Банки и малый бизнес
В минувшем году Ассоциация "Россия" провела второе (первое прошло двумя годами ранее) обследование банков на предмет кредитования ими малых предприятий. В нем приняли участие 85 банков из 36 субъектов РФ, в том числе двадцать - московских, по шесть - из Краснодарского края и Нижегородской области, пять - из Тюменской, четыре - из Челябинской, по три - из Калининградской, Новосибирской и Самарской областей, Красноярского края и Республики Мордовия, по два - из Пермской, Тамбовской и Кемеровской, по одному - из остальных регионов.
Результаты проведенного исследования, охватившего все без исключения федеральные округа, представляют собой серьезную информацию к размышлению.
На вопрос анкеты: "Что является наиболее существенным при выдаче банком кредита малому предприятию?" - 91,6% респондентов на первое место поставили финансовое состояние малого предприятия, 81,9% - хорошее обеспечение кредита и 75% - кредитную историю заемщика. Нетрудно сделать вывод, что банки крайне редко выдают кредит новичкам в качестве стартового капитала, предпочитая финансировать тех, кто уже зарекомендовал себя на рынке, умело ведет бизнес и имеет хорошую кредитную историю.
"Диаграмма 1"
Подтверждается это и ответами на вопрос о причинах, препятствующих увеличению объема кредитования малого предпринимательства, где на первом месте высокие риски (58,3% опрошенных), а на втором - отсутствие надежного заемщика (45,8%).
И лишь 22,2% респондентов назвали недостаточность ресурсной базы.
Однако несмотря на все опасения, большинство малых и средних банков (особенно в регионах) считает своей жизнеобеспечивающей нишей именно кредитование малого и среднего бизнеса. Такая "специализация" ни для кого не новость, зато внове - явный интерес к рынку малого бизнеса со стороны крупных банков.
"Диаграмма 2"
Наиболее заметным стало решение Внешторгбанка выделить на кредитование малого бизнеса $1 млрд. В июле 2004-го программа ВТБ стартовала сразу в двенадцати городах, а в нынешнем году к ним, как ожидается, добавится еще десять. Для реализации данной программы и максимального упрощения кредитной процедуры во Внешторгбанке формируются отделы кредитования малого предпринимательства. Каждый из шести сотрудников такого подразделения наделен соответствующими полномочиями и правом оперативно принимать решение по всему циклу операций, связанных с предоставлением кредитов.
Еще одним крупным игроком на рынке финансовых услуг для малого бизнеса призван стать "Российский Банк Развития". Кроме того, о запуске собственных программ кредитования малого бизнеса заявили кредитные организации, сотрудничающие с международными организациями-донорами: Европейским банком реконструкции и развития ("Челиндбанк"), Международной финансовой компанией ("УралТрансБанк" и "НБД"), USAID ("Центр-Инвест", "Русский банкирский дом", СДМ-банк) и другими.
"Диаграмма 3"
Результаты опроса показали: в регионах банки весьма заинтересованы в сотрудничестве с малым бизнесом. Так, с субъектами малого предпринимательства готовы работать больше трети опрошенных банков - 35%. Причем в 30,5% банков разработана специальная кредитная политика, что доказывает серьезность подхода к проблеме. Очевидно, что среди основных аргументов в пользу ориентации их стратегии на сектор малого предпринимательства выделяются следующие.
Работа с малым бизнесом в наибольшей степени соответствует принципу диверсификации и дает банку гарантию того, что не станет заложником одного или нескольких крупных клиентов или заемщиков.
Крупные предприятия и их проекты и программы чаще всего уже "поделены", работа же в секторе малого бизнеса - свободная ниша и должна стать основой для деятельности малых и средних банков.
Доходность от вложений в проекты малого бизнеса и его кредитования превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса. Этому способствует лучшая адаптация к изменению конъюнктуры рынка, более высокие налоговая дисциплина и инновационная активность, более низкий уровень затрат.
Малый бизнес - наиболее мобильный сектор экономики, быстрее всех приспосабливающийся к меняющимся условиям рынка.
"Диаграмма 4"
Результаты исследований подтверждают тезис о том, что малый бизнес является основой клиентской базы для малых и средних банков. 16,6% банков - из тех, кто заявил о готовности работать с субъектами малого предпринимательства, имеет собственный капитал в пределах 101-300 млн. рублей, а 9,7% - 11-100 млн. рублей. До недавнего времени это был результат естественного "разделения труда" в банковском секторе. Но есть свои причины и тому серьезному интересу к этому сектору банковского рынка со стороны крупных банков.
Завершено разделение крупных промышленных корпораций между банками (в основном крупнейшими) в части их финансового обслуживания. В ряде вертикально интегрированных структур созданы корпоративные банки, обслуживающие финансовые потоки всего холдинга.
Промышленные корпорации, в том числе добывающие, часть своих финансовых потребностей удовлетворяют за счет зарубежных кредитных ресурсов, сужая тем самым рынок для крупных отечественных банков.
Московский регион перенасыщен кредитными организациями и капиталом. На 1 октября прошлого года здесь было сосредоточено 51,5% всех банков страны и 75-80% остатков на корсчетах. Закономерно поэтому стремление крупных банков в регионы, где создается 90% объема промышленного производства и где в условиях уже поделенного рынка услуг для крупных региональных предприятий они вынуждены активно развивать ритейловые направления, в том числе - финансовое обслуживание малого бизнеса.
"Диаграмма 5"
Показательны и данные исследования пакета услуг, предлагаемого банками, заявившими о своей работе с малыми предприятиями. Помимо расчетно-кассового обслуживания и кредитования, названных всеми банками-респондентами, почти половина консультирует малые предприятия, помогает им в финансовом и налоговом планировании, содействует формированию и расширению их рынка. Это - дополнительный аргумент в пользу того, что малые и средние региональные банки выступают по отношению к малому бизнесу с позиции партнерства, планомерно "выращивая" клиента и помогая ему встать на ноги.
И еще один положительный фактор - участвовавшие в опросе банки понимают, сколь важно для их "малого" клиента оперативное решение вопроса о предоставлении кредита. Так, средний срок рассмотрения заявки в опрошенных банках - меньше шести дней, при минимальном сроке 1-3 дня (в 31,9% опрошенных банков) и максимальном - до двух месяцев в случае оформления залога недвижимости (в 48,6%).
Очевидно, что желание закрепиться на рынке финансовых услуг для малого бизнеса диктует банкам необходимость применения наиболее эффективных методов и моделей определения кредитоспособности заемщика.
Об эффективности работы с малым предпринимательством, правильности выбранной стратегии можно судить, опираясь на накопленный кредитными организациями опыт. Тот факт, что лишь у 8,7% исследованных банков доля кредитования малого бизнеса за год работы снизилась, у 33,3% осталась неизменной, а у 58,3% выросла, в целом свидетельствует о перспективности и экономической оправданности работы банков в этом секторе экономики.
Разрабатывая кредитные программы для малого бизнеса, банки определяют приоритеты, влияющие на решение вопроса о предоставлении ресурсов. Как уже сказано выше, таковыми респонденты называют финансовое состояние заемщика, надежное обеспечение исполнения его обязательств и кредитную историю.
Нередко банки требуют, чтобы заемщик участвовал в кредитуемом проекте собственными средствами. Половина опрошенных банков устанавливает минимальную долю участия предпринимателя (в среднем 22% от объема сделки), 15% - на уровне 55-70%. И лишь 35% банков подобных условий не выдвигают и при определенных условиях могут рассматриваться в качестве кредиторов стартующего бизнеса.
"Диаграмма 6"
Подтверждением тезису о том, что доходность от вложений в проекты малого бизнеса и их кредитования превышает аналогичный показатель в секторе крупного бизнеса, служит процентная ставка. Так, по кредитам для малых предприятий она более чем в 1,5 раза выше среднегодового показателя по кредитам для нефинансовых организаций в среднем по России. Отмечу, что банки, работающие в рамках специальных программ (как, например, программа ЕБРР) и получающие льготные кредиты для работы с малыми предприятиями, варьируют величину процентной ставки в пределах 12-15,5% годовых.
Однако доступ к таким программам имеют только 7% опрошенных банков.
Среди причин нежелания банков работать с малыми предприятиями отмечалось увеличение накладных расходов и незначительность доходов в абсолютном выражении в расчете на одного заемщика - по сравнению с кредитованием более крупных клиентов. Банки, кредитующие малый бизнес, в зависимости от специфики устанавливают минимальный размер кредитов. Например, в обследованных банках суммы колебались от трех тысяч до шестисот тысяч рублей. Усредненный минимальный размер кредита - 98 тысяч рублей.
По сути региональные банки часто осуществляют не только кредитование, но и микрокредитование (микрофинансирование). В последние годы эта тема стала очень популярна: разрабатываются методики микрофинансирования, внедряются новые схемы, создаются специализированные организации. Микрокредит - наиболее приемлемая форма финансирования на пополнение оборотных средств для малых предприятий и частных предпринимателей, не имеющих возможности их получить по традиционной банковской процедуре.
"Диаграмма 7"
Важность развития этого направления подтверждается и зарубежным опытом. В мире функционируют свыше 60 тысяч кредитных организаций, специализирующихся на микрофинансовых продуктах. В их числе такие крупные, как немецкие KfW Group и ProCredit Bank, французский Банк развития малого бизнеса, канадский Банк развития малого и среднего бизнеса и другие. Значительную помощь в развитии этого направления оказывает Всемирный банк - через Международную финансовую компанию, ЕБРР и другие международные донорские организации.
На вопрос о фактических целях кредитования малых предприятий около 80% респондентов назвали пополнение оборотных средств предприятия, включая приобретение сырья и материалов. Несколько реже (75%) деньги занимали на расширение производства.
Кредитование на переоборудование, связанное с более длительным сроком окупаемости, отметили чуть более 40% опрошенных.
Отдельный вопрос - о сроках кредитования. Хотя в прошлом году наблюдался незначительный рост кредитов сроком свыше года, более половины заемных ресурсов выдано на срок от 3 до 12 месяцев.
Связано это прежде всего с незначительностью объемов долгосрочных ресурсов в банковской системе и определенной неуверенностью финансистов в стабильности макроэкономической ситуации в длительной перспективе.
Мы уже говорили о том, что при рассмотрении кредитных заявок одним из важнейших факторов для банка является обеспечение, под которое предоставляются заемные средства. Как позитивный можно оценить факт принятия банками в обеспечение товарно-материальных ценностей, включая оборудование (97,2% опрошенных банков) и готовую продукцию (68%). Значителен процент кредитов, обеспеченных недвижимостью (83,3%). Однако очевидно, что в этих случаях кредитуют не стартующего предпринимателя, а уже состоявшийся бизнес. К сожалению, участие государства на рынке кредитования малого предпринимательства ничтожно мало - менее 1,5% процента кредитов предоставлены под государственные гарантии. Между тем именно государство должно создавать условия для кредитования малого бизнеса - через формирование системы гарантий.
Некоторые выводы
На рынке финансовых услуг для малого бизнеса можно выделить три основных сектора: банковский, микрофинансовый и государственный.
В последние годы наблюдается перераспределение интересов коммерческих банков: с рынка ценных бумаг на рынок кредитов нефинансовым организациям, в т.ч. малым предприятиям. Хотя процесс кредитования малого бизнеса еще не стал массовым - готовы к нему немногим более трети банков. В то же время банковский сектор, где сосредоточен наибольший объем денежных ресурсов, не рассматривается в должной мере малыми предприятиями в качестве источника финансирования и партнера в реализации программ своего развития.
Наиболее существенными факторами при решении вопроса о предоставлении кредита малым предприятиям являются: финансовое состояние заемщика, обеспечение исполнения его обязательств по кредиту и его кредитная история.
Пассивы финансовых организаций имеют в основном краткосрочный характер, в связи с чем они предлагают лишь "короткое" финансирование, не соответствующее потребностям малых предприятий в более "длинных" ресурсах.
Между финансовыми институтами и малыми предприятиями зачастую нет взаимопонимания, поскольку существует несовпадение систем приоритетов в вопросах финансового сотрудничества.
В целом исходя из методики оценки финансовой среды, принятой в европейских странах, российскую финансовую среду для малого предпринимательства можно охарактеризовать в большей степени как "негативную с тенденцией к нейтральной".
Наиболее востребованные малыми предприятиями (особенно стартующими) структуры микрофинансирования нуждаются в пополнении ресурсной базы и законодательном регулировании своей деятельности.
Роль государства на рынке финансовых услуг для малого предпринимательства сегодня крайне незначительна. В то же время при выстраивании новой государственной системы поддержки малого предпринимательства следует максимально использовать потенциал существующих фондов поддержки малого предпринимательства, а также малых и средних региональных кредитных организаций, обладающих значительным опытом работы с малыми предприятиями.
Предложения и рекомендации
Прежде всего для придания импульса всем прочим мероприятиям в данной области необходимо выделить развитие малого предпринимательства в числе приоритетных направлений в среднесрочной программе Правительства РФ на 2005-2008 годы. Стратегия развития государства должна быть плотно увязана с развитием малого бизнеса.
Для упрощения доступа малым предприятиям, микрофинансовым организациям и иным элементам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства необходимо внести в положения Банка России N 254-П и N 54-П изменения, упрощающие процесс кредитования коммерческими банками указанных структур.
Банку России целесообразно разработать действенную систему рефинансирования кредитных организаций под залог прав требования по заключенным ими кредитным договорам, распространив такую технологию на взаимоотношения банк - МФО.
В целях формирования прозрачного и легитимного правового пространства для развития микрофинансирования в ближайшее время должен быть принят закон "О кредитной кооперации" и решены вопросы регулирования и надзора за микрофинансовыми организациями.
Необходимо рассмотреть вопрос о восстановлении в Налоговом кодексе РФ ранее действовавшей нормы об исключении из налогооблагаемой базы банков доходов, полученных при кредитовании малых предприятий. Кроме того, нужно предусмотреть дополнительные льготы для банков, кредитующих малые инновационные предприятия.
Для облегчения доступа малым предприятиям к финансовым ресурсам представляется крайне важным создание Федерального гарантийного фонда, основной задачей которого станет предоставление поручительств, залогов по обязательствам малых предприятий, объектов инфраструктуры перед их кредиторами. При этом должна быть разработана и внедрена система деления рисков между заемщиком, кредитором и гарантом.
В качестве источников пополнения ресурсной базы малого предпринимательства в краткосрочной перспективе целесообразно рассмотреть следующие варианты
Всемирный банк
Совместно с ТПП РФ Всемирный банк в 2003-2004 годах разрабатывал совместную программу объемом $300 млн. по кредитованию региональных банков для дальнейшего финансирования ими проектов в сфере малого бизнеса. В числе основных направлений данной программы значились:
поддержка мероприятий по созданию "благоприятной среды" для развития малого и среднего бизнеса на федеральном и региональном уровне;
поддержка в создании и становлении агентств кредитных историй и системы регистрации залогов движимого имущества, изучение возможности внедрения дополнительных методов снижения рисков;
институциональное развитие финансового посредничества в регионах;
предоставление средне- и долгосрочных кредитных ресурсов малым предприятиям в регионах через приемлемых финансовых посредников.
В середине прошлого года программа была приостановлена из-за неурегулированности вопросов с Минфином России о предоставлении государственной гарантии. В настоящее время переговорный процесс возобновлен. Следует учесть, что срок кредитования (пять лет), возврат основного долга в течение 17 лет, процентная ставка: 6-месячный LIBOR + 3% - делают данный проект весьма интересным как для малого предпринимательства в регионах реализации, так и для региональных банков, непосредственно с ним работающих.
Природная рента
Если рассматривать малый бизнес как инструмент диверсификации экономики в целях постепенного снятия акцента с сырьевого сектора (а именно так его и следует рассматривать), изъятие части природной ренты - совокупности налогов, сборов, отчислений за пользование недрами с целью добычи углеводородных соединений с последующей их реализацией - представляется вполне оправданным.
Стабилизационный фонд
Руководствуясь теми же соображениями диверсификации экономики, представляется целесообразным рассмотреть в качестве еще одного источника пополнения ресурсной базы малого предпринимательства средства Стабилизационного фонда. Бюджетный кодекс РФ предусматривает возможность свободного использования средств фонда, если его объем превысит 500 млрд. рублей. Исходя из того, что ресурсы фонда будут направляться на реализацию конкретных бизнес-проектов малых предприятий - то есть будут возвратными, платными, срочными, а кроме того, реально смогут заложить основу будущей "несырьевой" экономики, - представляется правомерным рекомендовать Правительству использовать часть средств Стабилизационного фонда в этих целях.
Отчисления от приватизации
До 1998 года пятипроцентные отчисления от приватизации федерального имущества были составной частью ресурсной базы развития малого бизнеса. Приостановление, а затем и отмена президентского Указа N 491, принятие Бюджетного кодекса РФ лишили предпринимательство этих ресурсов. Изменить ситуацию возможно путем внесения изменений в статью 43 Бюджетного кодекса, устанавливающую норматив зачисления средств, получаемых от приватизации федерального имущества в федеральный бюджет в размере 100%. Исходя из ожидаемых согласно "Прогнозному плану (программе) приватизации федерального имущества и основным направлениям приватизации до 2006 года" ежегодных поступлений от приватизации в объеме не менее 35 млрд. рублей (в течение ближайших двух лет), можно оценить дополнительное наполнение ресурсной базы малого бизнеса из этого источника в размере 3,5 млрд. рублей за 2005-2006 годы.
А. Мурычев,
президент Ассоциации региональных банков России
"Банковское дело в Москве", N 2, февраль 2005 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Статья подготовлена на основе доклада А.В. Мурычева на берлинской встрече "Финансирование средних и малых предприятий", состоявшейся 18 января
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625