В Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона (далее - проект).
Проектом предлагается внести изменение в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и обязать учреждения государственной и муниципальной системы здравоохранения направлять в двухнедельный срок по запросам военных комиссариатов сведения о состоянии здоровья граждан, состоящих на воинском учете или не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете.
В связи с этим проектом также предлагается внести соответствующие дополнения в статью 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан с тем, чтобы указанные сведения по запросам военных комиссариатов могли направляться без согласия гражданина или его законного представителя.
Вместе с тем Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" установил исчерпывающий перечень мероприятий, которые должны проводиться для изучения состояния здоровья граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности. К таким мероприятиям относятся медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан при первоначальной постановке на воинский учет и проведение с ними лечебно-оздоровительных мероприятий, а также медицинское освидетельствование и медицинское обследование граждан, подлежащих призыву на военную службу.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву на военную службу, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2003 г. N 123. Военно-врачебная экспертиза определена статьей 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.
Порядок получения от медицинских организаций сведений о состоянии здоровья граждан определен пунктом 11 Положения о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с данным пунктом медицинские организации независимо от организационно-правовой формы обязаны сообщать в 2-недельный срок по запросам военных комиссариатов, кадровых органов федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба в органах), штатных военно-врачебных комиссий сведения о гражданах, состоящих на учете (наблюдении) по поводу психических расстройств, наркомании, алкоголизма, токсикомании, злоупотребления наркотическими средствами и другими токсическими веществами, инфицирования вирусом иммунодефицита человека, состоящих на диспансерном наблюдении по поводу других заболеваний, с указанием диагноза и даты постановки на учет (наблюдение), а также представлять медицинские карты амбулаторных больных и при необходимости другие медицинские документы (медицинские карты стационарных больных, рентгенограммы, протоколы специальных методов исследования и т.п.), характеризующие состояние здоровья граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, граждан подлежащих, призыву на военную службу, граждан, поступающих на военную службу (службу в органы) по контракту, граждан, поступающих в военно-учебные (учебные) заведения, училища, и граждан, пребывающих в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации.
Должностные лица, ознакомленные со сведениями, составляющими врачебную тайну, несут ответственность за разглашение этих сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
По окончании медицинского освидетельствования военные комиссариаты, кадровые органы федеральных органов исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба в органах), штатные военно-врачебные комиссии возвращают в 2-недельный срок медицинские документы в соответствующие медицинские организации.
Таким образом, предлагаемые проектом изменения расширительно определяют компетенцию военных комиссариатов, установленную Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе" в части касающейся изучения состояния здоровья граждан в связи с исполнением ими воинской обязанности, и статьей 51 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Кроме того, законопроект сужает круг органов и должностных лиц, которые вправе истребовать указанные медицинские документы, по сравнению с Положением о военно-врачебной экспертизе.
Вместе с тем в целях взаимного согласования статей 51 и 61 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан предлагается дополнить часть четвертую статьи 61 Основ законодательства об охране здоровья граждан пунктом 6 следующего содержания:
"6) в целях проведения военно-врачебной экспертизы в порядке, определенном Положением о военно-врачебной экспертизе, утверждаемым Правительством Российской Федерации.".
Законопроект может быть поддержан Правительством Российской Федерации при условии устранения указанных замечаний до рассмотрения его в первом чтении.
Заместитель |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 7 июля 2005 г. N 2150п-П4 "Официальный отзыв на проект федерального закона N 120926-4 "О внесении изменений в Федеральный закон "О воинской обязанности и военной службе" и в Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан", внесенный депутатом Государственной Думы А.А. Сигуткиным"
Текст письма официально опубликован не был