Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 22 декабря 2005 г. N КГ-А40/12487-05
(извлечение)
Резолютивная часть постановления объявлена 15 декабря 2005 г.
Полный текст постановления изготовлен 22 декабря 2005 г.
Государственное учреждение - Московское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации в лице Филиала N 38 (далее Фонд социального страхования) обратилось с требованием в Арбитражный суд города Москвы о включении в реестр требований кредиторов должника - закрытого акционерного общества "СМУ-1 Мосметростроя" (далее ЗАО "СМУ-1 Мосметростроя") суммы капитализированных платежей, подлежащих выплате гражданам Г.В.С., Д.П.В., З.В.С., К.Т.В., П.В.С., Б.А.К., К.А.В. и К.О.В., перед которым должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, в размере 4833627 рублей 18 коп.
Определением Арбитражного суда города Москвы от 5 сентября 2005 года отказано во включении суммы капитализированных платежей в реестр требований кредиторов должника.
Суд указал, что в соответствии со статьями 2 и 29 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" органами, уполномоченными представлять в деле о банкротстве требования Российской Федерации по денежным обязательствам являются федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Правительством Российской Федерации.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 29 мая 2004 г. N 257 уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований Российской Федерации по денежным обязательствам в настоящее время является Федеральная налоговая служба Российской Федерации, а Фонд социального страхования согласно п.2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. N 101 (в редакции от 19 июля 2002 г.) является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации.
Суд установил, что заявителем требований не были представлены доказательства того, что региональное отделение Фонда социального страхования РФ является уполномоченным органом, наделенным правом представлять в деле о банкротстве и процедурах банкротства требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также не представлены доказательства, подтверждающие согласие граждан Г.В.С., Д.П.В., З.В.С., К.Т.В., П.В.С., Б.А.К., К.А.В. и К.О.В. на переход прав требования в суме капитализированных повременных платежей к Российской Федерации.
Наряду с этим суд признал необоснованным размер предъявленных капитализированных повременных платежей в соответствии с Методикой расчета размера капитализированных платежей для обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний при ликвидации (банкротстве) юридических лиц - страхователей, утвержденной Постановлением Фонда социального страхования РФ от 30.07.2001 г. N 72.
Суд установил, что используемые в соответствии с Методикой коэффициенты капитализации, положенных в основу расчета, был заложен минимальный размер оплаты труда, не подлежат применению, должна применяться "установленная в соответствии с законом величина минимального прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации", в связи с изменениями, внесенными в действующее законодательство ФЗ N 152 от 26.11.2002 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, связанные с осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 ноября 2005 года указанное определение суда первой инстанции было оставлено без изменения.
Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Московского округа с кассационной жалобой с просьбой определение и постановление отменить по следующим основаниям.
Заявитель считает, что в соответствии с нормами Федерального закона N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" предъявление отделением Фонда, выступающим в качестве страховщика и осуществляющим выплаты по социальному страхованию от имени Российской Федерации требования по уплате капитализированных платеже правомерно.
В судебном заседании кассационной инстанции представитель заявителя доводы кассационной жалобы поддержал.
ЗАО "СМУ-1 Мосметростроя" своего представителя в суд не направило, письменный отзыв на кассационную жалобу не представило.
Изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемых судебных актов в порядке статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция находит обжалуемые определение и постановление подлежащими отмене.
Согласно части 3 статьи 135 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" с согласия гражданина его право требования к должнику о выплате капитализированных платежей переходит к Российской Федерации. Однако какой-либо порядок и форма выражения своего согласия на переход права требования к должнику законом не предусмотрен. При этом к Российской Федерации также переходят обязательства по возмещению вреда здоровью потерпевшему, которые впоследствии исполняются Российской Федерацией в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 1, 2 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации установлено, что Фонд, являясь специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве Российской Федерации, управляет средствами государственного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а статьями 2, 18 Закона на Фонд социального страхования возложена обязанность по аккумулированию капитализированных платежей.
Таким образом, Фонд социального страхования является надлежащим органом, уполномоченным предъявлять требования по уплате капитализированных платежей к должнику, работникам которого причинен вред здоровью. В связи с этим, довод суда первой инстанции о том, что уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве требований Российской Федерации по денежным обязательствам является только Федеральная налоговая служба Российской Федерации, представляется ошибочным.
Пунктом 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 863 "Об утверждении порядка внесения в Фонд социального страхования Российской Федерации капитализированных платежей при ликвидации юридических лиц-страхователей по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" Фонду поручено разработать и утвердить методику расчета таких платежей.
Во исполнение этого Постановления Фонд социального страхования Постановлением от 30.07.2001 N 72 утвердил Методику, предусматривающую порядок капитализации средств на выплату ежемесячных страховых выплат пострадавшим с применением коэффициентов капитализации, поэтому требование отделения Фонда социального страхования, касающееся применения коэффициентов капитализации и капитализации дополнительных расходов, связанных с медицинской и социальной реабилитацией потерпевших, может быть включено в реестр требований кредиторов должника.
Данный вывод содержится и в постановлении Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06 сентября 2005 года N 4275/05.
Таким образом, судом первой инстанции был сделан ошибочный вывод о том, что коэффициенты капитализации, используемые в соответствии с Методикой для расчета капитализированных платежей, не подлежат применению.
При таких обстоятельствах и на основании части 2 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обжалуемые определение Арбитражного суда города Москвы и постановление Девятого арбитражного апелляционного суда не могут быть признаны законными.
Кассационная инстанция на основании пункта 3 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации считает, что дело подлежит передаче на новое рассмотрение для проверки правильности исчислений капитализированных платежей и соблюдения порядка, установленного Постановлением Фонда социального страхования от 30.07.2001 г. N 72.
Руководствуясь статьями 176, 284-290 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, постановил:
определение от 5 сентября 2005 года по делу N А40-18984/05-123-34Б Арбитражного суда города Москвы и постановление от 1 ноября 2005 года N 09АП-11991/05-ГК Девятого арбитражного апелляционного суда отменить, дело передать на новое рассмотрение в Арбитражный суд города Москвы.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 22 декабря 2005 г. N КГ-А40/12487-05
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника
Документ приводится в извлечении: без указания состава суда, рассматривавшего дело, и фамилий лиц, присутствовавших в судебном заседании