ООО отгружает готовую продукцию на экспорт в Казахстан и Украину. При подаче налоговой декларации по НДС по ставке 0% для подтверждения экспорта предприятие представляет в ИФНС пакет документов согласно ст. 165 НК РФ.
Должно ли предприятие представить другие документы для подтверждения экспорта? Если да, то существует ли определенный перечень таких документов или предприятие должно представлять любые первичные документы согласно требованиям инспекции?
Документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ, представляются в налоговый орган для обоснования применения налоговой ставки 0% одновременно с подачей отдельной налоговой декларации (п. 6 ст. 164 НК РФ). При этом перечень указанных документов является закрытым, поэтому при подаче налоговой декларации налоговые органы не вправе затребовать иные документы, отличные от перечисленных в ст. 165 НК РФ, в том числе первичные. Непредставление документов, не перечисленных в ст. 165 НК РФ, не может служить основанием для отказа в принятии налоговыми органами декларации по п. 6 ст. 164 НК РФ и подтверждения налоговой ставки НДС 0%.
Однако перечисленные в ст. 165 НК РФ документы определяют, в частности, предмет камеральной налоговой проверки, осуществляемой непосредственно после подачи отдельной налоговой декларации по НДС, связанной с экспортом товаров (п. 4 ст. 176 НК РФ). В рамках такой проверки устанавливается не только обоснованность применения нулевой ставки НДС (документы, перечисленные в ст. 165 НК РФ), но и обоснованность налоговых вычетов по правилам статей 171 и 172 НК РФ.
В рамках указанной проверки наряду с перечисленными в ст. 165 НК РФ налоговые органы вправе требовать и первичные документы, подтверждающие принятие поставщиком на учет экспортируемых впоследствии товаров (п. 1 ст. 172 НК РФ). Непосредственное указание первичных документов в норме НК РФ влечет обязанность налогоплательщика по их представлению в ходе камеральной проверки.
При проведении камеральной проверки налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения, получить объяснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов (ст. 88 НК РФ).
Таким образом, законодательно установленный перечень документов, представляемых в рамках проведения налоговой проверки, в том числе камеральной, отсутствует.
Судебная практика приходит к выводу, что по смыслу ст. 88, п. 1 ст. 93 НК РФ налоговый орган праве затребовать не любые документы и сведения, а только те, которые подтверждают правильность исчисления и уплаты конкретного налога либо имеют непосредственное отношение к обнаруженным налоговым ошибкам (см. постановления ФАС Волго-Вятского округа от 14.04.2005 N А29-6147/2004а, Северо-Западного округа от 13.02.2002 N А26-5319/01-02-10/234).
То есть если налоговые органы требуют представить дополнительные документы в рамках камеральной проверки, то правомерность требования каждого документа следует оценивать отдельно с учетом вышеизложенного.
В ряде случаев привлечения налогоплательщиков к ответственности по ст. 126 НК РФ за непредставление документов, перечисленных в требовании налоговой инспекции, суды вставали на сторону налогоплательщиков. При этом указывалось, что ответственность исходя из ст. 126 НК РФ наступает только за непредставление документов, прямо поименованных в законодательном акте о налогах и сборах (см., например, Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 08.02.2005 N А29-4459/2004а).
Э. Глуховская
1 ноября 2005 г.
"Новая бухгалтерия", выпуск 11, ноябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Новая бухгалтерия"
Учредитель ЗАО "ЭЖ МЕДИА"
Издатель ЗАО ИД "Экономическая газета"
Журнал зарегистрирован в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.
Свидетельство ПИ N ФС77-43744 от 24.01.2011
Адрес редакции и издателя:
125319, Москва,
ул. Черняховского, д. 16