Заключение
Правового Управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 26 сентября 2005 г. N вн. 2.2-1/2708
по проекту федерального закона N 211454-4 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации, Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "Об исполнительном производстве", внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
1. Устанавливая условия и порядок, а также особенности исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, проект допускает, при определенных обстоятельствах, возможность неисполнения вступивших в законную силу судебных актов (пункт 8 статьи 1 проекта, а именно: пункты 2 и 3 новой статьи 242.1, пункт 5 новой статьи 242.2, пункт 2 новой статьи 242.3, пункт 2 новой статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Указанные положения проекта противоречат положениям статей 3 и 6 Федерального конституционного закона "О судебной системе Российской Федерации", а также положениям статей 13 ГПК РФ и 16 АПК РФ, содержащим требование об обязательности исполнения на всей территории Российской Федерации вступивших в законную силу судебных актов.
2. В законопроекте имеются противоречия в регулировании вопроса об установлении особенностей исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Так, из пункта 2 статьи 1 законопроекта (изменения к статье 7 Бюджетного кодекса) следует, что к бюджетным полномочиям федеральных органов исполнительной власти будет отнесено, в том числе, установление особенностей исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. В тоже время в другом положении проекта (пункт 8 статьи 1 - пункты 3 и 6 новой статьи 242.4 Бюджетного кодекса) говорится о том, что порядок приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов) устанавливается нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, что не согласуется с упомянутыми выше изменениями к статье 7 Бюджетного кодекса.
Аналогичное замечание относится также и к другим положениям проекта, в которых в соответствующих случаях говорится об установлении такого порядка муниципальными правовыми актами (пункт 8 статьи 1 проекта - пункты 3 и 6 новой статьи 242.5 Бюджетного кодекса).
В этой связи полагаем, что в целях соблюдения принципа единства бюджетной системы Российской Федерации порядок приостановления операций по расходованию средств на лицевых счетах должника должен быть определен именно на федеральном уровне (см. также пункт 3 новой статьи 242.2 Бюджетного кодекса).
3. Дополнение статьи 29 Бюджетного кодекса (пункт 3 статьи 1 законопроекта) словами "единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" вступает во внутреннее противоречие с проектируемой главой 24.1 Бюджетного кодекса, которая предусматривает два отличающихся друг от друга порядка исполнения судебных решений: один - через главного распорядителя средств федерального бюджета или орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений, второй - в соответствии с Федеральным законом "Об исполнительном производстве", то есть через судебного пристава-исполнителя (пункт 8 статьи 1 законопроекта, включающий проектные статьи 242.2, 242.3, 242.4, 242.5 Бюджетного кодекса);
4. Выведение из компетенции службы судебных приставов исполнения судебных решений по взысканиям из бюджета (пункт 7 статьи 1 проекта) лишает возможности контроля со стороны указанной службы за исполнением бюджетными органами состоявшегося и вступившего в силу судебного постановления, лишает гражданина возможности, в случае неисполнения взыскания, прибегнуть к внесудебным мерам воздействия, предусмотренным статьями 45, 46, 57 - 63, 86, 87 Федерального закона "Об исполнительном производстве". Например, за неисполнение законных требований судебного пристава-исполнителя виновное должностное лицо может быть подвергнуто судебным приставом-исполнителем штрафу в размере до ста минимальных размеров оплаты труда.
5. В пункте 2 статьи 2 проекта предусматривается положение, согласно которому к исполнительному листу о взыскании средств из соответствующего бюджета должна прилагаться заверенная судом копия судебного постановления, для исполнения которого выдан исполнительный лист. Вместе с тем затронутый вопрос решен в действующем ГПК РФ. Так, статья 214 названного Кодекса предусматривает высыпку копии решения лицам, не участвующим в деле. Кроме того, согласно положению, содержащемуся в части 5 статьи 167 ГПК РФ, стороны вправе просить суд о рассмотрении дела в их отсутствие и направлении им копий решений суда. В соответствии с положениями части 2 статьи 193 ГПК РФ при объявлении только резолютивной части решения суда председательствующий обязан разъяснить, когда лица, участвующие в деле, их представители могут ознакомиться с мотивированным решением суда. В случае участия сторон (их представителей) в процессе, они знакомятся с существом решения в момент его оглашения, а по вступлении его в силу вправе получить копию решения.
Кроме того, предлагаемое дополнение вносится в статью 428 ГПК РФ, в которой об исполнительных листах говорится лишь в части первой. Вторая часть касается вопросов выдачи судебного приказа, который также является судебным постановлением (часть 1 статьи 121 ГПК РФ), сочетающим в себе элементы решения и исполнительного документа. Поэтому при выдаче судебного приказа никакого иного решения по данному делу не выносится.
6. В статье 3 проекта предлагается дополнить часть третью статьи 319 АПК РФ положением, согласно которому в случае обращения взыскания на средства соответствующего бюджета к исполнительному листу должна прилагаться копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист. Между тем затронутый вопрос также уже решен в статье 177 АПК РФ, согласно которой копии решения направляются лицам, участвующим в деле в пятидневный срок со дня принятия решения (часть первая данной статьи Кодекса). В таком же порядке лицам, участвующим в деле, направляются копии постановления арбитражного суда апелляционной инстанции (часть 4 статьи 271 Кодекса) и копии постановления арбитражного суда кассационной инстанции (часть 4 статьи 289 Кодекса).
7. В законопроекте упоминается такой документ как "запрос-требование", который в действующей реакции Бюджетного кодекса отсутствует. В этой связи считаем целесообразным дать его законодательное определение.
Замечания юридико-технического характера
1. Слова "РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ", идущие после номера законопроекта, необходимо снять.
2. По статье 1 законопроекта:
а) пункт 2 рекомендуем оформить следующим образом:
2) в статью 7:
дополнить новым абзацем двадцать четвертым следующего содержания:
"установление ............ (далее по тексту) ........ Российской Федерации;";
абзац двадцать четвертый считать абзацем двадцать пятым;
б) пункт 6 рекомендуем оформить следующим образом:
6) в статье 165:
дополнить новым абзацем двадцать шестым следующего содержания:
"исполняет ............ (далее по тексту) ........ настоящим Кодексом;";
абзац двадцать шестой считать абзацем двадцать седьмым;
в) при изложении статей в новой редакции обозначение статьи печатается в разрядку:
пример: Статья 239.
г) в пункте 8:
в абзаце втором наименование главы необходимо напечатать прописными буквами;
в целях сохранения единообразия структуры статей Бюджетного кодекса рекомендуем в пунктах статей после двоеточия не пронумеровывать структурные единицы, в связи с этим в тексте пункта 3 статьи 242.1 Бюджетного кодекса нумерацию структурных единиц после двоеточия снять;
д) пункт 10 рекомендуем оформить следующим образом:
10) в статье 283:
дополнить новыми абзацами двадцать третьим и двадцать четвертым следующего содержания:
"несоблюдение ................... (далее по тексту) ........ настоящего Кодекса;
несвоевременное ............ (далее по тексту) ........ Российской Федерации;";
абзац двадцать третий считать абзацем двадцать пятым;
3. Статью 3 данного законопроекта рекомендуем изложить так:
Статья 3
Статью 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3012) дополнить частью 3.1 следующего содержания:
"3.1. Если судебный акт ............ (далее по тексту) ........ исполнительный лист. ".
4. Статью 4 данного законопроекта необходимо изложить следующим образом:
Статья 4
Внести в статью 1 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 30, ст. 3591) следующие изменения:
1) слова "Настоящий Федеральный закон" заменить словами "1. Настоящий Федеральный закон";
2) слова "или бюджеты всех уровней" исключить;
3) дополнить пунктом 2 следующего содержания:
"2. Условия и порядок ............ (далее по тексту) ........ Российской Федерации.".
5. Необходимо скорректировать структуру статьи 5 данного законопроекта и изложить данную статью следующим образом:
Статья 5
1. Неисполненные ............... (далее по тексту) ........... до вступления в силу настоящего Федерального закона, исполняются в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в редакции настоящего Федерального закона).
2. Неисполненные ............... (далее по тексту) ........... Федерального закона.
3. Неисполненные ............... (далее по тексту) ........... до вступления в силу настоящего Федерального закона, исполняются в соответствии с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), статьи 319 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона), статьи 1 Федерального закона "Об исполнительном производстве" (в редакции настоящего Федерального закона).
Начальник управления |
Г.П. Ивлиев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.