Изменения в порядке исполнения судебных решений по искам на средства
бюджетов
Решение Конституционного суда Российской Федерации
14 июля 2005 года Конституционным судом Российской Федерации на открытом заседании было рассмотрено дело о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов о федеральном бюджете на 2003, 2004 и 2005 годы и постановления Правительства Российской Федерации "О порядке исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти".
В суде оспаривалась конституционность тех положений федеральных законов о федеральном бюджете с 2003 по 2005 годы, которыми устанавливалось, что исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации и по взысканию средств по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета службой судебных приставов не производится, а также соответствующего нормативного регулирования, осуществленного Правительством РФ в постановлении от 09.09.2002 N 666, утвердившем Правила исполнения Министерством финансов Российской Федерации судебных актов по искам к казне Российской Федерации на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) органов государственной власти либо должностных лиц органов государственной власти.
Конституционный принцип правового государства возлагает на Российскую Федерацию обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, что предполагает установление такого правопорядка, который должен гарантировать каждому государственную защиту его прав и свобод. Правосудие как важнейший элемент данного правопорядка по самой своей сути является таковым, если обеспечивает справедливое разрешение дела и эффективное восстановление в правах.
На основании статьи 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации" вступившие в законную силу судебные акты обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации. Неисполнение постановления суда, а равно иное проявление неуважения к суду влекут ответственность, предусмотренную федеральным законом.
Государство, являясь участником гражданских правоотношений, выступает на равных началах с иными участниками и не может использовать такое правовое регулирование, которое приводило бы к неравенству публично-правовых образований и частных лиц.
При этом государство может возложить исполнение требований судебных актов на различные органы и организации, исходя из того, что вне зависимости от избранного варианта положение взыскателя в сфере исполнительного производства не должно ухудшаться, несмотря на то, что ответчиком является публичная власть. Иными словами, законодатель обязан обеспечить такое правовое регулирование нормы, которое не привело бы к ситуации, когда отсутствие денежных средств у государства могло бы воспрепятствовать ему выполнить свое обязательство.
В настоящее время такое регулирование осуществляется в том числе Федеральным законом "Об исполнительном производстве", которым, в частности, определяются условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, между тем такой порядок не является универсальным.
Согласно статье 5 (пункты 2 и 3) вышеуказанного закона в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования судебных актов могут исполняться и другими органами, не являющимися органами принудительного исполнения, и это не противоречит Конституции Российской Федерации. Потому как из права каждого гражданина на судебную защиту его прав и свобод не следует возможность произвольного выбора гражданином той или иной процедуры исполнения решения, особенности которой применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел устанавливаются федеральными законами.
Понятно, что государство является особым субъектом, в отношении которого может осуществляться исполнительное производство. Вынесение судебных решений по искам к Российской Федерации порождает коллизию конституционных ценностей - своевременности и полноты исполнения судебного решения, с одной стороны, и стабильности и непрерывности в реализации государством возложенных на него функций, исполнение которых осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, с другой. Иными словами, осуществление прав и свобод человека и гражданина (а значит, и права на судебную защиту) не должно нарушать права и свободы других лиц, в том числе на своевременное получение денежных выплат по заработной плате и иным социальным выплатам.
Учитывая это, федеральный законодатель вправе установить особый порядок исполнения судебных решений в отношении государства, чтобы реализация права на судебную защиту не парализовала деятельность соответствующих государственных структур, решения и действия которых стали причиной вынесения судебного решения.
Сделав такой вывод, Конституционный Суд вместе с тем высказался отрицательно по факту включения данных положений в федеральные законы о федеральном бюджете на очередной год, потому что это приводит к тому, что нарушается принцип верховенства права.
Кроме того, делегирование Правительству Российской Федерации полномочий по нормативному регулированию вопросов, относящихся к правосудию, не соответствует Конституции Российской Федерации, ее статьям 10, 19, 45 (часть 1), 46 (часть 1), 114 (пункт "е" части 1) и 115 (часть 1).
Вместе с тем, понимая, что немедленная отмена ранее действующего порядка создаст пробел в регулировании порядка исполнения судебных решений по искам к Российской Федерации, до конца 2005 года указанные судебные решения подлежат исполнению в порядке, установленном постановлением Правительства РФ от 09.09.2002 N 666.
Как видим, Конституционный Суд Российской Федерации не высказался напрямую в отношении другого постановления Правительства РФ от 21.02.2001 N 143, утвердившего порядок исполнения судебных решений по денежным обязательствам получателей средств федерального бюджета, тем не менее, исходя из общей логики, вышеуказанное решение Конституционного Суда касается его в полной мере.
Исходя из решения Конституционного Суда Министерством финансов Российской Федерации по поручению Правительства РФ разработан и представлен вместе с пакетом документов по законопроекту "О федеральном бюджете на 2006 год" проект Федерального закона, определяющего на уровне закона особый порядок исполнения судебных решений, подлежащих исполнению за счет средств бюджетов.
Законопроект получил громоздкое название - "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве" (далее - законопроект), отражающее масштаб вносимых поправок в действующее законодательство.
Сейчас еще рано комментировать внесенные поправки, потому что законодатель еще не высказал своего решения, но уже сейчас можно обозначить наиболее важные изменения в порядке исполнения судебных решений по денежным обязательствам получателей бюджетных средств, которые последуют в случае принятия внесенного законопроекта.
Вот наиболее важные из них.
Поправки в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации
Статья 127 "Содержание судебного приказа" дополняется новым пунктом, в соответствии с которым в судебном приказе должна указываться дополнительная обязательная информация - реквизиты банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию, в случае, если обращение взыскания производится на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Статья 428 дополняется частью третьей, согласно которой, если судебное постановление предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к направляемому исполнительному листу должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист.
Поправки в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации
Часть 3 статьи 319 дополняется положением, устанавливающим, что, если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.
Поправки в Федеральный закон "Об исполнительном производстве"
Из сферы действия Закона "Об исполнительном производстве", определяющего условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, исключены бюджеты всех уровней бюджетной системы Российской Федерации.
При этом введена новая норма, в соответствии с которой условия и порядок исполнения судебных актов по передаче другим гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации.
Поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации
Основной бюджетный Закон будет устанавливать не только общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, а также условия и порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
То есть существующий ныне пробел в законодательстве Российской Федерации по исполнению судебных актов по искам на средства бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов может быть восполнен.
Бюджетный кодекс дополнен новой главой 29 "Исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", которая состоит из пяти статей:
- Общие положения.
- Порядок исполнения судебных актов по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц.
- Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений.
- Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его бюджетных учреждений.
- Исполнение судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства муниципального бюджета по денежным обязательствам муниципальных бюджетных учреждений.
По сравнению с действующим исполнением судебных актов о взыскании средств по денежным обязательствам федеральных учреждений новый порядок отличается следующими изменениями:
- Изменяется положение в части оплаты бюджетным учреждением требований по исполнительному листу, возникшему в результате основной (то есть бюджетной) деятельности, за счет внебюджетных средств. Если, согласно ранее действующему порядку, это было его право, то теперь обязанность.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
За нарушение этого правила осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника приостанавливается (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) до момента устранения нарушения.
- Изменяется срок, в течение которого главный распорядитель (распорядитель) средств бюджета обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов в соответствии с запросом-требованием должника. По новым Правилам этот срок увеличен до трех месяцев.
- Определен порядок исполнения судебных решений, на основании которых выплаты по исполнению исполнительного документа имеют периодический характер.
Более подробный комментарий положений нового порядка исполнения судебных актов на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации будет представлен вниманию читателя в следующем номере.
Т.В. Саакян,
заместитель начальника Управления совершенствования
функциональной деятельности Федерального казначейства
"Советник бухгалтера социальной сферы", N 10, октябрь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Советник бухгалтера социальной сферы"
для бюджетных учреждений и некоммерческих организаций
Зарегистрирован в Государственном комитете РФ по печати
Свидетельство о регистрации ПИ N 77-11509 от 28.12.2001 г.
Учредитель: ООО "Издательство "Советник бухгалтера"
Отдел подписки и распространения: (495) 236-33-89, 258-00-27, 237-77-95
Отдел рекламы: (495) 277-28-66, 274-05-12
Почтовый адрес редакции: 115093, Москва, Люсиновская ул., 51.
E-mail: sb@ministry.ru, sb@sde.ru
Подписка на сайте: www.sovbuh.ru
Подписка на почте:
Роспечать - 81765
Пресса России - 14502