посредник (медиатор) руководит переговорами между сторонами с целью достижения на основании их текущих интересов согласованного обоюдоприемлемого и взаимовыгодного решения*(4).
Обычная форма разрешения споров - обращение в суд. Медиация - это разрешение спора без обращения в структуры, выносящие решения, обязательные для спорящих сторон.
С 1 апреля 2005 года в Нидерландах допускается альтернативное разрешение налогового спора в ходе медиации. Министерство финансов опубликовало письмо DGB 2005-01109, в котором сообщается об эксперименте, проходившем в четырех налоговых округах по разрешению налоговых споров по процедуре медиации. За год через процедуру медиации прошло 75 споров, в 80% случаев результатом стало их успешное разрешение. В случае неудачного разрешения разногласий в ходе медиации стороны не лишаются права обращения в суд.
Принципиальное отличие медиации от суда - отсутствие проигравшей стороны, а стало быть, и соответствующих рисков. Если в ходе судебного процесса заключение мирового соглашения случайно, то в медиации - это цель, которую стремятся достичь стороны. В ходе процедуры стороны ищут взаимоприемлемое решение под руководством квалифицированного специалиста, выступающего в роли профессионального посредника, помогающего сблизить позиции сторон до взаимоприемлемых.
К преимуществам процедуры медиации относятся: быстрота разрешения спора, демократичность, невысокая стоимость, активная роль сторон в поиске решения, минимизация вреда отношениям сторон, взаимовыгодное разрешение спора, добровольность участия.
В ходе эксперимента в качестве медиаторов выступали специалисты Нидерландского института медиации*(5). Роль медиатора сводится к беспристрастному ведению поиска взаимоудовлетворяющих решений.
С целью разгрузки судов правительственный веб-сайт Нидерландов, отражающий структуру судов и информирующий об их работе, содержит описание медиационных процедур*(6) и предлагает сторонам использовать их для разрешения споров, в том числе когда дела сторон уже находятся в судах. В настоящее время такие процедуры предлагаются в рамках семи судов первой инстанции и одного суда второй инстанции.
Процедурные правила, утвержденные крупнейшим в Нидерландах объединением медиаторов, запрещают им участвовать в процедуре, если исход каким-то образом окажет на них влияние или если они консультировали стороны, участвовавшие в процедуре.
На время процедуры стороны обязуются не инициировать судебных или административных дел, связанных с разрешаемым спором. По окончании процедуры медиации составляется протокол-соглашение, в котором указывается, по каким вопросам стороны достигли соглашения и какие вопросы будут рассматриваться в суде.
Судебное рассмотрение спора
С 1 января 2005 года налоговый спор может рассматриваться в трех инстанциях: в суде первой инстанции, в суде второй инстанции, в Верховном суде.
Споры по таможенным вопросам могут инициироваться лишь в суде Харлема. Вопросами исследования фактов занимаются суды первых двух инстанций, Верховный суд решает лишь вопросы права.
Наднациональными инстанциями для нидерландских судов являются:
Европейский Суд;
Европейский Суд по правам человека;
Комитет по правам человека при ООН (не будучи судебной инстанцией, выносит мнения и предписания относительно соблюдения государством Международного пакта о гражданских и политических правах).
Предварительное обжалование решения налогового органа в административном порядке обязательно. Данное правило действует с 1 сентября 1999 года. До этой даты обращение в суд без прохождения процедуры административного обжалования в некоторых случаях было возможно. Налоговый орган должен ответить на жалобу налогоплательщика в течение 6-10 недель (в сложных случаях - в течение 1 года).
Административное обжалование выполняет две функции:
определение предмета разногласий сторон;
возможность без обращения в суд устранить очевидные ошибки в работе налоговых органов и улучшить их работу.
Обращение в налоговые составы судов возможно лишь по налоговым спорам, перечисленным в статье 26 "Общего закона о государственных налогах", а именно о размере налоговой задолженности и об определенных решениях налоговых органов. Прочие споры с налоговыми органами подлежат рассмотрению административными или (в случае превышения компетенции административных палат) гражданскими палатами судов.
Одна из особенностей налогового процесса - отсутствие необходимости использования услуг профессионального представителя в суде, хотя в большинстве случаев без специалиста сложно доказать правоту позиции в сложных налоговых спорах. Тем не менее важным "послаблением" в данном случае является возможность быть представляемым не адвокатом, а налоговым консультантом либо любым лицом, имеющим необходимые знания в налоговом праве. Если материальные возможности не позволяют налогоплательщику самостоятельно оплатить услуги адвоката, суд может предоставить "субсидируемого" адвоката. В любом случае часть расходов на его оплату должен нести налогоплательщик (размер участия в оплате зависит от его материальных возможностей).
Судебные составы по рассмотрению налоговых споров создаются в рамках административных палат, действующих в судах наряду с гражданскими и уголовными палатами*(7).
Подача заявления
Подача заявления по налогам Королевства Нидерландов происходит в один из специальных налоговых департаментов судов первой инстанции. Они существуют в судах городов Арнхем, Бреда, Гаага, Харлем, Леуварден. Споры по местным налогам могут инициироваться в любом суде первой инстанции.
Срок подачи заявления составляет шесть недель с момента получения отказа налогового органа в удовлетворении жалобы. Следует отметить, что обжалование решения налогового органа в административном или судебном порядке автоматически приостанавливает его исполнение.
Рассмотрение спора
Судья не может выходить за пределы спора сторон, и, как следствие, решение не может ухудшить положение истца по сравнению с ситуацией, если бы иск не был подан. Однако это не относится к обжалованию, решение суда в данном случае проверяется целиком. Стороны по обоюдному согласию могут обжаловать решение суда в кассационной инстанции, если спор идет лишь о вопросах права.
Существует право на компенсацию судебных расходов, в том числе и на оплату услуг приглашенных специалистов (налоговых консультантов, адвокатов). Однако компенсация присуждается в "разумном" размере и не всегда покрывает реальные расходы, что стимулирует налогоплательщиков и налоговые органы разрешать споры без обращения в суд.
Допускается истребование возмещения "вреда", причиненного процессом (время, потраченное участником процесса), что также стимулирует стороны воздержаться от затягивания процесса.
Решение суда должно быть вынесено в течение шести недель после окончания разбирательства. Суд вправе вынести предварительное решение, если его отсутствие существенно нарушает интересы стороны в процессе.
Обжалование решения суда
Обжалование решения суда первой инстанции допускается в судах второй инстанции, расположенных в Амстердаме, Арнхеме, Босхе, Гааге, Леувардене, где могут устанавливаться вопросы как фактических обстоятельств дела, так и их правовой квалификации. В кассационной инстанции (в Верховном суде) рассматриваются только вопросы права. Срок на обжалование составляет шесть недель с даты отправления решения суда. Срок может быть продлен по предварительной заявке стороны, обжалующей решение, если для подготовки жалобы необходимо значительное время (учитывается сложность вопроса, необходимость получения заключений специалистов и т.п.).
По данным за 2003 год (в то время существовало лишь две инстанции рассмотрения налоговых споров), судами первой инстанции удовлетворено полностью или частично около трети исков налогоплательщиков, Верховным судом - полностью или частично около 30% жалоб. Только 10% дел возвращались на новое рассмотрение. Относительно невысокий процент удовлетворения исков налогоплательщиков объясняется эффективностью процедур досудебного урегулирования споров, в том числе административного, и объективностью налоговых органов при вынесении решений.
Р.Р. Вахитов,
эксперт-исследователь Международного бюро фискальной документации
"Налоговед", N 10, октябрь 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Текст доступен по адресу: http://www.un.org/russian/documen/convents/pactpol.htm.
*(2) См.: Pechler E.B. Belastingprocesrecht, Deventer: Kluwer, 2003.
*(3) Общее описание концепции медиации доступно в публикациях, в частности Центра примирительных процедур: http://www.mediation.org.ru/mediation/publications/index.htm.
*(4) Brenninkmeijer A.F.M. Handboek Mediation, Leiden, 2003.
*(5) http://www.nmi-mediation.nl.
*(6) http://www.rechtspraak.nl/Naar+de+rechter/Mediation+naast+rechtspraak.
*(7) Краткая информация на английском языке о структуре судебной системы в Нидерландах доступна по адресу: i"http://www.rechtspraak.nl/information+in+english.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговед"
Учредители: ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", ЗАО "ИКП".
Свидетельство о регистрации СМИ: N 77-16936 от 10.11.2003.
Издается при интеллектуальной и информационной поддержке юридической компании ООО "Пепеляев, Гольцблат и партнеры".
Адрес редакции: 123610, Москва, Краснопресненская набережная, д. 12, Центр Международной Торговли-II.
Телефоны редакции: (495) 267-82-06.
e-mail: info@nalogoved.ru
Подписка через почтовые отделения:
Индекс в каталоге "Роспечать" - 84297
Индекс в каталоге российской прессы "Почта России" - 11495
Индекс в объединенном каталоге "Пресса России" - 87914