Разработка стратегии банка. Стратегический анализ
Продолжение. Начало см. в "БДМ" N 12 за 2004 г.
Для того чтобы определить как банк может перейти в новое состояние, необходимо провести SWOT-анализ. Его методология заключается в том, что сначала весь мир делится на две части: внешнюю среду и внутреннюю (банк), а затем события в каждой из них - на благоприятные и неблагоприятные. Заполнять матрицу нужно очень тщательно, ибо ошибка может привести к неправильному выбору вариантов стратегии банка, а в дальнейшем - к обоснованию и выбору единственной стратегии на заданном интервале времени.
Следующий шаг - сопоставление сильных и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами. Для этого попарно сравниваются каждый ключевой фактор успеха с каждым конкурентным преимуществом, чтобы определить:
как воспользоваться открывающимися возможностями (ключевыми факторами успеха), используя конкурентные преимущества банка?
как ключевые факторы успеха могут нейтрализовать недостатки (слабости) банка?
Strengths - конкурентные преимущества банка:
- высокопрофессиональная система управления банком;
- надежность банка;
- низкая стоимость услуг;
- концентрация на определенных продуктах и услугах;
- опыт привлечения и удержания клиентов;
- индивидуальное обслуживание клиентов;
- доступ к "длинным" денежным ресурсам;
- передовые информационные технологии;
- динамичное реагирование на рыночные изменения;
- профессиональный персонал;
- высокое качество обслуживания;
- известность торговой марки;
- удачное месторасположение;
- эффективная cвязь с местными органами власти и т.д.
Opportunities - ключевые факторы успеха (благоприятные обстоятельства, использование которых создаст преимущество вашему банку):
- улучшение инвестиционного климата в стране;
- снижение инфляции;
- укрепление курса рубля по отношению к доллару;
- ухудшение позиций конкурентов;
- распространение электронных платежей;
- недостаточно освоенные виды обслуживания (ипотечное кредитование, Интернет-банкинг);
- резкий рост спроса на отдельные виды банковских продуктов и услуг; рост уровня доходов населения и т.д.
Далее попарно сравниваются угрозы из внешней среды с конкурентными преимуществами банка и его слабыми сторонами, чтобы определить:
как внешние угрозы могут быть нейтрализованы конкурентными преимуществами банка?
каких внешних угроз, усугубленных недостатками банка, нужно больше всего опасаться и какие меры предпринять для их нейтрализации или смягчения возможных последствий?
Weaknesses - слабые стороны банка:
- не располагает профессиональной системой управления;
- не руководствуется потребностями клиентов;
- не понимает, какие клиенты для него целевые;
- не отслеживает конкурентов;
- не осуществляет инноваций бизнеса;
- не выделяет и не совершенствует бизнес-процессы;
- предпринимает недостаточные усилия по брэнду;
- не проводит маркетинговых исследований;
- не использует новые технологии;
- не обучает персонал;
- не выявляет и не прогнозирует риски и т.д.
Threats - факторы, потенциально способные ухудшить положение банка на рынке:
- недостаток капитала;
- ограниченная ресурсная база;
- нехватка качественных заемщиков;
- сложность возврата просроченных кредитов;
- отсутствие реальных альтернатив кредитованию;
- выход на рынок новых конкурентов;
- рост налогов;
- изменение предпочтений клиентов и т.д.
В результате SWOT-анализа получаем список возможных перспективных направлений работ банка:
наращивание собственного капитала банка;
установление долгосрочных взаимовыгодных отношений с западными партнерами, привлечение долгосрочных дешевых денежных средств из-за рубежа и размещение их в высокодоходные проекты клиентов банка;
привлечение денежных средств путем эмиссии акций и облигаций;
расширение и повышение эффективности региональной сети;
внедрение клиентоориентированной стратегии и структуры (усиление маркетингового подразделения и подразделения по работе с клиентами, постоянный мониторинг рынков, бенчмаркинг, анализ клиентской базы, предпочтений клиентов, планов их развития, поставщиков и покупателей, внедрение CRM-системы);
повышение доходности работы с ведущими клиентами;
контроль над издержками банка и рациональное их сокращение; снижение затрат на обслуживание (в т.ч. освобождение от "балласта" убыточных клиентов);
привлечение внешних консультантов, выделение и оптимизация бизнес-процессов банка, постоянный мониторинг их эффективности;
внедрение технологии самообслуживания;
создание системы постоянной оценки, контроля и предотвращения рисков банка;
повышение качества управленческих технологий;
внедрение в банке системы стратегического управления (создание аналитического подразделения, оснащение его техническими и информационными системами);
разработка и внедрение системы обучения и мотивации персонала;
создание подразделения по разработке новых банковских продуктов и услуг;
усиление работ по созданию привлекательного образа банка;
проведение международного аудита банка и присвоение ему соответствующего рейтинга;
создание консультационной компании для оказания профессиональных услуг в области финансового менеджмента ведущим компаниям банка;
направление усилий на повышение стоимости бизнеса основных клиентов банка с наиболее полным дальнейшим их банковским обслуживанием;
организация привлечения денежных средств для проектов клиентов при договоренности с ними о проведении основных финансовых операций через банк;
согласование бизнес-планов банка с бизнес-планами его ведущих клиентов;
приобретение и установка современных информационных банковских систем, создание единого хранилища данных, внедрение системы управления изменениями и знаниями;
усиление работы с пластиковыми картами, покупка и установка банкоматов;
открытие филиалов в регионах России;
расширение работы на рынке ценных бумаг;
создание подразделения по работе с драгоценными металлами.
SWOT-анализом и формированием возможных направлений деятельности банка занимается или аналитическое подразделение банка (если таковое есть), или группа, назначенная для разработки стратегии. Предложения с их обоснованием по результатам SWOT-анализа выносятся на обсуждение владельцев и топ-менеджеров банка для выбора основных направлений деятельности банка и формирования на их основе стратегических альтернатив развития банка.
Стратегические альтернативы и цели банка определяются после формулирования миссии, видения банка и SWOT-анализа.
Цели показывают, чего банк хочет достичь в долгосрочной, среднесрочной и краткосрочной перспективе. В соответствии с этим и согласно SMART-принципу строится упорядоченное дерево целей.
Для целей более высокого уровня характерны большая широта и долгосрочный интервал достижения. Своего рода средствами для их достижения служат цели уровнем пониже. Например, краткосрочные цели выводятся из долгосрочных, конкретизируют и детализируют их, подчинены им. Краткосрочные же цели устанавливают вехи, контрольные точки на пути к долгосрочным.
Иерархия целей устанавливает связность организации и обеспечивает ориентацию деятельности всех подразделений на достижение целей высшего уровня.
Построение дерева целей предполагает следующие фазы:
установление акционерами совместно с топ-менеджерами главной цели (целей) для банка в целом, исходя из миссии, видения и проведенного SWOT-анализа;
разработка стратегических альтернатив достижения главной цели (целей) банка; оценка эффективности каждой сформулированной альтернативы по соотношению: достигаемый результат - затраты, время, риски; выбор одной из стратегических альтернатив;
построение дерева целей для всех подразделений, достижение которых ведет к реализации выбранной стратегической альтернативы;
разработка планов и программ подразделений банка по реализации выбранной стратегической альтернативы;
установление индивидуальных целей: чтобы иерархия целей внутри банка стала реальным инструментом выполнения его главной цели (целей), она должна быть доведена до уровня ведущих специалистов.
До сих пор высшей целью (отражаемой в уставе) собственников и менеджмента для большинства российских банков остается прибыль и только прибыль. Причем для руководства важна прибыль каждого текущего квартала и года, которая отражает финансовый результат деятельности банка.
Однако во всем мире давно различают текущие финансовые результаты и стратегический успех в будущем. Нагляднее всего характеризует "стратегический" подход к прибыли высказывание М. Портера: "Прибыль - суть побочный эффект от успешно реализованной миссии и стратегии".
Российские банки могут сделать большой скачок в развитии банковского менеджмента, перейдя от расчетов и оценки своей деятельности по прибыли к использованию стоимостных подходов к оценке бизнеса, стратегических стоимостных критериев: максимизации стоимости бизнеса банка или максимизации стоимости акционерного капитала в интересах владельцев (акционеров, собственников).
Аббревиатура SWOT (Strengths - силы, Weaknesses - слабости, Opportunities - возможности, Threats - угрозы) придумана сторонниками школы дизайна - школы формирования стратегии как процесса осмысления. С этой точки зрения экономическую стратегию следует понимать как соответствие между характеристиками фирмы и возможностями, которые определяют ее позицию во внешней среде.
SMART-принцип, использующийся в построении дерева целей, подразумевает, что цели должны быть:
конкретными (Specific);
измеряемыми (Measurable);
согласованными (Agreeable, Accordant): с видением и миссией банка между собой и с теми, кому их предстоит выполнять;
достижимыми (Realistic);
определенными во времени (Timebounded)
Окончание в следующем номере
И. Никонова,
заместитель председателя правления ЗАО АКБ МИБ,
д.э.н., профессор
Р. Шамгунов,
начальник управления проектного финансирования, к.т.н.
"Банковское дело в Москве", N 1, январь 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625