"Без права на ошибку"
(интервью с Т.А. Королевой, главным бухгалтером Контрольно-счетной
палаты Москвы)
Все люди ошибаются, даже бухгалтеры. Не имеют права на ошибку лишь те, кто указывает на промахи другим. В бухгалтериях контролирующих органов должен быть идеальный порядок, чтобы никто не мог их упрекнуть: "Что же вы? У самих рыльце в пушку..." - таково мнение главного бухгалтера Контрольно-счетной палаты Москвы Т.А. Королевой.
- Мы должны быть образцом для подражания другим организациям, - считает Татьяна Александровна. - Поэтому сегодня мы пытаемся довести учет в Контрольно-счетной палате Москвы до совершенства, устранить все шероховатости, учесть все тонкости, чтобы ни у одной службы не возникало к нам претензий: ни у департамента финансов города Москвы, ни у налоговых служб.
- Есть сложности в работе с налоговой инспекцией?
- Наверное, основная сложность в том, что у них слишком маленький штат для таких объемов работы, которые им необходимо выполнять. В результате не всегда оперативно решаются вопросы. Мы недавно написали письмо в инспекцию с просьбой произвести выверку расчетов по налогам за первое полугодие. Я хотела это сделать в связи с изменением КБК. Но из-за нехватки в инспекции кадров и времени на сегодняшний день сверка не завершена. Расхождения нередко возникают и по техническим причинам. В результате по возникшим вопросам приходится вести переписку с инспекцией. Порой она затягивается, хотя подобные вопросы должны решаться быстро.
В конце 2004 года Пенсионный фонд просил нас написать письмо в налоговую инспекцию с просьбой произвести перезачет пенсионных отчислений. Но наша инспекция (пожалуй, единственная в Москве) не осуществляет подобные операции.
Не могу сказать, что наша инспекция плоха. Напротив, здесь работают грамотные специалисты, лояльные руководители. Просто у них маленький штат - это стало нашей общей бедой.
- Татьяна Александровна, а кто может проверять главный контролирующий орган Москвы помимо налоговой службы?
- Пенсионный фонд, Медстрах, ФСС. Проверяет нас и департамент финансов города Москвы, хотя это не совсем корректно. Ведь Контрольно-счетная палата Москвы сама ежегодно проверяет департамент финансов, а они, в свою очередь, проверяют нас. Мы взаимозависимы. Недавно С.В. Степашин выступил с предложением о том, чтобы такие органы, как контрольно-счетные палаты, проверяли независимые аудиторские фирмы, выбранные парламентом либо областной думой. По моему мнению, такое решение будет единственно верным.
Помимо внешних проверок в Контрольно-счетной палате Москвы ежегодно проходят внутренние. Руководитель своим приказом утверждает состав комиссии для проведения внутреннего аудита. Инспекторы палаты в большинстве своем - бухгалтеры-практики. Они и становятся для нас самыми требовательными и кропотливыми ревизорами, потому что им хорошо известна специфика ведения учета в нашей структуре.
После проведения аудиторской проверки пишется заключение для руководства, чтобы оно имело четкое представление о текущем положении дел, об обнаруженных недочетах, даже самых мелких. Это позволяет их своевременно устранить.
- То есть когда к вам приходят с внешней проверкой, то им, по сути, и проверять нечего?
- Во всяком случае я бываю спокойна. Во время внутренних проверок мы волнуемся гораздо больше, несмотря на то, что уверены в своей грамотности. Я по личному опыту знаю, что даже после самых грамотных бухгалтеров необходимо перепроверять проводки, выверять цифры. Поэтому выработала в себе привычку делать это собственноручно.
- Финансирование вы получаете только из бюджета города Москвы?
- Да, мы полностью бюджетное учреждение. По закону города Москвы "О Контрольно-счетной палате Москвы" мы не имеем права вести предпринимательскую деятельность. Объемы финансирования соответствуют нормам, которые рекомендованы правительством Москвы всем учреждениям города.
Вообще политика нашего руководства направлена на сокращение расходов на содержание палаты. К примеру, на следующий год мы заложили на заработную плату сотрудников только 96 процентов от предыдущего года. Мы используем понижающие коэффициенты при составлении бюджета в основном за счет сокращения руководящих должностей. Это позволяет увеличить количество исполнителей на местах.
В этом смысле мы тоже являемся примером для других бюджетников: не только контролируем исполнение бюджета, но и стремимся к его экономии.
- Кроме заработной платы на каких статьях удается сэкономить?
- Мы экономим на транспортных расходах за счет сокращения затрат на служебный транспорт наших руководителей и на телефонных переговорах. В Контрольно-счетной палате Москвы установлен лимит на мобильную связь. Если переговоры его превышают, то эта сумма вычитается из заработной платы, даже если речь идет о руководителе, несмотря на то, что его статус можно приравнять к статусу министра. У нас перед законом все равны.
- Вы можете сказать, что Контрольно-счетная палата Москвы может служить примером для бюджетных учреждений Москвы при переходе на Инструкцию N 70н?
- Наверное, да. С Нового года мы ведем учет по новому Плану счетов. На сегодняшний день мы полностью перешли на Инструкцию N 70н, сделали инвентаризацию. Я провела совещание с материально ответственными лицами. С июля мы сдаем месячные отчеты в соответствии с новом приказом Минфина России N 5н.
Есть еще некоторые трудности с программным продуктом, связанные с введением с 2005 года лимитов бюджетных обязательств - еще не все функции в этом отношении отлажены. Мы работаем на программе НПЦ "Бюджет-21" по рекомендации департамента финансов Москвы. Специалисты департамента очень плотно работают с ее разработчиками, совместно ведут работу над устранением недочетов модернизированного продукта, которые неизбежны при переходе на новую Инструкцию. Во многом благодаря такому сотрудничеству сегодня программа по переходу на Инструкцию N 70н практически завершена.
- Помимо отладки программного продукта какие сложности вы видите в переходе на новый План счетов?
- Учет стал более громоздким. Об этом говорит то, что типовой План счетов будет состоять из 1700 счетов. Громоздкой стала и Главная книга: если раньше мы распечатывали ее всю ежемесячно, то теперь это можно будет делать только в конце года.
На мой взгляд, ухудшилось положение с аналитикой. Можно было бы пересмотреть бухгалтерские проводки по оформлению авансовых платежей. Нужно отметить, что теперь, чтобы составить Пояснительную записку к Балансу исполнения бюджета (ф. 0503160), мало иметь знания по бухгалтерскому учету. Но статей специалистов, посвященных разъяснениям по переходу на новый План счетов, публикуется недостаточно.
Раньше отчетность представляли за шесть месяцев, за девять и год, а начиная с 2006 года отчеты станут ежеквартальными. Сейчас мы с тревогой ожидаем, что будет с отчетами за девять месяцев и годовым. Не секрет, что в учреждениях все возложено на бухгалтерию: и составление бюджетных заявок с расчетами на содержание учреждения, и контроль за исполнением выделенных средств. Учитывая все это, ввод дополнительной отчетности скажется не лучшим образом на работе бухгалтеров.
А вообще, по моему личному мнению, ставить такие эксперименты, как глобальное реформирование бюджетного учета, на всей стране нельзя. В Инструкции N 70н еще много недоработок, недочетов. Сегодня мы все находимся в ожидании поправок к ней. Можно было бы ввести новый учет в отдельно взятом регионе и по истечении года, доработав недостатки, ввести его по всей стране.
- В связи с переходом на новый План счетов объемы работы значительно возросли. У вас большой штат бухгалтерии? Справляетесь?
- Штат бухгалтерии небольшой для такого объема работы - четыре человека. Сегодня на бухгалтерию помимо бухгалтерской работы возложена и планово-экономическая, и управленческая. Я выполняю функции не только главного бухгалтера, но и экономиста.
Когда два года назад я пришла в Контрольно-счетную палату, то здесь эти функции были распределены между другими отделами. Для экономического анализа приходилось отдавать бухгалтерские данные в службы вне бухгалтерии. Очень быстро я поняла, что это неправильно и должна быть создана единая финансовая служба, потому что динамика нашей жизни диктует необходимость совершенствования стиля и методов работы. Своими мыслями я поделилась с Председателем КСП Москвы. Получив его поддержку, провела мини-реформу в отделе. В это же время нам удалось установить сетевую бухгалтерскую программу. Это позволило оперативно, на современном уровне вести бухгалтерский учет и отчетность. Думаю, что структура финансовой службы, которая действует сейчас, более совершенна и отвечает требованиям дня.
- Скажите, ваши инспекторы, проводящие проверки в учреждениях, сейчас тоже изучают новую Инструкцию?
- Да, конечно. Они регулярно проходят курсы повышения квалификации, переподготовки. Финансирование их обучения на платных курсах заложено в бюджете города Москвы. Разумеется, если у них возникают какие-то вопросы или сомнения по новому Плану счетов, то они приходят за консультацией к нам.
- Как у вас налажен казначейский процесс?
- Сложностей пока много. Электронный обмен с казначейством у нас пока не налажен, поэтому приходится ездить туда ежедневно и отстаивать большие очереди. Дело в том, что в нашем казначействе обслуживается львиная доля бюджетников Москвы, поэтому там всегда много народу. Кроме того, платежки долго обрабатываются, и выписки мы получаем в течение трех дней. Это не противоречит закону, но приносит множество неудобств.
Надеемся, что казначейский процесс будет совершенствоваться, ведь с будущего года на казначейское исполнение бюджета в обязательном порядке перейдут все бюджетные учреждения. Для нас это чревато увеличением очередей в казначействе и задержкой в обслуживании.
- Татьяна Александровна, вы сказали, что работаете в Контрольно-счетной палате Москвы всего два года. Где вы работали до этого?
- Вообще главным бухгалтером я работаю давно - более 25 лет. Долгое время я работала в бюджетных учреждениях, в основном по профсоюзной линии. С распадом СССР наше учреждение было ликвидировано в соответствии с приказом президента, поэтому я была вынуждена уйти в коммерцию. В этой сфере мне довелось занимать должности от бухгалтера до финансового директора.
Но у всех коммерческих фирм, даже самых крупных, пожалуй, единственный недостаток - нестабильность. Нередко в силу стечения обстоятельств коммерческие структуры рушатся. Я снова оказалась перед выбором: "Куда пойти?" В это время в Контрольно-счетной палате освободилось место заместителя главного бухгалтера. Так мы и нашли друг друга. Через пять месяцев наш главбух перешла на другую работу, а я заняла ее должность.
- А сейчас в бухгалтерии есть текучка кадров?
- Незначительная, но есть. В нашем учреждении нередко случается, что бухгалтеры из финансового отдела переходят в инспекцию. Ведь для того чтобы работать бухгалтером, нужно не только иметь определенные знания и навыки. Эту работу нужно любить, нужно любить работать с цифрами. Здесь иначе нельзя! Такая любовь к балансам есть далеко не у всех. У меня недавно по этой причине мой заместитель перевелся на должность инспектора. Пришлось искать ему замену.
- Чем вы руководствуетесь при приеме на работу?
- Для меня самое главное, чтобы человек не боялся работы. Если в нем есть стремление к совершенствованию и усидчивость, если он ответственно подходит к своим обязанностям, у него все получится.
У нас в штате есть молоденькая сотрудница. Ей нет и двадцати, но сразу было понятно, что она очень трудолюбивая, цепкая, как говорится, ловит все на лету. Сегодня она выполняет некоторые операции на уровне заместителя главного бухгалтера. Вот это именно тот человек, который любит работу с цифрами, несмотря на то, что она не имеет достаточного опыта. Таких людей я уважаю.
- А где вы учились?
- Я училась, уже поработав главным бухгалтером, в Высшей школе профсоюзного движения имени Шверника, которую позже переименовали в Академию труда и социальных отношений.
- Можете вспомнить, как вы впервые попали в бухгалтерию?
- Я была женой военного. В воинских частях женщинам выбирать место работы не приходится. По чистой случайности первым освободилось место в бухгалтерии. В мои обязанности входил учет боеприпасов: патронов, пистолетов и т.д. Примерно через полгода меня повысили.
Сейчас вспоминаю, что когда я окончила школу и встал вопрос о том, куда пойти учиться, почему-то была уверена: бухгалтером я не буду никогда. У меня была мечта поступить в институт иностранных языков. Но из каких-то соображений как раз в то время в этот институт перестали брать девочек. Идти в педагогический на иняз и быть преподавателем мне не хотелось. А судьба распорядилась иначе. Я бухгалтер, и все равно всю жизнь учу своих подчиненных: обучаю молодые кадры, повожу курсы переподготовки, семинары. Видимо, педагогические способности во мне все-таки есть.
- По результатам одного заграничного исследования среди представителей бухгалтерской профессии чаще всего встречаются люди, увлекающиеся экстремальными видами спорта. Видимо, именно такой отдых позволяет отвлечься от бесконечных цифр. Вы можете себя к ним причислить?
- Наверное, нет. Мое увлечение вряд ли можно отнести к спорту. Я очень люблю путешествовать.
- Никогда не хотелось уехать жить куда-нибудь за границу?
- Нет. За рубежом интересно путешествовать и отдыхать, но всегда хочется вернуться в Россию. Я привыкла к российскому укладу жизни, к русским людям - и мне это нравится.
Беседу вела И.В. Заховаева,
корреспондент "Бюджетного учета"
Наша справка. Из истории Контрольно-счетной палаты Москвы
Создание контрольной группы в представительном органе города Москвы в виде Контрольно-счетной палаты было инициировано Временным положением о системе органов государственной власти Москвы. Это положение было введено в действие Указом Президента Российской Федерации от 24 октября 1993 года. Основной задачей Указа было создание в Москве новых органов государственной власти: Московской городской думы и Московской городской администрации.
Одним из первых нормативных правовых актов избранной в 1993 году Московской городской думы было постановление "О прогнозе социально-экономического развития и структуре бюджета города Москвы на 1994 год. О структуре бюджета города Москвы на 1 квартал 1994 года". В соответствии с ним Бюджетно-финансовая комиссия Московской городской думы поручила депутату С.О. Шохину начать подготовку к созданию Контрольно-счетной палаты и разработать законодательный акт города Москвы, регламентирующий ее деятельность.
Разработанный проект был принят Московской городской думой 18 мая 1994 года. Тогда же председателем Контрольно-счетной палаты Московской городской думы был избран С.О. Шохин. Его усилиями к началу октября 1994 года была полностью подготовлена нормативная и финансовая основа функционирования Контрольно-счетной палаты Московской городской думы.
При определении конкретных направлений и объектов контрольных мероприятий Контрольно-счетная палата в первую очередь выполняла поручения Московской городской думы.
11 января 1995 года на базе Контрольно-ревизионного комитета Федерального Собрания Российской Федерации была организована Счетная палата Российской Федерации. В этой связи Бюджетно-финансовая комиссия Московской городской думы приняла решение о реорганизации Контрольно-счетной палаты Московской городской думы, изменении ее статуса и полномочий по аналогии со статусом и полномочиями Счетной палаты РФ.
1 ноября 1995 года законом города Москвы Контрольно-счетная палата Московской городской думы была преобразована в Контрольно-счетную палату Москвы.
С этого момента она является постоянно действующим органом государственного финансового контроля в Москве. Вместе с введением новых расширенных полномочий Контрольно-счетной палаты Москвы изменились структура, статус должностей и штатная численность палаты. Вместо эксперта впервые вводилась должность аудитора, было определено их количество - восемь человек. И 13 февраля 1996 года решением Московской городской думы назначен первый состав аудиторов.
С 16 февраля 2000 года Контрольно-счетную палату Москвы возглавляет В.А. Двуреченских.
"Бюджетный учет", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Бюджетный учет"
Ежемесячное издание для бухгалтеров бюджетной сферы
Учредитель ООО "Бюджет"
Зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия. Свидетельство о регистрации ПИ N ФС77-30617 от 14 декабря 2007 г.
Редакция: 107078, Москва, ул. Басманная Новая, д. 10, стр. 1, подъезд 6, а/я 100