"Минувшего лета не заметили. Потому что готовились к нему задолго"
(интервью с О. Злобиной, заместителем председателя правления
СДМ-банка)
По просьбе редакции журнала основные задачи и проблемы, которые банк решал на этапе подготовки к вступлению в систему страхования вкладов, комментирует заместитель председателя правления СДМ-банка Ольга Злобина.
- Если говорить по существу, то никаких особых проблем, связанных со вступлением в систему страхования вкладов, нам преодолевать не пришлось. Структура собственности банка всегда была прозрачной, не было и неправомерных источников формирования капитала. Достаточность капитала также находилась на требуемом уровне. Не понадобилось нам и вводить какие-либо изменения в сфере улучшения финансовой устойчивости и ликвидности. Поэтому единственное, что пришлось сделать банку перед проверкой, - это разместить сведения о структуре собственности на своем сайте.
- А насколько легко вы прошли через сито требований к корпоративному управлению, уровню организации риск-менеджмента?
- Банк уже более пяти лет управляется через систему комитетов и центров финансовой отчетности. Давно внедрена и действует комплексная программа управления рисками. Задолго до вступления в систему страхования вкладов банк разработал все положения по риск-менеджменту в соответствии с постановлениями Базельского комитета и Банка России. Поэтому минувшим летом никаких специальных мероприятий по изменению организации бизнеса не проводилось. Вся описанная выше работа была проделана около трех лет назад. Она позволила занять устойчивые позиции среднего российского банка, войти в сотню крупнейших банков России по чистым активам и в 50 крупных банков Москвы (по оценкам журнала "Эксперт"). Что же касается инспекционной проверки, то ее проводила команда высокопрофессиональных работников Банка России, и она стала для СДМ-банка дополнительным экзаменом, в ходе которого выяснялось, насколько правильными были ранее предпринятые нами усилия.
- Но инспекционная проверка - это всегда стресс для банка?
- Стресс не стресс, но период действительно был напряженный.
Инспекционная проверка продолжалась полтора месяца. Проводили ее восемь суперпрофессионалов Отделения N 1 Московского ГТУ Банка России. Работа шла с девяти утра до девяти вечера, включая несколько субботних дней. Проверялись абсолютно все аспекты деятельности банка, задействован был практически весь персонал, перед которым была поставлена задача: отвечать на все вопросы и в кратчайшие сроки. Так что можно сказать, что в ходе проверки коллектив банка выдержал экзамен на выносливость. Проверка дала очень много: она позволила пересмотреть и улучшить ряд внутренних положений.
- Одно из опасений, которое неоднократно высказывалось специалистами коммерческих банков - применение "мотивированного суждения".Насколько они оказались оправданными? Учитывалось ли надзорным органом аналогичное суждение банка по конкретным вопросам, удавалось ли прийти к единому знаменателю?
- Были проверены наши мотивированные суждения по всем крупным сделкам, а также при создании всех видов резервов. Как выяснилось, банк в своей практике обычно перестраховывается, поэтому проверка приняла все мотивированные суждения. Естественно, в ходе проверки обнаружились и некоторые упущения в работе банка. Но все они были оперативно исправлены.
- Как сказалось вхождение в систему страхования вкладов на имидже вашего банка, на бизнесе и потенциале его дальнейшего развития?
- Безусловно, мы ощутили рост доверия к банку. Правда, резкого притока клиентов пока не наблюдается, но многие крупные клиенты стали переводить свои средства на вклады сроком свыше трех лет. Это хороший знак.
Банк России дал коммерческим банкам, вошедшим в систему, возможность привлекать больше средств физических лиц - ведь в итоге вкладчик все равно больше всего доверяет тем финансовым организациям, деятельность которых одобрена государством. В то же время при общении с нашими клиентами мы заметили, что многие не понимают, что сохранность их вкладов в размере до 100 тысяч рублей гарантирована государством в любом случае. И это, на мой взгляд, - "минус". В целях повышения доверия к банковской системе в целом обязательно нужно проводить информационно-разъяснительную работу о сущности системы страхования вкладов, о тех правах и гарантиях, которые она предоставляет людям.
- А происходит ли дробление крупных вкладов на 100-тысячные порции, не заметили ли Вы связанного с этим распыления крупных вкладов по нескольким банкам?
- Дробления вкладов пока нет, но мы готовы к тому, что такое явление может возникнуть.
- Как отреагировали на присвоение банку своеобразного "знака качества" клиенты - юридические лица и партнеры? Не проявилось ли это в снижении стоимости привлекаемых средств?
- Клиенты и партнеры были очень рады вступлению банка в систему страхования вкладов. Мы получили большое количество поздравлений.
На бизнес-отношениях это пока никак не сказалось, но и времени прошло совсем немного. Безусловно одно: банк постарается соответствовать присвоенному "знаку качества" и понимает всю ответственность, которая возникает в связи с его участием в системе страхования вкладов физических лиц.
"Банковское дело в Москве", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625