Теневые капиталы в банковской системе: проблемы и решения
Значительные масштабы теневой экономики в России - факт общепризнанный. Эксперты по-разному оценивают ее объем: представители органов государственной статистики и научных кругов называют уровень в 20-25% ВВП, специалисты правоохранительных органов - 40-45% ВВП. Но даже такой разброс в оценках, вызванный отсутствием единой методики подсчета и весомостью экспертного мнения, не может скрыть суть проблемы - в развитых странах удельный вес теневой экономики, как правило, не превышает 3-5% ВВП.
Что же такое теневая экономика? Научным сообществом выдвинуто множество определений, опирающихся, в частности, на учетно-статистический, формально-правовой, криминологический подходы. Каждый из них доказал свое право на существование, но, полагаю, наиболее полным является комплексный подход, использующий для определения теневой экономики такие критерии, как отсутствие достоверного статистического учета и в отдельных случаях - противоправность.
Теневая экономика осуществляет генерацию капиталов, которые либо опять реинвестируются в теневой сектор, либо размещаются в легальные активы. Основными факторами, определяющими соотношение между этими направлениями, являются законодательство страны, налоговая нагрузка, уровень коррупции и распространенность наличных денег в экономике.
В легальном секторе повышенный интерес для теневых капиталов во всем мире представляет банковская система. Он вызван прежде всего тем, что значительная часть теневых экономических операций (особенно юридических лиц) проходит посредством или в отдельных случаях - с участием кредитных организаций. В связи с этим возникает вопрос: следует ли расценивать это явление как нейтральное (или даже позитивное) либо как угрозу стабильности банковской системы?
В экспертных кругах мнения на сей счет полярны. Некоторые исходят из того, что ввиду сложившейся экономической и политической ситуации в России наличие теневых капиталов в банковской системе нужно воспринимать как факт. Другие считают, что с теневой экономикой, в том числе в банковской системе, нужно бороться до полного ее уничтожения, используя в том числе уголовное преследование. Ответ, полагаю, следует прежде всего увязывать с источниками и способами происхождения теневых капиталов.
С одной стороны, это доходы от легальной, но не подвластной статистическому учету части экономики: например, выручка от продажи результатов труда домохозяйств, гонорары лиц творческих профессий, чаевые, плата за оказание физическими лицами мелких бытовых услуг и т.п. Такого рода доходы приняты во всем мире и относятся к теневым лишь по причине сложности их учета, в том числе статистического и налогового. И если часть таких средств будет размещена в кредитных организациях, то банковскому сектору, вероятно, это пойдет только на пользу.
Другая категория - доходы, полученные в результате совершения преступлений. Они могут быть получены как в сфере традиционных видов деятельности преступных сообществ (торговля наркотиками и оружием, контрабанда, проституция и т.д.), так и от теневых операций легально функционирующих юридических лиц (уклонение от уплаты налогов, незаконное предпринимательство и др.).
В России некоторые эксперты традиционно склонны отделять доходы, полученные в результате уклонения от уплаты налогов и незаконного предпринимательства, от тех, что получены в результате совершения других видов экономических преступлений. Принято считать, что доходы первой категории не в полной мере являются преступными, а скорее обусловленными сложившейся обстановкой. Действительно, в середине 90-х налоговое бремя было чрезмерным. Отмечались случаи, когда предприятия, чтобы уплатить все налоги и сборы, должны были работать в убыток, и это заставляло их уклоняться от соответствующих платежей либо вести "неофициальный" учет, используя наличную форму расчетов. Однако в последнее время налоговая нагрузка существенно снижена, есть перспектива ее дальнейшего уменьшения, что ликвидирует основания для общественного оправдания лиц, преступающих налоговое и гражданское законодательство.
Помимо совершения теневых операций лица, размещающие преступные доходы в кредитных организациях, могут преследовать цели, направленные на расширение своей незаконной деятельности, в том числе:
установление контроля над банками и их использование для совершения экономических преступлений, в том числе мошенничеств, махинаций с ценными бумагами, кражи активов и пр.;
проведение процесса легализации (отмывания) денежных средств, полученных преступным путем;
финансирование политических кампаний для продвижения представителей преступного мира во властные структуры страны и регионов;
финансирование экстремистской, в том числе террористической деятельности.
Отсюда нетрудно сделать вывод: размещение в банковской системе доходов, полученных в результате совершения преступлений, имеет для нее крайне негативный характер, угрожает ее стабильности, интересам добросовестных кредиторов и вкладчиков.
Рассмотрим основные риски, которые возникают в связи с этим для кредитных организаций.
Риск потери деловой репутации - в случае инициации в отношении кредитной организации или ее должностных лиц преследования за экономические преступления или финансирование террористической деятельности либо возникновения в общественном сознании устойчивой ассоциации между банком и представителями преступного мира.
Риск потери ликвидности - ввиду повышенной текучести капиталов, имеющих нелегальное происхождение, а также возможности оттока вкладчиков в случае нанесения вреда репутации банка.
Риск недополучения прибыли за счет потерь по ссудам ввиду преднамеренного кредитования банками (особенно теми, где собственники не причастны к оперативному управлению) заведомо неплатежеспособных клиентов и вексельных схем.
Использование преступниками отдельных банков для своей незаконной деятельности создает также угрозу национальной безопасности страны - прежде всего за счет финансовой подпитки терроризма, насаждения коррупции, продвижения представителей преступного мира в органы власти, особенно в регионах, подрыва социальной стабильности в обществе, в том числе через преднамеренное банкротство кредитных организаций. Это, в свою очередь, роняет тень на репутацию организаций, занимающихся законным банковским бизнесом.
С учетом этих обстоятельств осуществление комплекса мер, направленных на противодействие проникновению преступных капиталов в банковскую систему страны, становится высоко актуальной задачей для органов государственной власти, Банка России и добросовестных кредитных организаций.
В соответствии с положениями Стратегии развития банковского сектора страны к основным целям его развития относятся в том числе:
дальнейшее укрепление устойчивости банковского сектора, усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;
предотвращение использования банков в недобросовестной коммерческой деятельности и противоправных целях, в первую очередь для легализации преступных доходов и финансирования терроризма.
Реализуя эти цели, Правительство РФ и Банк России осуществляют следующие меры по предотвращению проникновения преступных капиталов в банковскую систему:
проводят информационное взаимодействие в целях недопущения использования кредитных организаций для противоправной деятельности как на уровне практической работы, так и в порядке нормотворческих инициатив в рамках своей компетенции;
осуществляют проверки кредитных организаций по вопросам соблюдения банковского и налогового законодательства, что в том числе позволяет выявить противоправные деяния;
обеспечивают функционирование национальной системы противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма;
осуществляют методологическую поддержку кредитных организаций по вопросам противодействия преступным капиталам, легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Кроме того, правоохранительные органы выявляют и пресекают факты осуществления кредитными организациями экономических преступлений либо соучастия в них.
В комплексе все это позволило в достаточно сжатые сроки достичь определенных результатов.
Во-первых, усиление банковского надзора и внимания правоохранительных органов к банковскому сектору сформировало стимулы к уходу кредитных организаций от операций с той частью теневых капиталов, которая получена преступным путем. Пока можно говорить лишь о стимулах, о тенденции, которая тем не менее является весьма ценной.
Во-вторых, в результате законодательных инициатив, усиления налогового контроля, а также пресечения фактов незаконного предпринимательства созданы стимулы к постепенному уменьшению масштабов теневой деятельности легально функционирующих предприятий нефинансового сектора, что, в свою очередь, способствовало некоторому снижению объема теневых операций в банковской системе и росту поступлений в бюджет.
В-третьих, создана система противодействия легализации преступных доходов и обеспечена ее стабильная работа, в кредитных организациях внедрен принцип "знай своего клиента".
В-четвертых, Россия исключена из "черных списков" стран, не участвующих в международном сотрудничестве в сфере противодействия легализации преступных доходов и финансированию терроризма, и принята в члены FATF, что способствовало повышению доверия к отечественной финансовой системе со стороны зарубежных контрагентов и росту инвестиционной привлекательности страны
Вместе с тем ряд задач и вопросов борьбы с преступными капиталами в российской банковской системе остается нерешенным. Приведем наиболее существенные из них.
Обеспечение полномерной транспарентности структуры собственности кредитных организаций. Именно собственники, как правило, определяют политику банка и степень его непосредственного участия в противоправной деятельности. Значительный вклад в этот процесс принесло рассмотрение Банком России ходатайств кредитных организаций о приеме в систему страхования вкладов, однако останавливаться на достигнутом рано, требуется закреплять достигнутые успехи в деле обеспечения прозрачности российского банковского сектора.
Эффективное функционирование систем внутреннего контроля и риск-менеджмента. Решение этой задачи также невозможно без соответствующей воли истинных владельцев банков. Ситуация, когда отдельные кредитные организации в погоне за сиюминутной прибылью осуществляют свою деятельность без оглядки на источники привлекаемых средств и возникающие риски, создает благоприятную почву для проникновения преступных капиталов в банковскую систему.
Устранение законодательных пробелов. Речь прежде всего идет о пресечении возможностей проводить через банки незаконные операции и использовать их для схем незаконной налоговой "оптимизации". В частности, важно обеспечить усиление контроля за операциями по обналичиванию крупных сумм денег прежде всего нерезидентами, а также предоставить кредитным организациям возможность в одностороннем порядке закрывать счета клиентам, проводящим подозрительные операции, которые обладают признаками связи с преступной деятельностью или легализацией преступных доходов.
Случаи, когда отдельные граждане иностранных государств снимают наличными в российских банках за год по несколько сот миллионов долларов, должны жестко контролироваться.
Повышение раскрываемости экономических преступлений. За последние два года согласно публикуемым в печати докладам руководства Росфинмониторинга банками были переданы туда сообщения по более чем 2 миллионам операций, имеющих возможную связь с легализацией преступных доходов, а количество возбужденных уголовных дел пока, по тем же сведениям, исчисляется несколькими десятками.
Для решения этих задач представляется целесообразным предпринять ряд практических шагов.
Создать из сотрудников Минфина РФ, правоохранительных ведомств, Банка России рабочие группы для оперативной выработки решений по совершенствованию законодательства и нормативных актов в целях дальнейшего снижения уровня проникновения преступных капиталов в банковскую систему, а также предотвращения ее использования для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. В состав таких групп необходимо привлекать специалистов-практиков, в том числе из кредитных организаций и банковских ассоциаций.
Продолжать мероприятия по обеспечению транспарентности российского банковского сектора.
Методологически поддерживать и стимулировать развитие в кредитных организациях эффективно функционирующих систем внутреннего контроля и риск менеджмента, рассматривать неэффективный внутренний контроль, в том числе за источниками привлекаемых ресурсов и порядком их размещения, как угрозу интересам кредиторов и вкладчиков кредитных организаций с возможным применением соответствующих мер воздействия.
Использовать для оценки эффективности внутреннего контроля институт кураторов кредитных организаций.
Развивать информационное и консультационное взаимодействие между органами правопорядка и структурными подразделениями Банка России. В частности, представители правоохранительных органов могли бы информировать специалистов по банковскому делу о своих потребностях в методологической поддержке раскрытия преступлений, совершаемых с использованием банковской системы. С другой стороны, учреждения Банка России в рамках осуществления надзора могут выявлять обстоятельства возможного осуществления в отдельных кредитных организациях противоправных действий, требующих расследования, на что в Банке России отсутствуют соответствующие полномочия.
Осуществлять регулярное повышение квалификации руководителей и специалистов, занимающихся вопросами противодействия преступным капиталам в банковской системе, организовывать "круглые столы" в целях обмена опытом и своевременного выявления тенденций теневой экономики.
Стимулировать создание в банковской среде профессиональных объединений в сфере противодействия преступным капиталам, а также легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
Следует отметить, что у представителей банковского сообщества имеется интерес к участию в подобных профессиональных объединениях.
Реализация указанных практических шагов будет способствовать уменьшению объема теневых капиталов в банковской системе России прежде всего за счет снижения их преступной составляющей. Это, в свою очередь, позволит внести определенный вклад в укрепление и развитие банковской системы, усилить защиту интересов кредиторов и вкладчиков кредитных организаций, обеспечить интересы национальной безопасности страны.
И. Козлов,
аспирант Московского государственного университета экономики,
статистики и информатики (МЭСИ)
"Банковское дело в Москве", N 2, февраль 2005 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Банковское дело в Москве"
Журнал зарегистрирован в Комитете Российской Федерации по печати. Регистрационное свидетельство N 013197
Издается с 1995 г.
Учредитель: издательство "Русский салон периодики"
Адрес редакции: 109382, Москва, Люблинская ул., 127/1.
e-mail: info@bdm.ru
Телефон и факс: (495) 351-4981, 351-8862, 351-5150
Оформить подписку на журнал можно в редакции или через каталоги
Роспечати - индекс 79521
Моспочтамта - индекс 42625